- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа кружка По малой Родине моей
Программа кружка По малой Родине моей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панкова Е.В. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Серафимовича Волгоградской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор: _____ Зам. дир. по ВР:
________
Программа кружка
«По малой Родине моей»
Реализуется на базе 2 класса «А», для детей 7 - 9 лет.
Составитель: Панкова Елена Владимировна.
г. Серафимович 2014
-
Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам к замечательной земле Серафимовича! Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.
-
Общая характеристика кружка.
Цели программы: Знакомить учащихся с историко - культурным наследием г. Серафимович:
-
сформировать черты патриотизма и гражданственности;
-
воспитание духовности.
Задачи программы:
-
Изучение прошлого и настоящего г. Серафимович, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе.
-
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе.
-
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
-
Активизация поисковой деятельности учащихся.
-
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
-
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
-
Пополнение классной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа "По малой Родине моей " включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое и духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
-
Экскурсия.
-
Посещение библиотеки.
-
Посещение музея.
-
По возможности, посещение монастыря.
-
Выставки рисунков на тему «Мой край родной».
-
Исследовательская деятельность.
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
-
организация экскурсий в районный краеведческий музей, к памятнику Серафимовича А.С.;
-
пешие экскурсии по городу;
-
Посещение библиотек.
-
Мини-исследования о г. Серафимович.
-
Описание места кружка во внеурочной деятельности.
Программа "По малой Родине моей " предназначена для проведения кружков в общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 8-9лет. Программа реализуется в течение года по 1 часу в неделю, в течение учебного года.
Занятия проводятся во 2 классе 1раз в неделю по 30-35 минут. Длительность изучения 33 недели в год.
-
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
В результате прохождения программы кружка «По малой Родине моей» у обучающихся будет сформирована системы ценностей:
-Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
-Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
-Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
-Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
-Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
-Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
-Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
-Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
-Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
-Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
-Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
-
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
-
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
-
воспитание уважительного отношения к своему городу , его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
-
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
-
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
-
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
6.Содержание программы кружка.
№
Наименование разделов/
модулей, тем
Всего, час
1.
Когда я вышел на улицу.
10
2.
Летопись времени. Серафимович вчера, сегодня, завтра
12
3.
Символика города
1
4.
Моя семья
7
5.
Православие в городе
4
Итого
34
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
№
Тема
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
План
Факт
Когда я вышел на улицу.
1
Рельеф города.
Изучают рельеф местности нашего города. Экскурсия по городу.
2
Формы поверхности школьного двора
Изучают рельеф местности школьного двора.
3
Явления природы
Знакомятся с явлениями природы, обобщают полученные знания.
4
Животный мир реки Дон
Знакомятся с животным миром р. Дон
5
Как я был на рыбалке
Рассказывают о впечатлениях от летней рыбалки.
6
Растительный мир города. Какие растения мы встретили в парке
Знакомятся с растительностью города. Экскурсия в городской парк.
7
Животный мир города. Животные вокруг нас.
Знакомятся с животным миром нашего города.
8
Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
Посещение библиотеки ; Знакомство с материалами Красной книги.
9-10
Обобщающее занятие.
«Школьный двор»
ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕНИ
Серафимович вчера, сегодня, завтра…
11
Город - дорог!
12
Становление станицы Усть-Медведицкой - г. Серафимович
Изучают исторические события нашего города, откуда появилось название нашего города.
13
Подворье наших предков
Изучают обычаи, быт и условия жизни наших предков.
14
Г. Серафимович в годы ВОВ
Изучают исторические документы, рассказывающие о годах Вов в нашем городе.
15
Встреча с местным краеведом
Встречи с интересными людьми
16-17
Экскурсия к памятнику расстрелянным жителям Серафимовича
Посещение памятника, зажжение свечи памяти, изучение фамилий людей, расстрелянных на этом месте в годы Вов.
18
Победа прадеда - моя победа
Исследовательская работа « Мой прадед в годы ВОВ» Фотовыставка.
19
Город сегодня. Где работают родители
Составление рассказов о месте работы родителей. Фотогалерея « Мои родители на работе»
20-21
Город сегодня. Экскурсия на предприятие
Посещают предприятие, на котором работает один из родителей .
22
Памятник А.С. Серафимовичу
Исследуют, почему поставлен памятник писателю-земляку.
Символика города
23
Герб, гимн, флаг
Знакомятся с символикой нашего города.
Моя семья
24-25
Герб моей семьи
Составляют или знакомят с гербом своей семьи.
26-27
Семьи бывают разные
Рассказывают о истории своей семьи.
28-30
Родословная моей семьи
Рассказывают о истории своей семьи.
Православие
31-32
Храмы города
Посещают храмы, находящиеся на территории нашего города.
33
Мои друзья - люди разных национальностей
Знакомятся с разными национальностями.
34
Обобщающее занятие
Обобщают полученные знания.
8. Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Атлас для школьников. Волгоградская область/ сост.В.М.Кулешов. - М.: Просвещение, 2002 - с.4-6.
-
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997, - 238 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
-
Кузнецова М.А., Резникова А.С.. Сказание о лекарственных растениях. - М.: Высш. Шк., 1992. - 272 с.
-
Национально-региональный компонент в начальной школе/Авторы-составители Керженцева А.В.,
Материально - техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер .
4. Мультимедийная установка.
5. DVD-плейер
Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска.
1
1
1
1
1
13
2
3
3
1
Информационно - коммуникативные средства
Видеофильмы
ЭОР
Интернет - ресерсы
Большая электронная энциклопедия (СД дисков)
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов - school-collection.edu.ru/
serafimovich.org/serafimovich.html
serafimovich.org/
olg.ucoz.ru/index/moja_malaja_rodina/0-29