Классный час на тему «Этикет»

«Однажды Марк Твен рассказал такую историю о себе: «…Я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Я тоже был одним из гостей. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я механически стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак,...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ЭТИКЕТ»


Предварительная работа

  1. Анкетирование учащихся класса:

  • По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?

  • Кого из нашего класса вы считаете воспитанным человеком?


  1. Анкетирование учителей, работающих в классе:

  • Кого из учащихся класса можно считать воспитанным?


  1. Домашнее задание к классному часу:

  • Посмотреть в словарях, что означает слово «этикет»;

  • Каких правил прошлых веков не придерживаются в наше время?

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Отрывок из книги Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности».

«Однажды Марк Твен рассказал такую историю о себе: «…Я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Я тоже был одним из гостей. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я механически стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, - в этот момент в меня словно попала молния: галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Учитель: Да, было время, когда недопустимо было появляться в обществе без галстука. Я просила вас поговорить с родителями, бабушками и дедушками и выяснить, какие правила этикета прошлых столетий ушли, и мы не придерживаемся их в XXI веке.

Ученики: Ношение париков, приседания, поклоны, реверансы при приветствии; мужчины не могли сидеть, если рядом стояла женщины и т.д.

Учитель: Эти правила ушли, но остались другие. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.

Ученики: ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения где-либо.

Учитель: Перед классным часом мы проводили анкету. Итоги анкетирования! Может быть, во время анкетирования вы не всех вспомнили, но может быть и такое, что ребята, которые попали в один список и не попали в другой, при взрослых проявляют свои положительные качества, а в кругу сверстников о них забывают; или наоборот - в кругу друзей мы более внимательны и общительны, чем со взрослыми. Те, кто вошел в один список и не вошел в другой, - вам есть о чем подумать. А тем, кто не обнаружил своей фамилии ни в одном списке, - вам всерьез надо задуматься о своем поведении.

На вопрос анкеты «По каким качествам вы судите обуровне воспитанности человека?» вы ответили:


  • Внешний вид;

  • Манера разговаривать и слушать других;

  • Готовность прийти на помощь;

  • Не лезет в чужие разговоры и дела.

Эти и другие качества являются нашей визитной карточкой, своеобразной этикеткой нас самих.

Есть ли что-то общее между словами этикет и этикетка? Этикетку все видели, все знают: на спичечной коробке, на газированной воде, на одежде в магазине яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает наше внимание и рассказывает о предмете. Этикетка словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравится этот «полномочный посол», во многом зависит и отношение к его «хозяину» - самой вещи.

А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус к одежде и т.д. тоже являются своеобразной этикеткой. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.

Послушаем рассказ о двух людях, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.

РАССКАЗ 1

(Отрывок из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу»)

Однажды задержались мы всей семьей в аэропорту. Ждали самолета. И присоединился к нам попутчик, мужчина средних лет. В руке дипломат, сам спортивного телосложения. Аккуратный костюм отлично сидел на нем. Познакомились. Разговаривая с моим мужем, он хватал его за пуговицу на пиджаке, кричал ему в самое ухо, будто имел дело с глухим. А нашего сынишку новый знакомый подкидывал высоко в воздух и, полюбовавшись его испугом, задавал один и тот же вопрос: «Ты кого больше любишь: мамку или папку?» Мы поспешили с ним расстаться. Нам не захотелось продолжать знакомство. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, что он отличный специалист и умеет замечательно работать. Не исключено, что у него есть огромная овчарка или маленькая кудрявая болонка, и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы узнали бы об этих прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением, подружиться на многие годы. Но нам не захотелось узнавать его поближе, потому что общаться с ним неприятно из-за его плохих манер.

РАССКАЗ 2

(Из жизни соседей)

У мужа одной моей знакомой по правой половине лица проходит шрам, передвигается он, слегка прихрамывая. Людям, не знакомым с ним, хочется побыстрее отвести от него взгляд. Но для знающих его людей, это один из красивейших людей на земле. Они знают, что он прекрасный муж и заботливый отец. Многие мальчишки во дворе завидуют Сашке - его сыну, когда тот вместе с отцом возвращается счастливый с рыбалки, или они вместе идут на школьный стадион погонять мяч, или поют под гитару, собравшись всей семьей. А шрам и хромота у него оттого, что вытаскивал из горящей машины друга и его семью, когда они на нескольких машинах поехали отдохнуть на Байкал.

С каким из мужчин вам захотелось бы общаться? В каком рассказе за красивой этикеткой прячется «некачественный товар», а где этикетка оставляет желать лучшего и не соответствует высокому качеству внутреннего содержания?

(Идет обсуждение, беседа, дискуссия).

В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка - это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда, рано или поздно люди обязательно разберутся, что к чему.

Давайте и мы попробуем разобраться в некоторых ситуациях. У вас на столах лежат карточки, на которых описаны истории из жизни. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят и дайте оценку их поведению.

СИТУАЦИЯ № 1

Класс собрался на экскурсию, из школы надо выйти в 11 часов. Ребята собрались. На часах 11.05. Надо идти, но нет Иры и Володи. Все смотрят по сторонам. Вот бежит Ира: «Здравствуйте, ребята. Извините за опоздание. Мама немного задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку одну». Все двинулись в путь. Из-за угла появился Володя: «Ну, что - собрались? Идемте, а то опоздаем», - сказал он.«Где ты был, - спросили ребята, - мы тебя ждем». На что Володя ответил: «Видик досматривал». «Ты разве не знаешь, что опаздывать не красиво?» - «Знаю, но так получилось».

Кто из школьников проявил большую воспитанность?

Случается ли такое в нашем классе?

Учитель: Существует правило «5минут». Не стоит приходить на встречу очень рано, т.к. вы теряете свое время. Но и не опаздывай - цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

СИТУАЦИЯ № 2

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее рядом, поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты… Спасибо…Не надо.

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Все ли правильно было в поведении этой девочки?

Учитель: Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одно из них - тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность не одно и тоже. Вежливость у девочки есть, а тактичность отсутствует. Правила этикета не позволяют говорить женщине и даже намекать о ее возрасте, сколько бы ей ни было лет: 25, 45 или 85.

СИТУАЦИЯ № 3

В лагере Олега направили в пятую палату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в запасе - мигом отвяжутся. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку подальше спрятать.

А Сергея определили в седьмую палату.

- Привет, ребята! А меня сюда направили. Я - Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Посмотрите, какой у меня компас. Отец подарил… И вообще, если что-то надо: книги, ножик, фонарик - берите, я их сверху положу.

Обсуждение ситуации с детьми: с кем из героев они хотели бы оказаться в одной палатке, почему?

Учитель: К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. С подобными мыслями трудно быть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

Чувствуете разницу? Те, кто заражен недоверием и злостью, скорее всего сами такими и являются. Великий педагог А.С.Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой. Оптимист - человек, который верит в хорошее. А оптимистическая гипотеза - это предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и нужно строить свои отношения с людьми.

Далее участникам предлагаются на подносе шоколадки:

Красивая этикетка и настоящая шоколадка внутри

Красивая этикетка и пластилиновая шоколадка внутри

Некрасивая этикетка и настоящая шоколадка внутри



Дети должны выбрать одну из них и развернуть.

Учитель: Разверните упаковки, посмотрите на их содержимое. Поделитесь своими чувствами.

Ученики, выбравшие красивую упаковку с пластилином внутри: обманулись, поверили красивой этикетке, не узнав содержимого. Обидно.

Учитель: Какой урок в отношениях с людьми вы извлекли, глядя на свою «шоколадку»?

Ученики: За красивой внешностью может скрываться внутренняя пустота. Когда съедают шоколад, этикетку выбрасывают, и в памяти остается только внутреннее содержание.

Учитель: Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на вашу «шоколадку»?

Ученики: Человек в аэропорту, девочка в трамвае.

Ученики, выбравшие некрасивую этикетку с натуральным шоколадом внутри: сначала мы были недовольны выбором, но потом, увидев, что шоколад настоящий, обрадовались.

Учитель: Какой урок вы извлекли?

Ученики: Не делать поспешных выводов о человеке с первого взгляда. Непривлекательные внешние данные могут скрывать богатый внутренний мир.

Учитель: Кто из героев символизирует вашу шоколадку?

Ученики: Человек со шрамом, Марк Твен.

Ученики, которые выбрали красивую этикетку с натуральным шоколадом:

Приятно, что ожидания не обманулись - этикетка соответствует качеству товара.

Учитель: Какой урок вы извлекли?

Ученики: Идеально, когда поведение человека, его дела и слова соответствуют нормам поведения.

Учитель: Кто из героев похож на вашу шоколадку?

Ученики: Сергей в лагере, Ира на экскурсии.

Учитель: У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», « - », «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки.

Ребята составляют формулы, подводя тем самым итог классного часа.

ЗНАНИЕ ЭТИКЕТА

СОБЛЮДЕНИЕ ЕГО ПРАВИЛ

=

+

ВОСПИТАННОСТЬ

З

ЗНАНИЕ ЭТИКЕТА

СОБЛЮДЕНИЕ ЕГО ПРАВИЛ

ЭТИКЕТКА

-

=АНЗЗ




ВЫВОД: Воспитанность заключается в знаниях правил этикета и в их выполнении. Нос если человек знает правила этикета, но не выполняет их, он создает только видимость воспитанности, надевает на себя красивую этикетку.

Учитель: Воспитанность и хорошие манеры - не только этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда нечестный человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет дверь, пропустит вперед. Но нельзя бесконечно притворяться. Рано или поздно он устанет притворяться, снимет маску, и все увидят его настоящее лицо: злое и неприятное. Я желаю вам быть людьми воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось хорошее впечатление о вас. Удачи вам!.


© 2010-2022