- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья на темуПедагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младших школьников
Статья на темуПедагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Присяжнюк Н.А. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младших школьников
В Российскую школу пришёл новый образовательный стандарт, который определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» от «17» декабря 2010г. № 1897 изложены новые требования к образовательному и воспитательному процессу и подробно описаны личностные характеристики выпускника («портрет выпускника начальной школы»), ведущими среди которых являются: «владеющий основами умения учиться», «способный к организации собственной деятельности», «готовый самостоятельно действовать» . То есть, у выпускника начальной школы должна быть сформирована готовность и способность к саморазвитию, к активному обучению и познанию, что обеспечивается высоким уровнем познавательной активности.
Исходной позицией для развития познавательной активности является учебный процесс. Известно, что в качестве ведущей деятельности младшего школьного возраста выступает учебная деятельность, в ходе которой целесообразно вести работу формирования интереса к знаниям, к учёбе, потребности в самообразовании. Педагогами и психологами доказано, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если у учащихся достаточно высокий уровень познавательной активности. Именно на этом возрастном этапе, когда ещё формируются постоянные интересы и склонности к определённому предмету, важно обратиться к вопросу по развитию и повышению познавательного интереса к обучению. Так как это определяет ход развития ребёнка на этом и последующих возрастных этапах.
Познавательная активность у младших школьников сама по себе не возникает, она является результатом целенаправленных педагогических действий. Вопрос развития познавательной активности не является абсолютно новой в педагогической и психологической теории. В разное время занимались многие исследователи.
В современной педагогике также достаточно широко изучены способы активизации познавательной деятельности. Содержание познавательной активности и деятельности подробно раскрыли в своих работах М.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина. С точки зрения личностно-ориентированного обучения этот вопрос рассматривали В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская, А.В. Петровский, Г. Г. Кравцов, В.Д.Шадриков. С позиции деятельностного подхода, где сущность познавательной активности раскрывается в качестве ведущего вида деятельности, данная проблема исследовалась В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, П.Я.Гальпериным, Ю.М, Колягиным, Л.Г.Петерсон, Д.Б.Элькониным и др.
Несмотря на уже существующие и подробно изученные в педагогической практике способы развития познавательной активности, реализовать их в полной мере нет возможности. Причина тому отсутствие обоснованных рекомендаций по данному вопросу, неразработанностью условий развития интереса к знаниям, учёбе. Также, надо отметить, что многие приемы и методы по развитию познавательной активности у младших школьников ориентированы на традиционную систему обучения в начальной школе, а для новых вариативных образовательных программ, ориентированных на ФГОС, данный вопрос освещён недостаточно. Поэтому при практической реализации существующих способов активизации познавательной деятельности у учителей возникают трудности.
В связи с этим возникает необходимость найти наиболее эффективные пути развития и повышения познавательной активности младших школьников.
Таким образом, актуальность темы повышения познавательной активности младших школьников определяется следующими противоречиями: между необходимостью повышения познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием всех возможностей по совершенствованию данного процесса; между потребностью методики преподавания в систематизации уже имеющихся, а также в разработке новых, форм, методов, приёмов, средств активизации познавательной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий развития данного свойства с позиции современных вариативных образовательных программ начальной школы, ориентированных на ФГОС.
Преодоление данных противоречий и составляет суть проблемы: какие эффективные способы повышения познавательной активности младших школьников существуют на сегодняшний день?
Ещё К.Д.Ушинский говорил, что «приохотить ученика к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить его» . Главной целью учебного и воспитательного процессов должно быть создание таких условий, чтобы школьник хотел, любил и умел учиться.
Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты, учителя.
Известно, что познавательная активность человека является меняющимся свойством личности. При работе над её развитием у младших школьников необходимо выделить педагогические условия, способствующие её повышению у младшего школьника.
1. Условия повышения познавательной активности, связанные с содержанием учебного материала:
- использование эффекта «удивительного», «необычного» в содержании учебного материала;
- соблюдение принципа научности;
- доступное и понятное содержание учебного материала, соответствующее возрасту и уровню учащихся.
2. Условия повышения познавательной активности, связанные с применением соответствующих форм организации учебной деятельности, определённых методов и приёмов обучения:
- сочетание различных форм организации учебно-познавательного процесса: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
- применение различных технологий обучения, направленных на развитие и повышение познавательной активности;
- использование методов и приёмов обучения, наиболее эффективно активизирующих познавательную активность;
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
- соблюдение принципа сознательности и прочности усвоения знаний реализуется только в процессе активного учения;
- применение системы проблемно-творческих заданий;
- соблюдение принципа наглядности;
- подбор домашнего задания по принципу самостоятельности и связи с жизнью.
3. Условия повышения познавательной активности, связанные с ролью учителя в процессе обучения:
- хорошее знание возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, стимулирование и поощрение детей, проявляющих любую познавательную активность;
- доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия;
- увлеченность предметом и любовь к работе.
4. Условия повышения познавательной активности, связанные с личностью ребёнка:
- соблюдение принципа индивидуального подхода к учащимся, где уровень активности зависит от учета реальных учебных возможностей школьников;
- использование в процессе обучения дифференцированной работы с учащимися;
- построение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, учитывая возрастные особенности младшего школьника;
- использование «открытых» заданий (по Хуторскому), то есть соблюдение принципа связи обучения с жизнью;
- предоставление возможности выразить свое отношение к происходящему на стадии рефлексии;
- формирование внутреннего принятия (осознания) учащимися цели предстоящей деятельности;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы для развития познавательной деятельности учащихся.
Итак, перечисленные условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и повышению познавательной активности младших школьников, помогут: правильно определить объем и содержание учебного материала, подобрать нужные методы, средства обучения, выбрать пути индивидуального и дифференцированного подхода к младшим школьникам в условиях обучения.