Доклад по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы деятельности учащихся»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет









Доклад по теме:

«Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы деятельности учащихся»




Работу выполнила:

Леонтьева Нина Алексеевна,

учитель физики МБОУ «Мотызлейская ООШ»



Декабрь, 2015 года

(Слайд №1)

Тема: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы деятельности учащихся»

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от её мотивации. (Слайд №2)

Образовательная мотивация, как определяют её психологи - это система факторов, обуславливающих учебную деятельность и поведение учащихся.

(Слайд №3) В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации педагог располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации - проблема значительно более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.

(Слайд №4)

Психологи выделяют четыре вида внутренней мотивации:

  1. Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности).

  2. Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности).

  3. Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки).

  4. Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя).

Формирование мотивов учения - это создание в учреждении условий для появления внутренних побуждений к учению, создание их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует её развитие системой психологически продуктивных приёмов.

Но формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

А для этого необходимо развивать мотивационную сферу деятельности обучающегося.

(Слайд №5)

Мотивационную сферу обучающегося составляют такие понятия:

1. Потребности - это состояние нужды человека в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования.

2. Мотивы - это побуждение к деятельности, то ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

3. Цели - это представляемый и осознаваемый результат деятельности.

(Слайд №6)

Понятие о мотивах и их классификация

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью; другие мотивы лежат, как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз), узколичными (получить хорошую оценку любой ценой, избежать неприятности) и престижными (выделиться среди товарищей и т.д.).

По данным исследователей (Л.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов), первое место занимают широкие социальные мотивы, второе - узколичные, третье - познавательные.

. Педагогические методы, приёмы и условия развития мотивации к занятиям прикладным творчеством

(Слайд № 7)

Формирование мотивации на отдельных этапах занятия

Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь полную психологическую структуру - от понимания и постановки учащимися целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе занятия учитывается несколько видов побуждений учебной учащихся: опора на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывание мотивов относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилении мотивов ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),усиление непроизвольных мотивов удивления, любознательности.

  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь необходимо ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.).

  • Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Конечно, важно показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п.

(Слайд №8)

Важную роль в формировании мотивационной сферы обучения играет личностное целеполагание учащихся.

Важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться отрабатывать с ним последовательно постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

(Слайд №9)

Содержание такого типа заданий, используемых на уроке :

- определите собственные цели урока (его этапа);

- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на уроке;

- определите важность, значимость изучаемого материала;

- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

(Слайд № 10)

- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных ) ;

- определите способ решения своей учебной задачи;

- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

- определите свои затруднения во время занятия;

- представьте себя на месте педагога: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

Познавательный интерес

(Слайд №11)

Познавательный интерес - это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у учащихся - показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение, умственное развитие и воспитание личности - интерес является связующим звеном. Благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

(Слайд №12)

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?

1. Прежде всего, такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

(Слайд №13)

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

(Слайд №14)

5. Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

Развитие у учащихся мотивации, познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основной задачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса к обучению. Основное средство решения этой задачи - правильное применение методов.

(Слайд№15)

Приёмы и условия развития познавательного интереса учащихся

(Слайд №16)

1. Приём новизны формы действия предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений, использования нетрадиционных методов и различных материалов.

Показателем проявления интереса в этом случае является эмоциональная реакция, учащиеся работают с удовольствием, со стремлением научиться новому, добиться нужного результата. Работа вызывает у учащихся не только удивление, но и восхищение.

2. Приём чередования форм и методов обучения, который позволяет удерживать внимание и интерес учащихся к выполняемой работе.

3. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

Проблемные вопросы способствуют появлению у обучающихся удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

4. Эвристический приём. Опираясь в своём вопросе на имеющиеся у обучающихся знания, необходимо помочь ученикам, с помощью наводящих вопросов, найти правильный ответ .

(Слайд № 17)

5. Задачи :

1.Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2.Задачи, способствующие развитию логического мышления.

3.Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими .

4.Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задачи различного характера вызывают у обучающихся живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к процессу обучения. Эти задачи могут быть очень разнообразны, иметь проблемный или не проблемный характер, даваться в занимательной или обычной форме. Основное, что должно достигаться постановкой задачи - это обоснование темы, осуществление связи её с предыдущим материалом, установление чёткой перспективы приобретения существенных знаний. Именно эти качества познавательных задач, как правило, вызывают желание работать на предстоящем уроке, активизируют учащихся.

(Слайд № 18)

6. Внеурочные формы работы и игровая деятельность.

В формировании интереса также важную роль играют внеурочные формы работы: различные конкурсы, викторины, умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Развивать и сохранять учебную мотивацию у школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.

7. Создание ситуации успеха. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.

Таким образом, постановка перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у обучающихся умения доказывать и обосновывать свои суждения - всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обуславливает развитие познавательного интереса к обучению. Использование данных приёмов повышает стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий и развивает познавательный интерес.



Заключение

Итак, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

(Слайд № 19)

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

(Слайд № 20)

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

5) сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.

А следовательно учитель должен помнить:

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к занятиям .

2. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство педагога и стимулирует это мастерство. Для развития мотивации учащихся к обучению, для развития интереса у учащихся, педагог должен обладать разносторонними и глубокими знаниями, хорошо знать психологию детей, учить с удовольствием, сочетать различные методы обучения и создавать подходящую обстановку для обучения.

(слайд №21)

(Слайд № 22) Спасибо за внимание!

Источники

saburovka.narod.ru/motivacija.htm
iaim.ru/motivaciya-uchebnoj-deyatelnosti/
e-reading.club
scienceforum.ru

© 2010-2022