Сценарий классного часа Проблемы защиты прав человека (2 курс)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий открытого кураторского часа

на тему:

«Проблема ограничения права человека на жизнь»

Направление воспитательной работы: формирование правовой культуры, духовно-нравственное воспитание

Цели проведения кураторского часа:

- формирование разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией;

- расширение кругозора студентов;

- развитие у студентов навыки публичных выступлений;

- формирование ответственного отношения к выполняемой работе.

Задача: совершенствование основных направлений формирования гармоничной личности с учетом требований современного формирующегося гражданского общества

Оснащение кураторского часа: презентации на тему: «Смертная казнь как способ ограничения права человека на жизнь»; «Запрет эвтаназии как способ ограничение права человека на жизнь»

- демонстрационные фильмы «Смертная казнь: за и против»;

- демонстрационный фильм «Эвтаназия»

Ход проведения кураторского часа:

  1. Вступительное слово куратора, формулирование целей кураторского часа

  2. Сообщения студентов

  3. Дискуссия по теме

  4. Заключительное слово куратора, подведение итогов

Вступительное слово преподавателя:

Дорогие ребята! Тема нашего сегодняшнего кураторского часа посвящена проблемам ограничения права человека на жизнь. Как вы думаете, почему мы именно сегодня мы обсуждаем данную тему?

И действительно, два дня назад в России отмечали день защиты прав человека. Как Вы думаете, насколько остро сегодня в нашей стране стоит проблема защиты прав человека? Почему важно уделять внимание данной проблеме?

И действительно, проблема защиты прав никого не может оставить равнодушным. В первую очередь, это связано с тем, что каждый из нас может в любую минуту сам пострадать из-за нарушения прав, а, во-вторых, нам, как будущим юристам, в нашей будущей профессиональной деятельности не раз придется выступать в роли защитников нарушенных прав человека. Однако, сама по себе проблема, связанная с защитой прав человека по своему объему является просто глобальной, поэтому сегодня мы будем разговаривать с вами о проблемах ограничения только одного права человека, но самого основополагающего из всех прав, которые существуют. Речь идет, конечно же, о праве на жизнь.

Как вы думаете, чем будут нам полезно обсуждение данной темы? Мы сможем высказать свою точку зрения и всерьез задуматься над тем, в каких же случаях можно, а, может быть, просто необходимо, ограничивать право на жизнь, тем самым мы будем повышать уровень своей правовой культуры, вырабатывать активную жизненную позицию. Представим, что каждый из нас является адвокатом и пытается отстоять свою точку зрения в суде.

Жизнь является величайшим из благ личности, ибо все остальные права, свободы и обязанности производны и утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Не случайно одной из заповедей Христа, является "Не убий", т.е. не посягай на жизнь другого человека.

Лишение жизни необратимо и, по сути, означает прекращение существования индивида, личности, члена общества.

Жизнь возникает вне государственных велений и институтов. Она дается человеку природой (согласно некоторым концепциям - Богом), но никогда - государством или властью. Последние обязаны лишь признавать, уважать и всемерно защищать эту ценность, которая доминирует над всеми другими.

Что же касается содержания права на жизнь, то согласно взглядам исследователей данной проблемы, право на жизнь из двух блоков:

1. права на неприкосновенность жизни - невозможность ее произвольного лишения;

2. права на свободное распоряжение ею.

Отдельная проблема в области обеспечения права на жизнь - право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Право на жизнь выступает как ограничитель смертной казни. По сей день, смертная казнь сохраняется в более чем 100 странах мира (за общеуголовные, наиболее тяжкие преступления).

В связи с вступлением в Совет Европы в России установлен мораторий на исполнение смертных приговоров. В настоящее время в России смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона, реально обеспечивающего каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Обозначенное право должно быть обеспечено в равной степени всем обвиняемым на территории РФ, так как оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь.

Выступление студентки: «Аргументы «За» и «Против» смертной казни»:

Вступление

Право на жизнь является основным правом каждого человека, без которого все остальные права и свободы утратили бы свой смысл.

Жизнь-лучшее благо, дарованное нам природой. Вправе ли государство ограничивать право на жизнь, и если да, то каковы приделы такого ограничения.

Все мы знаем, что государство может карать или миловать лиц, приступивших государственный закон. Но оправдывает ли себя смертная казнь: отбирая жизни у людей, что получает государство в замен ? Актом смертной казни невозможно вернуть к жизни жертв преступления, а наказание ради смерти вряд ли согласуется с принципами правового государства. И вообще можно ли ограничить право на жизнь рамками закона?

Дискуссия о необходимости смертной казни не утихает уже ни одно столетие. Сама же смертная казнь имеет многовековую историю.

История происхождения и развития смертной казни

На протяжении человеческой истории отношение к смертной казни менялось, конечно, и в связи с общим развитием цивилизации и права. Так, в древности тюремное заключение почти не практиковалось. Вся система наказаний была совершенно иной: продажа в рабство, пытки, телесные наказания. Смертная казнь могла быть изощренно жестокой («квалифицированной»), применялась широко и нередко за незначительные проступки.

С развитием тюремной системы лишение свободы становится одним из основных видов уголовного наказания. В XIX веке практически во всей Европе как противники, так и сторонники смертной казни пришли к единодушному выводу, что ее публичность воздействует на общественные нравы развращающе, что часто вспышки жестокостей случаются именно в тех местах, где только что произведена публичная казнь.

«Бесчисленное множество примеров показывает, что злодеяния случались и во время самой казни». (проф. К. Г. Лаигер)

Казни стали совершать в пределах тюремной ограды или же ранним утром в безлюдных местах.

В XIX веке повсеместно усиливается стремление к ограничению и даже полному запрещению смертной казни в законодательном порядке. Следующий драматический цикл событий, связанный со смертной казнью в истории России относится к 1917 году. Февральская революция отменила смертную казнь полностью, и Россия стала (к сожалению, лишь на очень короткое время) одной из самых свободных стран той эпохи. Летом 1917 года Временное правительство восстановило смертную казнь на фронте. Это вызвало резкие протесты и движение за отмену смертной казни (несмотря на чрезвычайные обстоятельства) приобрело всенародный размах.

Ни одно государство, претендующее на цивилизованность, не знало столь массовых казней, взятия и расстрелов заложников: расстрелов по спискам, расстрелов людей, которые были даже оправданы по суду. Одним из первых, широко известных и описанных преступлений был расстрел царской семьи - 11 человек, включая женщин и малолетних детей. Наша юстиция не квалифицировала этот акт как тягчайшее преступление до сих пор. Таким образом ею презюмируется, что в каких-то целях допустимо убийство ребенка, женщины, совсем посторонних для ситуации лиц (доктор Боткин и др.). Недопустимо, чтобы и сегодня вопрос о подобном «праве» оставался открытым. Незафиксированность нравственной и правовой позиции государственной власти в этом деле фактически поощряет (пусть косвенно и неявно) и сегодняшние тягчайшие преступления своих граждан.

Только по официальным данным 1917-1919 гг. внесудебными органами ВЧК было расстреляно 6671 человек, в 1920 г. военными трибуналами приговорены к смертной казни 6541 человек, а с 1921 по 1954 год к смертной казни приговорено 642 тыс. 980 человек. Вдумаемся в эту цифру (конечно, далеко не полную)... Ни одна страна в мире не знала столь кровавой бойни.Попытки отмены смертной казни (кроме 1917 г.) предпринимались в советское время еще дважды: в 1920 г. (отмена продержалась лишь несколько месяцев) и с 1947 по 1950 гг. Впрочем, эти отмены были действиями чисто пропагандистскими, поскольку применение смертной

казни внесудебными органами продолжалось (во всяком случае при второй ее отмене).

В недалёком прошлом, хотя власти и подчеркивали «временный» и «исключительный» характер смертной казни - по действовавшему законодательству она предусматривалась для 34 составов преступлений (18 в мирное и 16 в военное время). Большее количество преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, имеется лишь в Ираке, Иране, Турции, Судане, Сирии (в Иране, например, может быть казнена женщина за измену мужу).

Утверждения против смертной казни

По-видимому, прообразом смертной казни в России, как и у других народов, являлся варварский обычай кровной мести, который представлял собою не что иное, как жестокую борьбу за существование. С возникновением государства он приобретает публичный характер и трансформируется в уголовное наказание - смертную казнь, применяемую от имени государственной власти.

Удивительным образом, однако, созвучие в отношении к смертной казни наблюдается у столь несовместимых фигур XVIII века:

«Опыты свидетельствуют, что частое употребление казней не сделало людей лучшими». (Екатерина II)

«Аксиомою поставить можно, что казнь смертная совсем не нужна (разве из сожаления и по выбору преступника), что всякая жестокость и уродование не достигают в наказании своей цели». (А. Н. Радищев)

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину

Глубокоуважаемый господин Президент!

Я не хочу и не могу молчать.

В канун Нового года 29 декабря свершилось страшное по своей жестокости злодеяние - двойное убийство. Была убита моя дочь Мария - студентка V курса юридического факультета Московского университета и Александр Панаков - студент IV курса юридического факультета Московского института нефтяной и газовой промышленности. Они приняли поистине мученическую смерть, их убили - хладнокровно и зверски. Кто-то задумал и спланировал их убийство, кто-то убивал, кто-то знал о готовящемся злодеянии и не воспрепятствовал ему. Все они обагрены кровью невинно убиенных детей наших, все они виновны и перед людским, и перед Божьим судом. Нет и не может быть им никакого снисхождения. С точки зрения Высшей справедливости все они заслуживают самой суровой кары - смерти и только смерти.

Убиение двух юных влюбленных, жениха и невесты, чья жизнь только начиналась, у которых все было впереди, не может не быть не отмщенным. Было совершено деяние, которое противно человеческой совести и божественному установлению «Не убий».

Мы потрясены, наше горе безмерно, никто и ничто не может нас утешить. Ужас и отчаяние охватывает душу мою, как отца, как гражданина не только из-за невосполнимости утраты близкого и дорогого человека, не только из-за осознания собственного бессилия, невозможности что-либо изменить, но и из-за неуверенности в том, что те, кто совершил это злодеяние, не уйдут от возмездия и будут справедливо наказаны.

В настоящее время суды не выносят смертных приговоров за преднамеренные убийства, ибо в угоду политической конъюнктуре и Западу в нашей стране введен мораторий на приведение в исполнение приговоров такого рода. Считаю это серьезным нарушением прав подавляющего большинства законопослушных граждан нашего общества. Закон, который позволяет убийцам избежать возмездия, не может быть справедливым. В таком законе нет Правды, а значит, необходимо его изменить. Мораторий на смертную казнь должен быть отменен.

Хотел бы я посмотреть в глаза тому «правозащитнику», который решится возражать мне в этом моем утверждении и требовании, в тот момент, когда ему, не дай Бог, выпадет доля стоять перед гробом своего невинно убиенного ребенка. Что может знать тот, кому не довелось испытать горе и ужас видеть, как гроб с телом дорогого и любимого ребенка опускают в холодную могилу.

Глубокоуважаемый господин Президент, позвольте мне, гражданину Российской Федерации, отцу, переживающему невосполнимую утрату и скорбь, задать Вам ряд вопросов:

• Почему в мирное время на улицах наших городов убивают наших детей?

• Почему Власть и Закон не могут защитить нас и наших детей?

• Почему в стране нет Порядка, который мог бы гарантировать свободу и безопасность личности?

• Когда будет положен конец криминальному беспределу?

• Почему страна отдана на разграбление преступникам?

• Когда власть положит этому конец? Она, что, не может, не способна это сделать или не хочет?

• Когда будет отменен мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров за тяжкие преступления, совершенные против личности и общества?

Только на мгновение поставьте себя, отца двух дочерей, на мое место, постарайтесь понять меня - сколько труда, забот и любви родительской было вложено в воспитание дочери и вдруг в один миг потерять ее. Не дай Бог никому, испытать такое горе. Голова раскалывается от мучительных вопросов, на которые нет ответов: как и почему это случилось? Кто виноват? Что происходит с нашим обществом? В какую пропасть оно сползает?

Наше общество не просто становится бесчувственным, создается впечатление, что его специально приучают к равнодушию. Каждый день средства массовой информации сообщают нам сухие, бездушные, что называется, без эмоций и комментариев цифры о количестве убийств, грабежей, разбоев, краж, изнасилований. А за текстом остаются: страдания и мучения близких, и главное, - какое наказание понесли виновные. И страшно то, что люди действительно становятся бесчувственными, постепенно утрачивают способность сопереживать, сочувствовать и сострадать, пока горе и трагедия не коснется их самих или их близких.

Горестно видеть, как гибнут наши дети в Чечне, но неизмеримо горше видеть, как их стреляют, режут, насилуют на улицах наших городов, у подъездов, в подъездах домов и даже в собственных квартирах, как из миллионов беспризорных детей рекрутируются алкоголики, наркоманы и будущие преступники. А если гибнут наши дети, значит гибнет будущее России.

Глубокоуважаемый господин Президент! Российское общество единодушно одобрило и поддержало Ваши намерения жестко и беспощадно бороться с терроризмом, как с воплощением мирового зла, угрожающим стабильности общества, мировому порядку и безопасности личности. И это правильно.

Но я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что организованная преступность достигла в нашей стране ужасающих масштабов, представляющих реальную угрозу ее сохранению и выживанию. Пора признать, что криминал в нашем обществе правит бал, он давно объявил добропорядочности тотальный террор, держит в страхе каждого человека, все общество в целом, все его структуры.

Равнодушие и страх парализуют общество, разобщают и раскалывают его. Мы все боимся ходить вечером по улицам, мы волнуемся и переживаем за своих детей, когда они задерживаются в школе, в институте, на работе, мы боимся, даже находясь в собственной квартире. Чтобы спастись от страха, мы навешиваем на окна металлические решетки, устанавливаем железные двери с сейфовыми замками, те, кто могут себе это позволить, обзаводятся личной охраной, а некоторые бизнесмены, стремясь обезопасить себя, нанимают для своей охраны бандитов, платят дань разного рода "крышам". Живем как на войне, и линия фронта проходит через каждую квартиру, подъезд, улицу, дачу.

Зло ходит по земле нашей. Россия отдана на растерзание криминалу, который загнал всех нас в «гетто», этакую «демократическую» резервацию, где мы с упоением разглагольствуем о правах и свободах человека, о демократии, и каждый надеется на то, что ему повезет - горькая чаша минует его и жертвой криминала станет не он, а кто-то другой.

Господин Президент! Так дальше жить нельзя - это же социальная паранойя! Доколе нечестивые и беззаконники торжествовать будут? Настала пора государству объявить криминалу, бандитам всех мастей беспощадную борьбу с применением всех адекватных мер пресечения и наказания, которые бы могли не только обуздать криминал, но и в корне уничтожить его.

Господин Президент! Не дайте себя обмануть, когда Вам пытаются с использованием популярного сегодня жанра - публичного «шоу», или различных пиаровских штучек, внушить, что в нашем обществе царит гражданское согласие и толерантность.

Какое может быть согласие в обществе, в котором нет общественного спокойствия и мира и каждый день проливается кровь его граждан, в котором откровенно нагло расхищается, присваивается и перераспределяется государственная собственность, в котором в борьбе за места во властных структурах широко используются подкуп, шантаж, угрозы и даже убийства, в котором (и это самое страшное) криминал проникает во Власть, срастается с ней, видит в ней самую надежную «крышу». Россия истерзана, повержена и унижена не врагом извне, а врагом внутренним - криминалом и беззаконием.

Историческое будущее России, возрождение и восстановление ее мощи или окончательное ее разорение, а быть может, и политическое небытие, зависит, и я убежден в этом, от того, сумеем ли мы обуздать стихию беспредела, кроваво-хмельной разгул преступности и насилия, внутренний терроризм во всех его проявлениях, на всех уровнях общества. Не решив этой задачи, мы не сможем решить ни одной из задач, стоящих перед нами в политической, экономической и духовной сферах. Сегодня наш главный враг - внутренний терроризм. Нам крайне необходима обстоятельная, продуманная программа борьбы с внутренним терроризмом, с любыми видами преступных деяний и любыми посягательствами на свободу и жизнь граждан, подрыв экономической мощи России.

Не обеспечив условий безопасности личности, мы не сможем создать прочное стабильное общество, комфортную психологическую среду.

Если мы хотим видеть Россию сильной, могущественной и процветающей, необходимо твердой рукой навести порядок в стране, ужесточить законы, отменить мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров за тягчайшие преступления перед обществом и личностью. Надо сделать все, чтобы преступники знали: возмездие настигнет их неизбежно, чтобы они боялись неотвратимости наказания, чтобы земля горела у них под ногами.

Если кто-то отвергает необходимость борьбы с криминалом, стоит задаться вопросами, какие цели он преследует, чьим интересам он служит. Как только мы ответим на эти вопросы, все станет на свои места, мы поймем: кто друг, а кто враг России и желает ее ослабления и падения.

Какое лицемерие и бессилие мы демонстрируем всему миру! Судят Радуева - отпетого убийцу и негодяя, а он нагло смеется, потому что уверен, что уйдет от возмездия. Подростка, укравшего со своим таким же бездомным и голодным, как он сам, другом банку сгущенки из киоска, суд приговаривает к 4-5 годам тюремного заключения. А Козленка, совершившего тягчайшее преступление против государства, укравшего сотни и сотни миллионов долларов, суд освобождает из-под стражи. Ни одно из своих многочисленных обещаний взять ход расследования того или иного громкого преступления под контроль, найти и наказать виновных власть не выполнила.

Господин Президент, нам стыдно за все происходящее в нашем государстве. Неужели этот откровенный и ничем не прикрытый цинизм и продажность не унижает Вашего человеческого достоинства, не оскорбляет Вас как Президента? За преступления, совершаемые многочисленными героями наших телевизионных информационных программ, персонажами прокурорских проверок, в США казнили бы на электрическом стуле, а в Китае приговорили бы к расстрелу. А мы боимся, что кто-то на Западе упрекнет нас в недостаточной демократичности. У американцев и китайцев есть чему поучиться, как поступать с преступниками и террористами, вина которых доказана.

Господин президент! Судьба России и ее будущее - в Ваших руках. Тяжелая ноша лежит на Ваших плечах. Велика ответственность. Но понимание исторической миссии, возложенной на Вас судьбой, и своей роли как Президента Великой страны должно удесятерять чувство ответственности и решимость действовать смело и без оглядки. Не предавайте страну и народ наш на поругание преступникам, остановите грабеж и произвол. Народ поддержит Вас, народ пойдет за Вами. Он поверит в Вас окончательно тогда, когда Вы избавитесь от иллюзий и объявите конкретную программу беспощадной борьбы с криминалом, который попирает основное естественное и неотъемлемое право каждого человека, данное ему Богом - право на жизнь. Уверен, что борьба с криминалом объединит и сплотит наше общество, всю нацию, т.к. это в интересах каждого человека. Именно на этом направлении можно сейчас рассчитывать на достижение гражданского согласия и единства всех политических сил России. В этом и есть суть национальной идеи на сегодняшний момент.

В заключение своего письма, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, позвольте обратиться к Вам как к человеку и отцу.

Я не хочу, чтобы смерть наших детей была бессмысленной. В каждой такой смерти я вижу искупительную жертву за нас взрослых и зрелых людей, которые не сумели защитить такие красивые и хрупкие молодые жизни. Взываю к Вам, и хочу быть услышанным.

Мы должны, наконец, образумиться, осознать свою ответственность за жизнь наших детей, а значит, и за судьбу России. Нам надо проснуться от спячки, равнодушия и начать последовательную, жесткую и бескомпромиссную борьбу, с внутренним терроризмом с тем, чтобы истребить его под корень. Не следует забывать уроки истории: терпение народа не беспредельно. Неверие в справедливость закона, правовую систему, недоверие к государству, которое не может защитить своих граждан, неизбежно приведет к отказу от поддержки любой власти. Необходимы срочные меры по укреплению государственной власти.

При вступлении в должность Президента страны Вы поклялись «уважать и охранять права, свободы человека и гражданина... верно служить народу».

Перед памятью детей наших, замученных и невинно убиенных, хочу сказать Вам: Вы - Президент, у Вас огромная власть, данная Вам народом. Так, употребите ее, чтобы защитить основное право каждого человека - право на данную ему Богом жизнь, свободную от страха. В этом сейчас суть Вашего служения народу. Ради этого стоит отдать не только все силы и энергию, но, если потребуется, и жизнь свою. Да укрепится сердце Ваше в Правде этой! Действуйте! Промедление смерти подобно. Если не начать действовать сейчас, будет поздно: Россия может погибнуть. Потомки наши проклянут всех нас, если мы упустим шанс, который пока еще есть.

Письмо мое открытое и я смею надеяться, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, что Вы найдете возможность открыто ответить всем, кто любит Россию и болеет за нее, кто избрал Вас Президентом и связал с вами самые большие надежды на изменение жизни к лучшему, на восстановление былой мощи, величия и славы государства Российского.

Я обращаюсь ко всем гражданам России - отцам и матерям, дети которых пали жертвой царящего в стране беспредела, отцам и матерям, которых не может не беспокоить судьба подрастающих детей.

Образумьтесь, люди, давайте все объединимся в борьбе за Справедливость, право на личную неприкосновенность, установление мира и согласия в обществе! Почему молчит интеллигенция - ум и совесть нации? Почему не возвысят голос деятели русской Православной церкви и не выступят в защиту своей паствы и России, которая отдана на поругание сатанинским силам зла?

Давайте объединим свои усилия, чтобы подтолкнуть Власть к решительным действиям по оздоровлению нашего общества, по спасению истерзанной России.

Куратор:

Ребята, Я прошу вас высказать свое мнение по вопросы смертной казни. (обсуждение вопроса группой)

Право на жизнь включает в себя не только право на неприкосновенность жизни, но и право на свободное распоряжение ею.

Давайте подумаем, может ли человек в определенных случаях добровольно расстаться с жизнью, и является ли законодательный запрет эвтаназии в нашей стране своеобразным ограничением права человека на жизнь?

Сообщение студентки: «Эвтаназия - «За» и «Против»

Понятие эвтаназии

Эвтаназия (или эвтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») - практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах, среди которых можно выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть.

Виды эвтаназии

В теории выделяют два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

В Израиле в конце 2005 г. легализована эвтаназия для смертно больных пациентов, которая проводится с помощью машины. На аппарат искусственного дыхания крепится специальный таймер, который подаёт сигнал за 12 часов до отключения аппарата. Таймер можно будет оставить в действии , что приведет к отключению аппарата.

Под активной эвтаназией ("метод наполненного шприца") понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).

Активная эвтаназия может происходить в следующих формах:

1) убийство из милосердия" происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадёжно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверх дозу обезболивающего препарата;

2) "самоубийство, ассистируемое врачом", происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному покончить с жизнью;

3) собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает соответствующее устройство , как бы сам накладывает на себя руки.

Эвтаназия и Клятва Гиппократа

Идея эвтаназии в конце 20 века становится всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия, качества жизни. Клятва Гиппократа в традиционной форме противоречит реализации идеи эвтаназии.


Законодательное регулирование

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году - 360 пациентам.

С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства.

Набор для эвтаназии может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию.

По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике в 40 процентах случаев эвтаназию проводят на дому у пациента.

В США закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии, был принят (с рядом ограничений) в ноябре 1994 года в штате Орегон, а в ноябре 2008 года в штате Вашингтон.

Врачом, который выступал за эвтаназию в США был Кеворкян. В 1989 году он построил машину самоубийство, подающую смертельную дозу лекарства в кровь больного и назвал эту машину «мерситрон» (от англ. Мерси - милосердие). Машина применялась для пациентов, которые не могли покончить с собой иным способом, за 8 лет им воспользовались около 130 человек. Однако, эти идеи были осуждены врачебным сообществом США. И решением суда доктор был приговорен к заключению сроком на 25 лет.

В России как активная, так и пассивная эвтаназия является преступлением и будет квалифицироваться как умышленное убийство в соответствии с частью 1-й статьи 105-й Уголовного Кодекса РФ. При назначении меры наказания лицу, виновному в эвтаназии (естественно, если не будут доказаны иные причины лишения жизни) будет учитываться смягчающее обстоятельство в соответствии с пунктом «д» части 1-й статьи 61-й Уголовного Кодекса РФ, а именно: совершение преступления по мотиву сострадания.

Также на сегодняшний день в России действует закон "Об охране здоровья граждан". Статья 45 данного закона запрещает российским врачам "удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими - либо действиями или средствами". Лицо, которое осуществляет эвтаназию, "несет уголовную ответственность". При этом разрешается так называемая пассивная эвтаназия , иными словами "добровольный отказ от медицинской помощи ".Врач может облегчить страдания больного, вводя ему наркотические препараты, которые ослабляют иммунитет. В результате больной погибает от вторичной инфекции , с которой не может справиться его ослабленный организм.

Эвтаназия и политика

В России 16 апреля 2007 года депутат Госсобрания Башкирии Эдвард Мурзин внёс предложение по поправке в Уголовный кодекс РФ, которая потребуется после возможной легализации эвтаназии. В это же время Совет Федерации РФ подготовил законопроект, легализующий в России эвтаназию, который сразу вызвал волну критики со стороны общественности.

Отношение церкви

Русская Православная Церковь рассматривает смерть не как биологическое событие, а как мистерию , наполненную скрытного духовного смысла, и одновременно - великое благословение .Православная церковь не имеет позиции относительно решений , принимаемых в конце жизни , поскольку задачей христианства является молитва, а не решение вопросов жизни и смерти.

В соответствии с тем, что православная церковь считает каждую смерть, наступившую в результате решения человека, вызовом Богу - любое медицинское действие, которое не направленно на продление жизни рассматривается, как неэтичное.

Заключение

Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным.

Само словосочетание "хорошая смерть" звучит несколько нелепо, поскольку сама смерть в принципе ни плоха, ни хороша. Смерть - это слишком серьезно для того, чтобы говорить о ней с точки зрения таких упрощенных понятий как "хорошая" или "плохая". Можно лишь допустить, что под словом "хорошая смерть " все- таки скрывается что-то очень сокровенное, что трудно описать словами, а не обычное умерщвление физического тела.

Сама смерть- это нейтральный процесс и закономерный результат жизни каждого человека. А вся сложность состоит именно в том, чтобы осознать и принять те изменения, которые претерпевает сознание умирающего человека и вся его энергетика.

Говоря сегодня об эвтаназии, нужно в первую очередь чётко представлять себе всю глубину и сложность для традиционного мышления процессов, происходящих с человеком и его сознание во время смерти, не говоря уже о тех процессах, которые могут происходить после нее.

Подавляющее большинство прагматично мыслящих людей не допускают даже мысли о том, что смерть (точнее ее форма и ее последствия) может оказывать огромное влияние на жизнь самого человека и судьбу тех людей, которые имели к ней отношение (как из числа самых близких родственников, так и тех, кто проводил эту процедуру, в случае эвтаназии). Хотим мы того или нет, знаем или нет, но все люди, живущие на Земле, связаны между собой. Поступок как действие одного всегда влияют на жизнь других в той или иной мере. Мы отвечаем за все. За все, что сделали и не сделали, знали или нет, поняли или не дополняли. Все люди являются частью единого целого. Сторонники эвтаназии забывают, что они прикладывают вину и боль убийства на исполнителя. На врача , на медсестру , которая будет делать укол , на родственников, на всех - кроме себя. "Помогите мне умереть красиво". А исполнителем как жить?

Сама по себе смерть никогда не нуждалась ни в чьей помощи , а тем более в помощи человека и его социальных "институтов".

В чём убежден человек, если он начинает разговор с замечания о том, что положение некоторых больных настолько плохое, что для них смерть лучше, чем продление жизни, и что мы должны уважать просьбу умертвить их?

Моё отношение к эвтаназии весьма противоречиво. С одной стороны ,каждый имеет право не только на жизнь, но и на смерть. Ведь многие люди очень сильно страдают, и эвтаназия является своего рода жалостью, желанием прекратить их страдания. Но с другой стороны - она равносильна самоубийству, а оно считается грехом. К тому же, эвтаназия предусматривает участие в смерти этого человека еще и других людей, а как им потом жить с тем, что они убили кого-то? Возможно, правильно то, что некоторые страны разрешают эвтаназию, но только ту, которая является добровольной. Ведь недобровольная эвтаназия, на мой взгляд, и есть нарушения права человека на жизнь.

Истинная любовь к людям заключается в поиске средства для укрепления человеческого духа, а не в нахождении методов уменьшения страданий и умерщвления.

Смерть была, есть и будет самым главным нашим учителем в жизни. Её уроки - это уроки мудрости и силы. И нам ещё многому предстоит у неё научиться.

Куратор:

Ребята, я прошу вас высказать свое мнение по вопросу эвтаназии.

(Обсуждение вопроса группой)

Студентка читает стихотворение:

Ты говоришь, что ты устала жить

И так трудна твоя дорога,

Что перестала дорожить

Бесценным даром, данным Богом.

Да, был нелёгким этот год,

Но как бы жизнь нас ни давила,

Знай, что Господь нам не даёт

Креста, который не по силам.

Глянь на погост, где много мест,

Где всяк умерший всё бы отдал,

Чтоб поменять могильный крест

На твой нелёгкий, но свободный.

Заключительное слово куратора:

Сегодня мы обсудили с вами очень важные и общественно значимые проблемы. Скажите, сегодняшняя дискуссия заставила кого-то из вас по-другому взглянуть на проблему смертной казни? Мы, конечно, не сможем в рамках кураторского часа решить эти проблемы, но сегодняшняя дискуссия заставила нас задуматься о том, сколь велико само право на жизнь. И тот важный вывод, который должен сделать каждый из нас, это - никогда, ни при каких обстоятельствах не принижать это права, с уважением относиться к ближнему и делать все от нас зависящее, чтобы делать жизнь находящихся рядом с нами людей лучше и счастливее.


© 2010-2022