Проект 400 лет Дому Романовых учителя русского языка и литературы Савченко Н. И

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект

учителя русского языка и литературы

Савченко Надежды Ивановны

Тема: 400 лет Дому Романовых

Идея: приобщить учащихся к драматическим событиям русской истории через организацию Литературно-музыкальной гостиной.

Актуальность: обращение к теме Дома Романовых обусловлено рядом причин.

Это юбилейная дата - 400 лет, которая акцентирует внимание на истории нашего государства. Это и результаты исследований, которые показывают низкий уровень знаний исторических событий и личностей династии Романовых. Это и размытость представлений обучающихся о семейных ценностях. Форма - литературно-музыкальная гостиная - позволяет учащимся не только получить знания, но и обрести социальный опыт через игру и эмоциональные переживания.

Цель проекта: создание образовательно-воспитательного пространства через проведение литературно- музыкальной гостиной.

Задачи: 1.Отразить в сценарии драматические страницы жизни семьи последнего царя как образец любви к Родине и торжества семейных ценностей.

2.Через подготовку декораций, костюмов, проведение репетиций, создание презентации вовлечь в организацию мероприятия 70% учащихся 6-11 классов, 30 % педагогов.

3. Активно использовать ИКТ-ресурсы и помощь родителей.

Сценарий мероприятия

Вступление. Звучит «Марш славянки». Вынос Знамени Российской Империи.

Юноши-участники военно-патриотического клуба «Феникс»- поют Гимн России 1819 года.

Старшеклассница выходит со свечой:

Крест, о Русь, из камня высеки и на грудь его надень, - ведь десятки, сотни, тысячи умирают каждый день. Ты войною окровавлена, не рыдать тебе нельзя: посмотри - кругом отравлена кровью черною земля! Ты идешь к своей погибели, горемычная страна! Возликуй, Россия славная: каждый сын твой - богатырь! О родная, о великая, мать героев и святых! Нет, тебе к рассвету чистому Богом велено идти! проходишь по тернистому, по тяжелому пути.

  • Историческая справка о династии Р ОМАНОВЫХ

  • Историческая справка об императоре Николае и императрице Александре

«Чистые сердцем». (Николай II и его семья).

  • История любви

Ведущий:

В царских семьях чаще всего брак был династическим, т. е. строился по расчету с целью укрепления положения государства. Одним из исключений была семья последнего российского императора Николая II, которую многие современники и историки считали образцом идеальной семьи. Давайте посмотрим на нее поближе.

Николай Александрович и Аликс, принцесса Гессен-Дармштадская, внучка английской королевы Виктории, познакомились в 1884 году в Санкт-Петербурге на свадьбе ее старшей сестры Елизаветы с дядей Николая, Великим князем Сергеем Александровичем. Николаю в то время было 16 лет, принцессе Алисе - 12 лет. С самого начала они почувствовали симпатию друг к другу. Второй раз их встреча произошла через пять лет, опять в России. И с этого времени заветной мечтой Николая II становится женитьба на Алисе. Но родители наследника престола предпочитали иметь в невестках французскую принцессу, однако Николай сумел настоять на своем, и 8 апреля (по старому стилю) 1894 года состоялась помолвка.

При помолвке принцессе Алисе пришлось сменить религию на православие, и она это сделала не по принуждению, а искренне, со всей глубиной, стала православной. Она интересовалась церковью, изучала жизнь святых людей и монастырей, посещала известные церковные святыни. По ее инициативе и на ее собственные деньги в Царском Селе был выстроен Федоровский храм. В Александре Федоровне, отмечали окружавшие ее современники, не было никакого ханжества, ее набожность была глубокая, искренняя и чистая, православие пропитало все ее существо.

Видео «Путь любви»


  • Дети

Ведущий: Через год родилась дочь Ольга, а потом, с перерывом в полтора - два года стали появляться другие дети: Татьяна, Мария, Анастасия.

1 ученица: - Ольга поражает искренностью горячей любви и заботы, добровольным беспрекословным послушанием. На всех производила чарующее впечатление своим ласковым и милым обращением.

2 ученица: - Татьяна обладала большой силой характера, сдержанная. Девушка удивительной прямоты и честности, с твёрдо устоявшимися идеалами, с самостоятельным, живым и ясным умом.

3 ученица: - Мария, её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, ярким румянцем на открытом лице. Она весела и жива.

4 ученица: - Анастасия. Её личико полно живости и лукавства. Быстрые глазки всегда сверкают неудержимым весельем и задором, они неустанно и зорко высматриваю, где бы ей нашалить.

Ведущий: Трудно было бы найти четырёх сестёр с более разными характерами, и всё же так совершенно едиными в любви друг к другу, что не исключало личной независимости каждого, и, несмотря на разные темпераменты, делало их самой сплочённой семьёй.

Вели­кие княжны были очаровательны - воплощение свеже­сти и здоровья.

Режим для детей был обычным, не отягощенным обя­занностями, привычными для Царской Семьи. Импера­тор и Императрица были верны принципам их собст­венного воспитания: большие, хорошо проветренные комнаты, где жили девочки, жесткие походные кровати без подушек, холодные купания (теплые разрешались вечером). Подрастая, дети обедали вместе с родителями. Еда была простая: говядина, борщ или гречне­вая каша, вареная рыба, фрукты. Не принимая расточи­тельного образа жизни большей части высшего общест­ва России, Николай Александрович и Александра Федоровна хотели постепенно привить чувство насто­ящих ценностей и своим детям.

  • Народная песня

Родители считали, что дети не должны сидеть без дела. В светских приемах, балах, развлечениях дети редко принимали участие и посещали их, если этого требовал Дворцовый этикет. Уроки, рукоделие, молитвы, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры - вот их обычный круг занятий.


  • Наследник

Ведущий: Николай II и Александра Фёдоровна долго и терпеливо ждали появления наследника. Император и императрица посетили Саров, где горячо молились преподобному Серафиму Саровскому о даровании им сына. Ровно через год родился царевич Алексей.

Вскоре радость супругов сменилась почти что от­чаянием: оказалось, что ребенок унаследовал от мате­ри ужасную, неизлечимую болезнь - гемофилию. За ребенком нужен был постоянный присмотр. Стоило ему удариться головкой или рукой о мебель, сразу же появлялась огромная синяя опухоль, показы­вающая на внутреннее кровоизлияние, причинявшее ему тяжкие страдания.

  • Сказка из-под кровати

Царевич Алексей рос живым и подвижным ребен­ком, и доглядеть за ним было трудно. Любимой игрой царевича были солдатики, которых у него было огромное количество. Он часами расстав­лял их на большом столе, устраивая войны, маневры и парады, Наследник обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке. Любимой его пищей были «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. И т.д.

Ведущий: К воспитанию детей родители относились серьезно. Они старались привить им чувство благочестия, благородства, любви, уважительного отношения к окружающим.

Случай с зонтом

Во время одной прогулки по берегу Днепра, при посещении Императорской Ставки Верховного Глав­нокомандующего, Цесаревич, будучи в шаловливом на­строении, вытащил у баронессы зонтик и бросил его в ре­ку. Великие Княжны старались зацепить его, но ничего не получалось.

Неожиданно появился Государь. "Что это за пред­ставление?" - спросил он. "Алексей бросил зонтик в реку, и это такой стыд, так как это самый луч­ший у баронессы", - ответила Великая Княжна. Улыбка исчезла с лица Государя. Он повернулся к своему сы­ну. "Так в отношении дамы не поступают, - сказал он сухо. - Мне стыдно за тебя, Алексей. Я прошу извинения за него, - добавил он, обращаясь, к окружающим, - и я попробую исправить дело и спасти этот злопо­лучный зонтик".

Император во­шел в воду. Когда он дошел до зонтика, вода была выше колен...

Он передал его мне с улыбкой: "Мне все же не пришлось плыть за ним! Теперь я сяду и буду сушиться на солнце".

Бедный маленький Царевич, красный от отцовско­го, резкого замечания, расстроенный, подошел ко мне. Он извинился, как взрослый.

Ведущий: С интересом и глубоким вни­манием вглядывался Алексей в жизнь простых людей, и час­то у него вырывалось восклицание: "Когда я буду ца­рем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы"».

Во время перебоев с сахаром он сберегал свою порцию, а потом с серьезным видом раздавал друзьям - детям дворцовых слуг.

Любимой его пищей были «щи и каша и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил

  • Воспитание

Ведущий: Когда мы слышим слова Царь, Царица, мы представляем пышные балы, красивые платья, ежедневные праздники, полную веселья жизнь. Но Николай Александрович и Александра Федоровна свое предназначение видели в другом.

Она приняла на себя труды по созданию благотворительных учреждений. Когда подросли дочери, Алек­сандра Федоровна и их подключила к своей благотворительной деятельности. Ей часто говорили, что для девочек опас­но сидеть у постели больных из-за туберкулезных бацилл, но она отметала эти возражения, и Великие княжны посещали многих тяжелейших пациентов. Она сказала как-то, что дети должны знать, что "кроме красоты, в мире много печали".

Во дворцовом госпитале она сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они еже­дневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами

(Инсценировка) Однажды привезли новую партию раненых. Их, как всегда, на вокзале встретили Великие Княжны Ольга и Татьяна. Они исполняли все, что им приказывали доктора, и даже мы­ли ноги раненым, чтобы тут же, на вокзале, очистить ра­ны от грязи и предохранить от заражения крови. По­сле долгой и тяжелой работы Княжны с другими се­страми размещали раненых по палатам.

Усталая Великая Княжна Ольга Николаевна присе­ла на постель одного из вновь привезенных солдат..

- Умаялась, сердечная?

- Да, немного устала. Это хорошо, когда устанешь.

- Чего же тут хорошего?

- Значит, поработала.

- Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт бы по­ехала.

- Да моя мечта - на фронт попасть.

- Чего же. Поезжай.

- Я бы поехала, да отец не пускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.

- А ты плюнь на отца да поезжай. (Княжна рассмеялась.)

- Нет, уж плюнуть-то не могу. Уж очень мы друг Друга любим».

Ольга Нико­лаевна, как и всегда, и словом не обмолвилась, что она дочь царя.

Государь приехал в лазарет, в кото­ром работали Великие Княжны. Сев у постели од­ного из солдат, он заботливо начал расспрашивать его.

- Всем ли ты доволен и хорошо ли за тобой ухажи­вают?

- Так точно, Ваше Величество, всем доволен; прямо хоть и не поправляйся.

Вот только, Ваше Величество, сестры малость забывчивы... Намеднесь дал я вот этой сестричке... вон, что там сто­ит, веселенькая такая... курносенькая... дал я ей де­сять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несет...

- Ольга, что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принес­ти и забыла?

- За это вели купить ему на рубль.

Бедный солдат после этого целый день все охал:

- На кого пожаловался-то... На царскую дочку... Господи, грех-то какой».

Ведущий : Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их и к предстоящему труду и подвигу.

3 ученица: - Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей, считала государыня.

2ученик: - Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения. Такими должны быть и мои дети, - говорил государь.

4 ученица: -Свои заботы и внимание царевич и Великие княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости.

3 ученица: - Долг родителей в отношении детей - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт Бог, - говорила государыня.

1 ученик: В этой христианской семье вера в Бога определяла отношения между отцом, матерью, сёстрами и братом. Послушание детей выражало их безграничную любовь и почитание родителей.


  • Мученики

Ведущий :После отречения царя Николая II от престола вся Царская семья была арестована и содержалась под стражей. Но, как и в дни своего величия, они проявляли христианское мужество, терпение, смирение и любовь.

3 ученица: Императрица писала о детях: «Они делили все наши волнения»

Самым главным утешением семейства была православная вера.

2 ученик: - Не теряйте вашу веру. Идите прямо. Не страшитесь и не падайте духом, - учили родители детей.

3 ученица: - Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Мы должны быть настоящими людьми, -учили отец и мать своих детей.

И каждый в этой семье думал, прежде всего, о других, а не о себе.

1918 год. Царская семья встречает Рождество в Тобольске.

Инсценировка (Исполняют Тропарь к празднику Рождества).

1 ученица: - У нас в углу залы стоит ёлка и издаёт чудный запах. Украшений нет, только серебряный дождь. Мы подготовили собственными руками, работая в продолжении нескольких недель, подарки как для всех нас, так и для всех слуг.

2 ученица: - Таким трогательным вниманием мама хотела выразить свою благодарность тем, кто остался ей преданным.

3 ученица: - Все радовались. Чувствовалось, что мы составляем одну большую семью.

4 ученица: - Мы старались забыть все заботы и скорби, чтобы наслаждаться, не думая ни о чём, этими минутами - чистой дружбы, в полном единении сердца.

Ведущий :Неизлечимо больной царевич Алексей в последние дни не мог самостоятельно ходить и передвигался только в коляске. Сёстры и родители старались облегчить его страдания.

Ведущий: Последние 53 дня своей жизни семья проведет в Екатеринбурге, в Ипатьевском доме среди наглых, разнузданных головорезов, в атмосфере непрекращающихся издевательств. Условия заключения все ухудшались, а Царская Се­мья не только не озлобилась, но проявляла щедрое ми­лосердие к своим тюремщикам и к России.

Чтец:

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый.

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья,

Христос Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов.

Ведущий В ночь на 17 июля 1918 года русский Государь Николай II, Императрица Александра Фёдоровна и их дети: Цесаревич Алексей и Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия были расстреляны.

За жертвенное служение Богу и ближним, за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое, Господь сподобил царскую семью принять мученический конец в один день и в один час.

Ведущий: Незадолго до этого Великая княгиня Ольга записала :

"Отец просил передать всем, кто оставался верен ему, чтобы за него не мстили, что он простил всех и молится за них, и не надо возмездия, только нужно помнить, что зло, которое сейчас есть в мире, станет еще сильнее, но зло побеждается не злом, а любовью".

Чтец:

Отец всем просит передать,

Не надо плакать и роптать,

Дни скорби посланы для всех

За наш великий общий грех.

Он все обиды позабыл,

Он всех врагов своих простил,

И за Него велит не мстить,

А всех жалеть и всех любить.

Он говорит: мир тонет в зле,

Иссякла правда на земле,

И скорбный крест грядущих дней

Еще ужасней и страшней.

Но час пробьет, придет пора,

Зло одолеет власть добра,

И все утраченное вновь

Вернет взаимная любовь.

Видео. Песня в исп. Ж. Бичевской.

Ведущий

И как в земной жизни их семья была единым союзом и источником любви для всех, так и ныне прославленные в лике святых царственные мученики вместе предстоят у престола Божия, в молитвах о земле российской и её православном народе.

Христианская жизнь этой семьи могла бы служить примером в течение веков, и их мученический конец, и страдания, которые они перенесли, ничем не отличались от страданий первых христиан. Это была одна семья, навсегда связанная друг с другом великой любовью, сознанием долга и религиозностью …

видео «Святые царственные мученики»

Песня «Вера»А. Пахмутова, Н. Добронравов.

Результат проекта: общешкольное литературное мероприятие, проведённое на высоком художественном, эстетическом, эмоциональном уровне, которое создаёт образовательно- воспитательное пространство.

Используемые материалы:

  1. А.Львов. Гимн России 1819 года.

  2. А. Блок «Девушка пела в церковном хоре».

  3. «Венценосная семья» Составитель сборника - Н. Кирилина, Духовно- просветительский центр «Добромир» Троицкого собора, Порецкое, 2010 г.

4.Витте С. Ю. Воспоминания. Царствование Николая II // militera.lib.ru [Электр. ресурс].

5.Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале // knigosite.ru/library [Электр. ресурс].

6.Литвяк Елена «Праздник белого цветка» Для чтения взрослыми детям.

г. Минск,2007г.

7.Нравственно-патриотический проект «Если не мы, то кто? Вместе возродим нравственную Россию». Доклад монахини Нины (Крыгиной), православного русского психолога «Идеал христианской семьи».

8. Рождественский тропарь.

9.Уникальные фотографии царской семьи Романовых (Интернет)

10.видео «Путь любви» (Автор Р. Наумова).

11видео. Жанна Бичевская «Песня о святых царственных мучениках»

12видео Святые царственные мученики (Интернет)

13 Песня «Вера»А. Пахмутова, Н. Добронравов.

7

© 2010-2022