Статья Реализация инновационных подходов в воспитании и обучении детей детского дома

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Н. Петрова, К.В. Петров

воспитатели,

ГБОУ РМЭ «Люльпанский специальный

(коррекционный) детский дом для детей- сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VII вида»

Реализация инновационных подходов

в воспитании и обучении детей детского дома

Что следует понимать под инновациями в образовании? Большинство определений в качестве основных ключевых содержит слова «нововведение», «новое», «обновление». С этим нельзя не согласиться. На наш взгляд, инновация в образовании - это целенаправленное изменение, вносящее в его определённый объект новые элементы, дающие стабильные и более эффективные результаты.

Целью образования становится развитие личности, овладение новыми способами получения знаний и подготовка человека к полноценной жизни в обществе. Каждый ребенок должен: знать основные предметы, обладать навыками самообучения, обладать навыками критического мышления, обладать навыками ИКТ грамотности, обладать навыками совместной работы, обладать навыками работы с информацией 21 века.

Чтобы дети детского дома наравне с другими детьми стали полноценными гражданами 21 века, необходимо учить их овладевать этими навыками.

Мы решили в своей работе особое внимание уделить развитию критического мышления у детей. Работая по технологии критического мышления, дети реализуют свои потребности и возможности решать проблемы самостоятельно, а также обучаются способам оценки своей собственной деятельности. Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий занятия используются свои методические приемы. Их достаточно много. Это такие приемы как: «Мозговой штурм», «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы», «Перекрестная дискуссия», «Синквейн», « Понятийное колесо» и другие.

Наш опыт использования некоторых приёмов технологии критического мышления.

Прием «Синквейн», особо любим детьми, дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, создает условия для раскрытия творческих способностей детей. Например, осуществляя подготовку к новогоднему празднику, дети планировали, организовывали, анализировали свою деятельность. В качестве рефлексии дети 2 класса составляли Синквейн на тему «Новый год», а дети старшего возраста, используя ИКТ, сделали фильм «Как мы встречали Новый год!»

Пример синквейна на тему «Новый год» (пишется в столбик)

1. Новый год 2. Радостный, долгожданный 3. Приходит, веселит, радует.

4. Я радуюсь новому году 5. Зима, праздник, подарки

«Разбивка на кластеры». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ребенок записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Например, работа на самоподготовке. Готовясь к контрольной работе по окружающему миру на тему: «Системы органов человека» мы рисуем следующий кластер. В центре будет слово «Человек» (это главное в теме), вокруг - системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, и т.д.), причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции. Таким образом «гроздь» разрастается. Визуально детям легче запомнить материал и результаты становятся лучше в разы.

«Круги по воде». Этот прием является универсальным средством активизировать знания детей и их речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать ключевое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование.

Например: Занятие на тему: Растения (записывается в столбик) Растения. Р- рябина, А- астра, С- сосна, Т - тополь, Е - ель, Н - нарцисс, И - ива, Я - яблоня.

Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм занятия. Каждый из нас ищет себя, пытается найти нужные приемы и методы. Главное понять, что одна технология не является «панацеей» в этом вопросе. Думаем, можно утверждать, что каждый ребенок успешен, талантлив, уникален абсолютно во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Мы привели лишь малую долю методических приемов и педагогических технологий, связанных с формированием у детей критического мышления.

Список источников:

1. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя /

И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

2. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /

С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004.

3. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя / И. О. Загашев,

С. И. Заир-Бек, И. В.Муштавинская. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.


© 2010-2022