Урок по самопознанию по теме «Коллектив»

Урок разработан согласно технологии педагогическая мастерская  , соответствует требованиям предъявляемым государственным общеобразовательным стандартом. Способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует активную деятельность учащихся  в учебном процессе. Содержание  урока отвечает поставленным задачам - способствовать активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, творческого мышления и фантазии, для более глубокого осмысления и понимания проблем в процессе организации урока.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход педагогической мастерской.

I. Индуктор.

Цель: включение всех каналов восприятия.

Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ребята, давайте начнем наш урок с игры, которая называется веселый счет. Я называю какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, вы не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

II. Приглашение к осмыслению.

Цель: соприкосновение с проблемой.

1. Выход на тему.

Ребята, у вас на столах лежат пословицы, прочитайте их и определите, что является важным в нашей повседневной жизни, и что мы сегодня будем с вами обсуждать.

(ответы учащихся)

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.

Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Вместе и горе легче переносится.

Дружный табун и волков не боится.

Если вздохнуть всем народом - ветер будет.

Соломинку и муха сломит, а сноп и конь не раздавит.

Веника не сломишь, а по пруточку весь переломаешь.

Одна пчела не много меду натаскает.

Одним конем всего поля не объедешь.

Одна рука и в море не вымоет себя.

В одиночестве и кусок не мил.

Глядя на людей - тянешься

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Итак, тема нашего урока «Человек в коллективе».

2. Словесный портрет.

Если коллектив - это постройка, то какая…

Если коллектив - это стихия, то какая…

Если коллектив - это природное явление, то какое…

Если коллектив - это цветок, то какой…

Например:

Если коллектив - это постройка, то какая - дом, шалаш, гараж, вилла, домик в деревне, необжитая квартира

Если коллектив - это стихия, то какая - вода, бушующий океан, ревущее пламя, теплый ветер.

Если коллектив - это природное явление, то какое - наводнение, легкий пушистый снег, теплое солнце

Если коллектив - это цветок, то какой - роза, астра, ромашка.

III. Сбор информации.

Цель: поиск единомышленников через определение истины.

Проанализируйте предложенные смыслообразы, выделите достоинства и недостатки каждого из веществ. Напоминают ли Вам свойства данных веществ характеристики коллектива людей? Почему? С чем схожи данные смыслообразы с вашим коллективом.

( учащимся на парты раздается песок, глина, камень, вода)

Песчаная роспись.

Присмотритесь к песчаной росписи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Песок, теряя определенную форму, легко рассыпается, но каждая из песчинок имеет самобытный вид.

Мягкая глина.

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию и удерживает предлагаемую ему форму, поэтому из него можно лепить различные изделия. При этом выделить самые малые частицы, из чего состоит глина, невозможно, так как они очень мелкие и слишком плотно прилегают друг к другу.

Искристая вода.

Общеизвестно, что вода принимает ту форму, в которую ее наливают, и в то же время без формы она быстро разливается, искрясь на солнце. Распадаясь на капельки, вода быстро высыхает и испаряется.

Придумайте свой смыслообраз, характеризующий оптимальный вариант жизни коллектива.

IV. Созидание.

Цель: взгляд на старое знание, создание нового продукта.

«Звездное небо»

Представьте себе ночное небо. Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле тоже много звезд, и каждая излучает свет. Каждый человек - неповторимая звезда, личность. Звезды находятся и здесь, в этой комнате. Это мы с вами.

Давайте поговорим о нас как о звездах, о личностях.

Я хочу рассказать Вам притчу:

…На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же удобный для переноски груз. Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее. Ведь есть люди, которые сильнее его. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»…

Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность.

Конечно, вы знаете, человек личностью не рождается, личностью он становится. И становление его происходит в коллективе, каждый из нас вносит свой вклад в развитие коллектива, свою изюминку. У вас на столах лежат звезды, а у меня находится темное ночное небо, это коллектив, который не выделяется, не «горит» общим делом. Наша с вами задача помочь засиять данному коллективу. Вам предлагается уникальная возможность зажечь свою звезду. Поделитесь с коллективом своей уникальностью, качеством или умением, чтобы ваш коллектив стал еще более сплоченным, интересным, мудрым. (учащиеся пишут на звездах и раскрашивают их).

Все участники по очереди читают, что написано у них на звезде и прикрепляют ее на ночное небо.

Психологический смысл упражнения

Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

V. Социализация.

Цель: предъявление аудитории собственных идей.

Предлагается полюбоваться на «звездное небо», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много звезд, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам.

VI. Рефлексия.

Упражнение "Копилка обид".
Ребята, вы поделились со своим коллективом положительными качествами, умениями, но в любом коллективе есть недопонимание, обида, зависть, и чтобы коллектив работал и жил как слаженный механизм, необходимо избавляться от всего негатива. Я предлагаю для этого вам следующее упражнение, которое называется «Копилка обид». Насыпьте на чистый лист бумаги небольшое количество соли.
Возьмите мел определенного цвета и разотрите им соль.
Аккуратно пересыпьте получившийся цветной соль в стеклянный сосуд.
Возьмите чистый лист бумаги и повторите эту процедуру с мелом другого цвета.
Заполните емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Закрутите крышку. Поделка готова!

Посмотрите, какая наша копилка получилась радужная, веселая, светлая, и она совсем не похожа на копилку обид. Вы очистили себя от всего негатива, и я вам желаю, чтобы ваш внутренний мир всегда был похожим на эту копилку, был таким же красивым и разноцветным, только копились не обиды и ссоры, а только хорошие воспоминания о вашем коллективе.

Урок по самопознанию по теме « Коллектив»

На этом наш урок завершается, спасибо за активное участие.

VII. Домашнее задание.

Упражнение «Ладони»

Пишем:

  1. на ладони - имя;

  2. на пальцах:

- большой (качество, которое ценю в себе)

- указательный (чему могу научить других)

- средний (чему хочу научиться у других)

- безымянный (над чем стоит задуматься)

- мизинец (осталось непонятным, хочу спросить)



© 2010-2022