Программа кружка По малой Родине моей

   В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать ег...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Серафимовича Волгоградской области

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор: _____ Зам. дир. по ВР:

________



Программа кружка

«По малой Родине моей»

Реализуется на базе 2 класса «А», для детей 7 - 9 лет.







Составитель: Панкова Елена Владимировна.





г. Серафимович 2014





  1. Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам к замечательной земле Серафимовича! Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.

  1. Общая характеристика кружка.

Цели программы: Знакомить учащихся с историко - культурным наследием г. Серафимович:

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности;

  • воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего г. Серафимович, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение классной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа "По малой Родине моей " включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое и духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Посещение библиотеки.

  • Посещение музея.

  • По возможности, посещение монастыря.

  • Выставки рисунков на тему «Мой край родной».

  • Исследовательская деятельность.

Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, к памятнику Серафимовича А.С.;

  • пешие экскурсии по городу;

  • Посещение библиотек.

  • Мини-исследования о г. Серафимович.

  1. Описание места кружка во внеурочной деятельности.

Программа "По малой Родине моей " предназначена для проведения кружков в общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 8-9лет. Программа реализуется в течение года по 1 часу в неделю, в течение учебного года.

Занятия проводятся во 2 классе 1раз в неделю по 30-35 минут. Длительность изучения 33 недели в год.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания кружка

В результате прохождения программы кружка «По малой Родине моей» у обучающихся будет сформирована системы ценностей:

-Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

-Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

-Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

-Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

-Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

-Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

-Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

-Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

-Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

-Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

-Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

  • воспитание уважительного отношения к своему городу , его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

6.Содержание программы кружка.

Наименование разделов/

модулей, тем

Всего, час

1.

Когда я вышел на улицу.

10

2.

Летопись времени. Серафимович вчера, сегодня, завтра

12

3.

Символика города

1

4.

Моя семья

7

5.

Православие в городе

4

Итого

34

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

Когда я вышел на улицу.

1

Рельеф города.

Изучают рельеф местности нашего города. Экскурсия по городу.

2

Формы поверхности школьного двора

Изучают рельеф местности школьного двора.

3

Явления природы

Знакомятся с явлениями природы, обобщают полученные знания.

4

Животный мир реки Дон

Знакомятся с животным миром р. Дон

5

Как я был на рыбалке

Рассказывают о впечатлениях от летней рыбалки.

6

Растительный мир города. Какие растения мы встретили в парке

Знакомятся с растительностью города. Экскурсия в городской парк.

7

Животный мир города. Животные вокруг нас.

Знакомятся с животным миром нашего города.

8

Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

Посещение библиотеки ; Знакомство с материалами Красной книги.

9-10

Обобщающее занятие.

«Школьный двор»


ЛЕТОПИСЬ ВРЕМЕНИ

Серафимович вчера, сегодня, завтра…

11

Город - дорог!

12

Становление станицы Усть-Медведицкой - г. Серафимович

Изучают исторические события нашего города, откуда появилось название нашего города.

13

Подворье наших предков

Изучают обычаи, быт и условия жизни наших предков.

14

Г. Серафимович в годы ВОВ

Изучают исторические документы, рассказывающие о годах Вов в нашем городе.

15

Встреча с местным краеведом

Встречи с интересными людьми

16-17

Экскурсия к памятнику расстрелянным жителям Серафимовича

Посещение памятника, зажжение свечи памяти, изучение фамилий людей, расстрелянных на этом месте в годы Вов.

18

Победа прадеда - моя победа

Исследовательская работа « Мой прадед в годы ВОВ» Фотовыставка.

19

Город сегодня. Где работают родители

Составление рассказов о месте работы родителей. Фотогалерея « Мои родители на работе»

20-21

Город сегодня. Экскурсия на предприятие

Посещают предприятие, на котором работает один из родителей .

22

Памятник А.С. Серафимовичу

Исследуют, почему поставлен памятник писателю-земляку.

Символика города

23

Герб, гимн, флаг

Знакомятся с символикой нашего города.

Моя семья

24-25

Герб моей семьи

Составляют или знакомят с гербом своей семьи.

26-27

Семьи бывают разные

Рассказывают о истории своей семьи.

28-30

Родословная моей семьи

Рассказывают о истории своей семьи.

Православие

31-32

Храмы города

Посещают храмы, находящиеся на территории нашего города.

33

Мои друзья - люди разных национальностей

Знакомятся с разными национальностями.

34

Обобщающее занятие

Обобщают полученные знания.

8. Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Атлас для школьников. Волгоградская область/ сост.В.М.Кулешов. - М.: Просвещение, 2002 - с.4-6.


  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 1997, - 238 с., - (Серия: «Расширяем кругозор детей»).

  2. Кузнецова М.А., Резникова А.С.. Сказание о лекарственных растениях. - М.: Высш. Шк., 1992. - 272 с.

  3. Национально-региональный компонент в начальной школе/Авторы-составители Керженцева А.В.,

Материально - техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер .

4. Мультимедийная установка.

5. DVD-плейер

Оборудование класса:

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.

1

1

1

1

1

13

2

3

3

1


Информационно - коммуникативные средства

Видеофильмы

ЭОР

Интернет - ресерсы

Большая электронная энциклопедия (СД дисков)

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов - school-collection.edu.ru/

serafimovich.org/serafimovich.html

serafimovich.org/

olg.ucoz.ru/index/moja_malaja_rodina/0-29























© 2010-2022