Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Представлены комплексы информационных материалов и занимательных заданий по 46 рабочим профессиям. Основное назначение пособия состоит, с одной стороны, в реабилитации ценности практического труда работника любой профессии, с другой – в формировании уважительного отношения учащихся к трудовой занятости, признании деловитости как важнейшей характеристики личности. Предложенные материалы могут служить основой для разработки авторских инновационных форм трудового воспитания школьников и осуществлен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алёнкина Ольга Арнольдовна


ПОЖАРНИК


30 апреля - День работников министерства чрезвычайных ситуаций


Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник



Тревожный номер «ноль один»,

Ты не останешься один.

Гудят пронзительно сирены -

Начало дня пожарной смены:

Необходимо им спешить

Пожар опасный потушить.


С. Васильева

Пожарник - работник пожарной охраны.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Пожарище - место, где был пожар.


Краткая характеристика профессии


Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же - неосторожное обращение с огнем.

Когда речь идет о лесном пожаре или о пожаре жилых домов и общественных заведений, то в бой со стихией вступают отважные профессионалы - пожарные или, как их сейчас принято называть, спасатели МЧС. Есть такие люди, у которых призвание - спасать и защищать других. Такие люди и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза.

Профессия пожарного - одна из важнейших в современном обществе. Телефон 01 наизусть знает каждый ребенок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато для многих других эти самые защитники спасают их от смерти в чрезвычайных ситуациях. В каждом городе и даже поселке есть своя бригада спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы.

Огонь - это для людей тепло, пища, уют еще с древних времен, но огонь - это вместе с тем сильная и страшная стихия, способная за короткое время в сухую погоду огромную территорию превратить в черную безжизненную пустыню. Задача пожарной службы - спасти в первую очередь людей, а потом - материальные ценности, постройки, леса, сельскохозяйственные угодья и т.п. Отважные люди тушат многоэтажные дома, заводы, а также мешают огню распространяться дальше. Без их подвигов число жертв пожаров и материальный ущерб имел бы катастрофические объемы в масштабах страны.

Сотрудник службы спасения обязательно должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму, обладать теоретическими знаниями и практическими навыками борьбы с огнем. Пожарник - не самая распространенная профессия, но она относится к разряду самых опасных в мире. Нередко эти люди сами становятся жертвами огня, с которым приехали бороться. Это благородная профессия, ведь не каждый согласится войти в горящее здание, которое вот-вот рухнет, в попытках спасти людей, которые еще не успели эвакуироваться из него.

История пожарного дела

Самые старые упоминания о профессиональных пожарных бригадах относятся к Древнему Египту. Позже в Риме император Август распорядился создать государственную службу борьбы с пожарами, сотрудники которой также были ночным полицейским патрулем.

В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 г., сказано о купцах (тех, кто курит табак): «Зажигальщику живота (жизни) не дать, казнить его смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара.

Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, так как не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты. Но самое страшное - в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправить последствия.

На территории нашей страны первую противопожарную бригаду создали в Москве в 1504 г. Но день пожарника отмечают 30 апреля, так как в этот день в 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ, определяющий состав обязанности пожарных бригад. 17 апреля 1918 г. был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем».

С 1698 г. Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В 1803 г. Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 г. возник пожар, в атмосферу поднялось радиактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности - радиоактивного заражения - пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько минут по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни.

Рабочие инструменты пожарного







Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник






Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник





Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

пожарная машина

защитный шлем

пожарный шланг

пожарный щит



Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник





Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник





Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

огнетушитель

топор

лестница

лопата


Причины пожара


Мы вчера ходили в лес,

Ну а ночью он исчез.

Так от нашего костра

Целый лес сгорел дотла.

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Неосторожное обращение с огнем в лесу


Если спички в руки взял,

Сразу ты опасным стал -

Ведь огонь, что в них живет,

Много бед всем принесет.

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Шалости детей с огнем и спичками

Будь осторожен с утюгом,

Чтоб он не стал твоим врагом.

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов


Не суши белье над газом -

Все сгорит единым разом!

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Неправильная эксплуатация

газовых приборов

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь.

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Неисправность печей

и дымоходов

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь!

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Нарушение противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки


Общие правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций




Пусть знает каждый гражданин

пожарный номер - «01»!

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Пожары от детской шалости с огнем происходит там, где дети остаются одни. Подражая взрослым, они зажигают спички и разводят костры, курят, разжигают печи, включают электроприборы. Но бывает и так, что родители сами поручают детям разжигать отопительные и нагревательные приборы.

В результате такого беззаботного отношения к мерам пожарной безопасности, происходят пожары, иногда сопровождающиеся тяжелыми последствиями.

Не поддавайтесь панике. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных и других людей.

Немедленно звоните по телефону «01» при первой же возможности. При сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Говорите коротко и понятно. В сообщение необходимо сказать:

что случилось;

место, где это произошло (адрес, ориентир);

если вы очевидец, оставайтесь на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.

Окажите первую доврачебную помощь пострадавшему, если вы оказались поблизости. Своевременное оказание ему первой помощи позволит снизить тяжелые последствия.

Выполняйте рекомендации специалистов: спасателей, пожарных, сотрудников милиции, медработников. Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).

Создавайте условия для работы спасателей, пожарных:

пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской;

не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

История современной спички


Спичка! Маленькая деревянная палочка с коричневой головкой. Чиркнешь - и загорится огонь - то божество, которому поклонялись издревле люди. Его берегли как зеницу ока. Древние люди научились добывать огонь трением деревянных палочек друг о друга. Этим способом мы получаем его и сейчас, когда чиркаем спичкой о коробку.

Спичка - изобретение молодое. Первая спичечная фабрика была открыта всего 150 лет назад. К концу XVII века были сделаны первые попытки создать «химическое огниво». Головки у спичек были:

из бертолетовой соли; их обмакивали в серную кислоту, и они загорались;

из стекла, это так называемые «Спички Прометея»; у них была стеклянная головка, в которой находилась кислота; снаружи шарик был покрыт воспламеняющейся смесью. Стоило раздавить шарик специальными щипчиками - и бумага, в которую спичка была завернута, загоралась;

из фосфорной массы; стоило чиркнуть, как головка взрывалась и разлеталась, словно маленькая граната, и оставался противный запах тухлых яиц, так как в состав фосфорной массы входила сера.

Шли годы, путем долгих опытов немецкий ученый Беттгерд нашел совмещенный способ, смешав бертоллетову соль и сернистую сурьму. Так родились безопасные спички. Их производили в Швеции.

Как изготовляют спички сейчас? Из осиновых бревен нарезают соломку, пропитывают специальным раствором, чтобы спичка, потухнув, не тлела. Один конец обмакивают в зажигательную массу, просушивают и укладывают в коробочку.

Первую машину для изготовления спичечной соломки изобрел русский ученый А.А. Мусин-Пушкин. Но был в России период, когда спички попали в опалу. Их винили в участившихся пожарах из-за доступности зажигающих средств. Были закрыты спичечные фабрики и запрещен ввоз спичек из-за границы.

Мы пользуемся только хозяйственными спичками. Но есть и специальные спички для моряков и охотников. Они не гаснут, как простая спичка, при ветре, дожде и шторме. Есть спички сигнальные, дающие полуметровое пламя красного, синего или зеленого цвета. А чтобы удобно было разжигать камин, применяют каминные спички длиной в 20 см.

Говорят, жалко тратить много дерева на спички, экономнее зажигалки. Однако, судя по всему, деревянная палочка с аккуратной головкой, способной быстро и без проблем доставать огонь, еще долго прослужит людям.

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник


Вопросы и ответы


Что такое горение?

Научный термин для обозначения сжигания - «горение». Известно множество видов горения, но в большинстве случаев все очень просто. Кислород из воздуха должен вступать во взаимодействие с каким-либо материалом, который может гореть. Кислород распространен в природе. В окружающем воздухе его содержится примерно 21% . Кислород всегда готов поддержать начавшийся процесс горения.

Для того чтобы процесс горения начался, помимо кислорода необходимо наличие «горючих» материалов. Горючие материалы называют «топливом». Это дерево, уголь, кокс, керосин, газ и др.

При медленном горении, если выделяемое тепло не попадает в воздух, температура может достичь такого уровня, когда начинается возгорание. Это называется «спонтанным возгоранием». Оно может начаться в куче промасленных тряпок, оставленных в закрытых помещениях. Масло медленно окисляется, становится теплым, начинает тлеть и загорается.

Почему горячие предметы вызывают ожог?

Мы все испытали на себе, что огонь и горячие предметы вызывают болезненное ощущение. Ребенок этого пока не знает - и получает ожог, получает урок на собственном опыте.

В горячем утюге атомы вибрируют с огромной частотой - возможно, до миллиона колебаний в секунду! Если дотронуться до утюга кончиком пальца, мы почувствуем боль, так как быстро движущиеся частицы заставят молекулы нашей кожи также двигаются резко и быстро. Это быстрое движение вы почувствуете в виде боли - вот почему горячие предметы обжигают.

Что такое очаг?

Очаг был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовившей для него пищу, он ценил его больше всего. Вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены, а потом и дверь, - словом, строить дом. Со словом «очагом» и теперь ассоциируется родной дом, теплота отношений близких людей.

Когда в доме появилась различная утварь - кровать, стол, подобие шкафа, - очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с окошечком и дверцей. Так получилась печь. Первые печи появились еще в каменном веке. Их выкладывали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел в отверстие в крыше прямо из дома. Лишь к началу нашей эры появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины - изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи большие - в пол-избы. Она и кухня, и хлебопекарня, и источник тепла, и отличный диван с подогревом. Прогревшиеся кирпичи ровным теплом успокаивают, снимают боль, ломоту, озноб.

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

европейский камин

русская печь


Отрывки из литературных произведений о пожаре и пожарных


Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

«Эй, пожарные бегите!

Помогите, помогите!»

К. Чуковский. «Путаница»

Ехал один гражданин по Москве -

Белая кепка на голове, -

Ехал весной

На площадке трамвая,

Что-то под грохот колес напевая…

Вдруг он увидел -

Напротив, в окне

Мечется кто-то в дыму и огне.

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка сквозь огненный дым

Руки ребенок протягивал к ним.

С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

С. Михалков. «Дядя Степа»

Словечко за словечком -

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье -

И легкий огонек

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел.

С. Маршак. «Кошкин дом»


… И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджарились на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

Ш. Перро. «Спящая красавица»

… Раз как-то вечером сидел солдат в своей коморке. Совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню - дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца.

Г.-Х. Андерсен. «Огниво»

… В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру.

Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»

…Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

- Живо! Садись завтракать.

Они видели дымок костра у корней старой сосны, но и им в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер.

А. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино»

…Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда, и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом.

В. Гауф. «Карлик Нос»


Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах, и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные тогда послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к девочке и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она, но Боб рвался опять в дом.

Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Л. Толстой


Не шали с огнем!

Огонек всегда такой:

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Чайник все кипел, кипел

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам невдомек,

Что опасен огонек.

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Не разумно и смешно.

Надо закрывать окно.

- У окна, - сказала мать, -

Калорифер не включать!

- Поздно, - зайка говорит, -

Занавеска-то горит!

Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров!

Погасить велел костер

И закончил разговор.

Возле газовой плиты

Расшалились - жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Сено вспыхнет непременно

От соседа огонька...

А не дашь Буренке сена -

Не получишь молока.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Д. Лапина, П. Юрциньш

Побежал, как ручеек,

В сухой травке огонек.

Разве скажет кто-нибудь

Где он свой закончит путь?


Загадки

В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят.

(Улица)

Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я ….(Огнетушитель)

Все такие добряки -

Раздают всем огоньки.

(Спички)


То назад, то вперед,

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе,

Продырявит море.

(Утюг)

С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

(Пожарники)


Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

Ночь.

Но если захочу,

Щелкну раз - и день включу.

(Выключатель)


Спят мирно дочки

У папы в домочке,

Сон у тихонь - в головках огонь.

(Коробок и спички)

Это бедствие - огонь, дым и жар.

Называется... (Пожар)


Пословицы и поговорки

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Вода и огонь - хорошие слуги, но страшные господа.

Огонь маслом заливать - лишь огня добавлять.

От маленькой искры большой пожар бывает.

Огонь воды боится.

Нет дыма без огня

Из огня да в полымя.


Доскажи словечко


Выпал на пол уголек:

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …(отнять)


Викторина «Чего делать нельзя»


  1. Какие вещи разрешается развешиваться на электропроводах?

  2. Какие гвозди можно забивать между проводами?

  3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

  4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?

  5. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?

  6. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

На все эти вопросы ответ отрицательный. Ничего этого делать нельзя!


Кроссворд «Пожар в квартире»


Подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов «Калейдоскоп профессий» – профессия пожарник

По горизонтали:

1. Накормишь - живет, напоишь - умрет.

2. Объект, притягивающий вора.

4. Родился в печке,

Завился в колечки,

Сплясал трепака

И ушел в облака.

5. В два ряда дома стоят -

Десять, двадцать, сто подряд,

И квартирными глазами

Друг на друга глядят.

6. Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я - ….

По вертикали:

1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ.

3. В деревянном домике

Проживают гномики

Все такие добряки -

Раздают всем огоньки.

4. Кто приходит, кто уходит -

Все ее за ручку водят.

5. То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе,

Продырявит море.

Ответы:

По горизонтали: 1. Огонь. 2. Квартира. 4. Дым. 5. Улица. 6. Огнетушитель.

По вертикали: 1. Отравление. 3. Спички. 4. Дверь. 5. Утюг.

Вопросы для самопроверки

1. Почему профессия пожарного считается опасной для жизни и здоровья?

2. Каковы причины пожаров?.

3. В чем смысл пословицы «От маленькой искры большой пожар бывает»?

4. Как до изобретения спичек люди разжигали огонь?

5. Когда появились спички?

ЛИТЕРАТУРА

Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2009.

Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. - М.: АПК и ППРО, 2004. - С. 73-79.

Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 2 (4).

Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 378 с. - (Мудрость тысячилетий).

Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2006.

Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. - М. : Педагогика, 1987.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 519

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З - О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 503.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П - Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 519

Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. - М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. - 240с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

1000 загадок. Для детей 3-6 лет. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 240с. - Серия «Программа развития и обучения дошкольника.

Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.



© 2010-2022