Методическая разработка школьной профилактической программы «Я и моё здоровье»

Программа воспитания и социализации обучающихся основного общего образования «Я и моё здоровье» направлена на обеспечение культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей среднего школьного возраста.    Актуальность программы заключается в том, что в последние десятилетия для России употребление молодежью ПАВ стало одной из самых серьёзных проблем.    Здоровый образ жизни молодого поколения  является  залогом здоровья нации в целом,  вот почему так н...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ»

Муниципального БЮДЖЕТного ОБЩЕобразовательного

учреждения «уРТАЗЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







Автор:

Киркина

Галина Николаевна,

воспитатель МБОУ

«Уртазымская СОШ»

с. Уртазым



2014г

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Направленность программы

Программа направлена на обеспечение культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей среднего школьного возраста.

1.2 Новизна программы

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что данная программа является практическим инструментом формирования поведенческих стратегий, развития личностно- средовых адаптационных ресурсов (Я- концепция, восприятие социальной поддержки, выраженный субъективный контроль поведения) и коммуникативных ресурсов (эмпатия, социальная компетентность).

1.3Актуальность программы:

В последние десятилетия для России употребление молодежью алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ стало одной из самых серьезных проблем («Национальная стратегия действий в интересах детей

на 2012 - 2017 гг.» утвержденной указом Президента РФ от 1 июня 2012 г.

N 761). По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ составляет более 500 млн. человек. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей ПАВ: возраст первого знакомства с наркотиками - 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению алкоголя, токсических веществ и того раньше - с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на младший школьный возраст.

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит - развивать в гармонии свои духовные и физические силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Как известно, здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность семьи, образовательных учреждений и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений в решении данной проблемы (Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)).

Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы.

1.4. Цель и задачи программы воспитания и социализации

Цель программы: способствовать пропаганде здорового образа жизни, изменению ценностного отношения к вредным привычкам и формированию личной ответственности подростков за свое поведение.

Задачи программы:

- развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;

- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;

- воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных средств;

- формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.

1.5.Программа опирается на следующие принципы:

Аксиологичность (ценностная ориентация) - предполагает формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважение к человеку, к окружающей среде.

Многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

Социальный аспект - ориентированность на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к приему ПАВ.

Психологический аспект - направленность на коррекцию определенных особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ.

Образовательный аспект - формирование системы представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, и морально-этических последствиях злоупотребления психоактивными веществами.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Профилактическая программа «Я и мое здоровье» рассчитана на подростков 12 - 15 лет и опирается на методологию формирования у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

Количество детей в группе: 12-15 человек.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 1 года.

В данной программе применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Школьникам предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.

Алгоритм реализации программы:

Первый этап - диагностирующий (сентябрь, начало месяца).

Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления ПАВ.

Второй этап: организационно-практический (сентябрь - май).

Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.

Третий этап: заключительный (май, конец месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики.

II. Тематический план воспитательной деятельности

Сроки

Направление воспитательной работы

Целевой ориентир (базовая национальная ценность)

Название мероприятия

Форма проведения

Социальное партнерство

Планируемый результат

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления ПАВ.

Диагностика. Изучение мнения подростков по проблемам зависимостей.

Анкетирование,

беседа

Администрация

Кл. руководители

Выявить тенденцию употребления ПАВ в подростковой среде

Раздел 1. Профилактическая работа с подростками Самопознание: Кто Я есть?

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство с целями и задачами программы.

Стань лучше.

Групповая дискуссия

Зам.дир.по УВР

Умение работать в группе

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни

Наука о здоровье. Что такое здоровье?

Лекция,

Мозговой штурм

Мед.работник

Учащийся умеет осуществлять простейшие физиологические измерения, может соблюдать адекватный для своего организма режим питания, достаточной двигательной активности, тепловой режим.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Сформировать у

у учащихся

представление

о толерантности

Толерантность

Дискуссия,

Ролевые игры

Библиотекарь

Учащийся обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор)

Раздел 2. Самопознание: Я и другие

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.

Я и мои социальные роли.

Метод поведенческих навыков

Учитель обществознания

Учащийся занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения.

Воспитание экологической культуры

Поддержание позитивной самооценки.

Самооценка.

Групповая дискуссия.

Учащийся объективно оценивает себя.

Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Научить подростков неагрессивно настаивать на своем

Неагрессивное настаивание на своем

Мозговой штурм,

Метод поведенческих навыков

Зам.дир.по УВР

Учащиеся уверенно отстаивают свои права, открыто и честно выражают свою точку зрения

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений со сверстниками.

Взаимоотношения полов

Групповая работа

Библиотекарь

Учащиеся обладают приемами социального общения между мальчиками и девочками.

Воспитание социальной ответственности и компетентности.

Развитие навыков общения в конфликтных ситуациях.

Конфликт.

Мозговой штурм

Кл. руководители

Умеет аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями.

Раздел 3. Предупреждение употребления психоактивных веществ

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Сформировать у учащихся понятие, что здоровье для человека - самая главная ценность.

Почему важно быть здоровым.

Беседа,

Игра-активатор

Мед. работник

Обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания влияния психоактивных веществ на здоровье.

Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. Курение.

Мозговой штурм

Дискуссия

Зам.дир. по УВР

Учащиеся обладают устойчивым представление о том, что такое психоактивные вещества, чем они опасны;

обладают устойчивой сформированной точкой зрения на табакокурение, как сложно излечимое заболевание.

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания влияния психоактивных веществ на здоровье.

Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. Алкоголь.

Групповая работа, лекция

Библиотекарь

Учащиеся обладают устойчивой сформированной точкой зрения на алкоголь, как сложно излечимое заболевание

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Изучить мифы и реальные факты, касающиеся наркотиков.

Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность. Наркомания.

Дискуссия,

Мозговой штурм

Кл.руководитеели

Обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, как сложно излечимое заболевание

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Учить подростков выделению приемов рекламы и умению противостоять ложным потребностям; развитие самоконтроля.

Реклама - человек - здоровье.

Беседа,

Игра «Рекламный проект»

Библиотекарь

Учащийся умеет противостоять ложным потребностям, контролирует себя.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность

Умение сказать «Нет!»

Дискуссия с элементами ролевой игры

Учащийся обладает необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ в группе.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.

Повторная диагностика. Определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.

Анкетирование,

опрос, беседа

Зам. дир. по УВР

У учащихся сформированы представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни; умения и навыки активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.




III. Содержание программы

1. Самопознание: Кто Я есть?

Наука о здоровье. Что такое здоровье? Понятия здоровья и здорового образа жизни. Физиологические нормы существования организма. Физиологические измерения: частота пульса, температура тела, вес, рост, тесты на выносливость, гибкость, силу, координацию. Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями). Взаимосвязь физического и психического здоровья.

Практика: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры: «Кто, что?», «Кто я?», «Кто он?», «Моё место», «Дерево толерантности».

2. Самопознание: Я и другие

Правила межличностного общения. Базовые навыки позитивного общения. Половые различия в поведении людей (поведении мальчиков и девочек). Правила групповой деятельности. Положение личности в группе.. Ролевые позиции в группе. Тренинг позитивного общения и взаимодействия. «Инструменты» общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение. Конфликты с родителями, с одноклассниками, с учителями и способы их разрешения. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения.

Практика: игра-активатор: «Да и Нет - не говори», упражнения в развитии самоконтроля, ролевая игра: «Маски, которые мы надеваем», мозговой штурм, групповая дискуссия.

3. Предупреждение употребления психоактивных веществ

Общее представление о ПАВ. История распространения психоактивных веществ. Почему люди употребляют ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Профилактика употребления ПАВ. Реклама - человек - здоровье. Вред табачного дыма и алкоголя. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Тренинг «Умение сказать: «Нет!».

Практика: игра «Рекламный проект», сценка: «Два персонажа», дискуссия с элементами ролевой игры, викторина «Вредные привычки».

IV. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты обучения выражаются в наборе определенных знаний и умений по каждому разделу программы.

После изучения раздела «Самопознание: Кто Я есть?» учащийся:

  • умеет осуществлять простейшие физиологические измерения (частота пульса, вес, рост, температура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию);

  • имеет представление о собственной физической норме и умеет отличать отклонения от нее;

  • может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, достаточной двигательной активности, тепловой режим;

  • должен доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей.

После изучения раздела «Самопознание: Я и другие» учащийся:

  • умеет представить себя в выгодном свете;

  • умеет аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;

  • обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);

  • умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия;

  • понимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;

  • занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.

После изучения раздела «Предупреждение употребления

психоактивных веществ» учащийся:

  • обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни;

  • обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что такое психоактивные вещества, чем они опасны;

  • обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как сложно излечимые заболевания;

  • знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами и алкоголиками;

  • обладает необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ в группе.

Методы и средства оценки результативности программы

В начале сентября (первый этап работы) и в конце мая (заключительный этап работы) проводится диагностика учащихся.

Цель диагностики первого этапа работы - изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей.

Методы:

Опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы при работе с данной группой детей.

Примеры анкет, которые могут быть использованы в данной программе, представлены в приложении.

Цель диагностики заключительного этапа работы - определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.

Методы:

Опрос, беседа; анонимное анкетирование.

Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность изучить характер изменений в отношении учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей; сделать выводы об эффективности данной системы профилактики и на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.

Методическое обеспечение программы

Профилактическую работу условно можно разделить на три периода:

I период - организационный (сентябрь, начало месяца);

II период - организационно-практический (сентябрь - май);

III период - заключительный (конец мая).

Формы и методы работы

Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, лекции, опрос, анкетирование, метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).

Методы работы: стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество, метод переубеждения (предоставление учащимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).

Алгоритм занятия:

I. Вводная часть:

актуализация имеющегося опыта и житейских знаний.

II. Основная часть:

формирование новых представлений;

отработка личной стратегии поведения.

III. Обобщение:

осмысление полученного опыта.

Дидактический материал

Тетради для записи, ручки, карандаши, релаксационная музыка, доска, мел, плакаты, карточки с описаниями ситуаций, образцы рекламных проспектов, рекламирующих товары, алкоголь, табак, иллюстративные материалы.

Используемая литература:


1. Алкоголизм: хитрости и тонкости / под ред. А. В. Стрикалова. - М. : Новый издательский дом, 2004. - 352 с.

2. Братилова, Т. И. В семье наркозависимый. Что делать? / Т. И. Братилова, О. П. Починюк. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 224 с. -

3. Кобякова, Т. Г. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения / Т. Г. Кобякова, О. А. Смердов. - М. : НМЦ "Дар" им. Л.С. Выготского, 2005. - 67 с. : ил. - (Работающие программы)

4. Курение: тонкости, хитрости и секреты / под ред. Ю. В. Татуры. - М. : Новый издательский дом, 2004. - 352 с.

5. Минко, А. И. Наркология / А. И. Минко, И. В. Линский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Эксмо, 2005. - 736 с.

6. Наркомания в России : состояние, тенденции, пути преодоления : пособие для педагогов и родителей / под общ. ред. А. Н. Гаранского. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

7. Соловов, А. В. Навыки жизни: программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет / А. В. Соловов. - М. : НМЦ "Дар" им. Л.С. Выготского, 2005. - 42 с.



Приложения

Анкета

(изучение отношения подростков к здоровому образу жизни)

1. Возраст______лет.

2. Пол:  - м;  - ж.

3. Как ты проводишь свое свободное время?

 - читаю книги;

 - хожу в кино, театр;

 - смотрю телевизор;

 - гуляю с другом;

 - занимаюсь спортом.

4. Слышал ли ты что-либо о табаке и алкоголе?

 - да;

 - нет.

5. От кого ты в первый раз узнал о табаке и алкоголе?

 - от родителей;

 - от учителей;

 - от друзей;

 - от радио, ТВ, из газеты;

 - из др. источников.

6. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека?

 - улучшают;

 - ухудшают;

 - не влияют;

 - не знаю.

7. Знаешь ли ты, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению или другим последствиям, вредным для здоровья?

 - да;

 - нет;

 - не знаю.

8. Как ты считаешь, сможешь ли ты когда вырастешь, обходиться без употребления вредных веществ (табака, алкоголя)?

 - да;

 - нет;

 - не знаю.

Анкета

(изучение мнения подростков по проблемам зависимостей)


1. Возраст______лет.

2. Пол:  - м;  - ж.

3. Нужно ли лечить пристрастие к табаку?

 - да;

 - нет.

4. Приводит ли употребление «травки» к формированию наркотической зависимости?

 - да;

 - нет.

5. Являются ли безобидными единичные пробы наркотика?

 - да;

 - нет.

6. Может ли употребление пива привести к формированию алкогольной зависимости?

 - да;

 - нет.

7. Считаете ли вы тревожным фактом употребление спиртных напитков 2 раза в неделю?

 - да;

 - нет.

Спасибо за сотрудничество!




Конспекты занятий


Тема: « Стань лучше»

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство с целями и задачами программы.

Задачи:

- информировать участников группы о содержаниях работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;

- установить принципы работы в группе;

- сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

- формировать у членов группы установку на взаимопонимание;

- формировать первые впечатления друг о друге.


Ход занятия

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о вашем отношении к вредным привычкам, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои слабые и сильные стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что ваша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем.

1. Принципы работы в группе

По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение принять его или отвергнуть.

- Искренность в общении

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа - это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

- Обязательное участие в работе группы в течение всего времени

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.

- Право каждого члена группы сказать «стоп»

Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть больные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.

- Каждый участник говорит от своего имени и не говорит за другого.

- Не критиковать, признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться принимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

- Высказываться деликатно, аккуратно

- Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях

- Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать

2. Представление

Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

3. Взаимное интервью

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут проводят взаимное интервью. По окончанию каждый представляет своего интервьюрируемого. В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают вопросы.

4. Выводы

Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

5. Прощание

Тема: «Толерантность»

Цель: Сформировать у учащихся представление о толерантности.

Задачи: воспитывать чувство уважения друг к другу, культуре разных народов, толерантности

Способствовать сплоченности коллектива, создание дружелюбной толерантной атмосферы

Развивать умения находить компромиссные решения

Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся. Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Оборудование: разрезанные карточки с любым изображением - 2 комплекта, цветные нити, изображение дерева, заготовленные листочки по количеству участников, листы бумаги, разноцветные карточки - 2 комплекта .

Оформление: плакат "Цветок мира", на котором изображены названия тех национальностей, которые есть в нашем классном коллективе; плакат с темой классного часа; классная доска украшена веселыми и забавными рисунками лиц детей разных национальностей.

Занятие состоит из трех частей: теоретическая, практическая и подведение итогов.

Теоретическая часть.

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма". Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос.)

Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям - умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?

В русском языке "толерантность" означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам". В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Как мы видим, толерантность - это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов. (Ребятам предлагается обсудить, какое из предложенных определений наиболее понятно и близко к ним.)

Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.

Чувство юмора. Способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

Дать понятие настоящего и мнимого коллектива, сплоченности учащихся.

Практическая часть.

Игра "Кто что?".

Способ деления учащихся на команды

В шляпе находятся карточки с надписями, которые можно разбить по парам, например, карточка с надписью "Снегурочка" и карточка с надписью "Дед Мороз" и т.д. Число пар карточек должно соответствовать числу учащихся. Каждый ученик вытаскивает карточку и ищет свою пару. Далее пары объединяются учителем в команды.

Двум командам раздаются карточки разного цвета и количества. Задача команд - быстро посчитать количество карточек разного цвета, причем, предупреждают, если ошибутся, хотя бы в одном цвете, команда проигрывает.

Учащиеся проводят анализ игры - почему одна команда быстрее выполнила задание.

Дети делают вывод: если не доверять друг другу в каких- либо ситуациях, то очень трудно достичь поставленной цели, поэтому следует четко распределять обязанности и полагаться друг на друга.

Такая игра дает возможность каждому ученику внести свой вклад в выполнение командного задания, учит полагаться и доверять, каждый понимает, что это доверие надо оправдать. В этой игре воспитывается чувство ответственности, коллективизма, если кто-то из участников не успевает выполнить задание, то команда может помочь в этом, таким образом, проявляя взаимовыручку в трудной ситуации.

Игра "Кто я?".

Каждому учащемуся раздается листочек, в котором надо написать 3-5 личных качеств, которые отличают его от других. Учитель собирает работы и зачитывает их, а дети угадывают о ком идет речь.

Учащиеся делают вывод: все люди разные, но каждый отличается от другого какими-то качествами, является индивидуальностью.

Игра дает возможность лучше узнать одноклассников, их лучшие качества, о которых, возможно, ученики даже не подозревали. Кроме этого, по количеству верно угаданных учащихся, можно диагностировать, насколько хорошо одноклассники знают личные качества друг друга.

Игра "Кто он?".

Каждый учащийся вытягивает бумажку с именем одноклассника, лучшие качества которого он должен написать на листочке. Затеи записи зачитываются автором, а ребята угадывают, о ком идет речь.

Ученики делают вывод: чтобы однокласснику не было неприятно, надо назвать характерные, но хорошие качества. Надо более терпимо относиться к недостаткам окружающих и стараться не выделять их.

Данная игра дает возможность ученикам характеризовать друг друга и узнать мнения одноклассников о себе. Но в данном случае приходится озвучивать хорошие качества каждого ученика, таким образом, даже те ребята, которых нельзя назвать друзьями, произносят только приятные слова о своем однокласснике.

Игра "Мое место".

Каждый ребенок должен нарисовать геометрическую фигуру, с которой он себя отождествляет. Из фигур складывается общий рисунок, каждый определяет местоположение своей картинки в общей. Ребята обсуждают, где должен располагаться рисунок учителя.

Ученики делают вывод: чтобы получить картинку, пришлось пойти на компромиссы. Рассуждают, насколько часто приходится идти на компромиссы в жизни, хорошо ли это.

Ребятам приходится идти на компромиссы, чтобы создать красивую картинку, коллективно создавать ее, каждый вносит свой вклад в общее дело.

Игра "Дерево толерантности".

Каждый участник рисует лист дерева и пишет на нем, каких качеств ему не хватает, чтобы быть толерантным человеком и прикрепляет свой листок к заранее подготовленному учителем дереву толерантности.

Ученики рассматривают дерево толерантности и выявляют наиболее часто встречающиеся качества

Игра дает возможность самовыражения каждого ученика, самокритики.

Занятие можно закончить танцами разных народов.

Такие игры способствуют сплочению коллектива, улучшению взаимоотношений в классе, пониманию друг друга, взаимовыручке, попытке найти компромиссы.

В игровой форме закрепляются основные изученные понятия, расширяется мировоззрение учащихся, развиваются творческие способности ребят.

Тема: « Я и мои социальные роли»

Цель: показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.

Задачи: предоставить подросткам возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным; смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке.

Ход занятия

Ведущий. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяется, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни. Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик. Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть, что о себе сказать и любая история будет связанна с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.

Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой - является окном в его сложный мир.

1.Групповая дискуссия

Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Роли: ученик, брат, покупатель, друг и т. д.

Выяснить - когда, зачем и в каких ситуациях человек одевает маски Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

2.Игра: «Маски которые мы надеваем»

Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула. Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например: покупатель - продавец; ученик - учитель; родитель - ребенок и т.д., где один участник «надевает» маску.

Затем дети меняются местами и второй участник становится маской первого, то есть происходит вынесение во вне (название) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка. Если в начале игры детям сложно справиться с заданием, ведущий должен на примере одной из пар разыграть упражнение.

3.Обсуждение

Попросить детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог и как они чувствовали в этой ситуации.

4.Выводы

В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать свое «Я» и свои роли, роли и маски, называть их, тем самым, позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

5.Прощание


Тема: «Умей сказать «Нет»»

Цель: развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;

Задачи: воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем,

формирование умения отказываться от предложенных случайными людьми вещей, в т. ч. сигареты, алкоголя, наркотиков;

Оборудование: плакаты, рисунки.

Форма проведения: дискуссия с элементами ролевой игры.

Ход занятия

1.Вступительное слово.

- Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека?

- Да, ребята, здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет.

- Прочитайте, пожалуйста, утверждение, записанное на доске.

Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать.

2.Мозговой штурм.

а) Распределите эти слова на две группы.

(Спорт, жизнь, алкоголь, курение, книги, наркотики)

ДА! НЕТ!

Чему мы ещё можем сказать "ДА!"? (Движению, хорошему настроению, режиму, правильному питанию, закаливанию …)

Все слова, собранные под словом "НЕТ!", называются дурманом. Дурман - это то, что туманит сознание, отупляет ум. Посмотрите, какое слово спрятано в нем? (…)

Перечислите преимущества людей, которые не курят, не употребляют алкоголь и наркотики. (Крепкое здоровье, ясный ум, не надо обманывать, уверенность в себе, хорошее настроение …)

3.Предварительная работа.Перед проведением нашего занятия мы провели предварительную работу . -- Вы должны были нарисовать этикетку для бутылки спиртного, для пачки сигарет, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое. Давайте с вами обсудим выполненные работы. Что вы хотели показать своими рисунками?

4 .Группа учащихся разыгрывает сценки.

Сценка "Два персонажа".

Один ученик уговаривает другого попробовать сигарету с "травкой", другой должен отказаться.

Затем происходит обсуждение ситуации. Учащиеся предлагают свои варианты отказа. Делается запись на классной доске: Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: "Нет!" При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.

Сценка вторая.

Миша пришел на день рождения к однокласснице. Там уже собрались сверстники. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать в рюмки. Миша отставил свой бокал, сказав: ... Ученики предлагают свои варианты ответа.

6. Знакомство со способами давления и с формами отказа.

Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь.

(Каждой группе учащихся раздаю карточки с фразами.)

Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой!

Спой! Мне так нравится твоё пение.

Если споёшь, я подарю тебе игрушку.

Если не споёшь, я не буду с тобой играть.

- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ.

На доске появляется запись:

Способы давления:

· Лесть

· Угроза

· Обещание награды

· Дружеское давление

· Авторитет

А теперь предложите некоторые формы отказа.

Нет! (объяснение причины).

Нет! (предложение чего-то другого).

Не буду! Не хочу!

Уйти в сторону.

Сделать вид, что не услышал.

Точно так же можно предлагать заставлять делать другие вещи.

7. Ролевая игра в группах.

- Сейчас поучимся применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.

Тебе предлагают покурить, но ты знаешь, как это вредно, и отвечаешь отказом.

Каким образом ты это сделаешь?

К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь?

По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?

8. Итог занятия.

- Я думаю, что вы не растеряетесь, если окажетесь в трудной ситуации. Будьте сильными и рассудительными.







© 2010-2022