Классный руководитель на родительском собрании

Классный руководитель – профессия и новая, и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту – школьные психологи. Для решения новых задач, которые ставят перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный руководитель на родительском собрании

Классный руководитель на родительском собрании

Почему возникает сопротивление?

Какие свои роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, прежде всего педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать - задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать на них с помощью информации - то есть учить родителей. А это мало кому из них нравится.

В результате информация не только не воспринимается и не осмысливается слушателями, но еще и порождает независимо от своего содержания их сопротивление.

В психологической литературе, посвященной работе ведущего тренинговой группы накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и коммуникатора.

Педагог в новой роли

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога - ведущего родительского собрания. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании фасилитатор - это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи, для того чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог - фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственных идей, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный вариант - провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но если это невозможно, будет полезно передать в распоряжение классного руководителя ряд рекомендаций по ведению родительского собрания.

Чтобы вас услышали

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Начало разговора

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча): коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...» Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или, наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задавать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми, и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Изложение информации

Как нам кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть - в общем кругу или сбоку от собственного стола. Но ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они - бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям что-то обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции - от себя, а не на себя - и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение того, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться в том, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история...

Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от педагога иных навыков - фасилитации. Они внутренне приняты психологами, но пока с трудом приживаются в педагогической среде. Но за ними - будущее, и, кстати, в отношениях не только педагога с родителями, но и с самими обучающимися.

Общие положения

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «на педагогического работника с его согласия могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе».

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Класс - это группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Наполняемость классов

В соответствии с Типовыми положениями о типах образовательных учреждений наполняемость класса должна составлять:

25 и более обучающихся:

  • в общеобразовательных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях;

  • в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • в группах учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

20 и более человек:

  • в общеобразовательных школах-интернатах;

  • в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

до 12 человек:

  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  • для слабовидящих и поздноослепших детей;

  • для детей, имеющих тяжелые нарушения речи;

  • для детей, имеющих задержку психического развития;

  • для умственно отсталых детей;

до 10 человек:

  • в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением;

  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  • для слабослышащих и позднооглохших детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

  • для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

  • для глубоко умственно отсталых;

до 8 человек:

  • для слепых детей;

до 6 человек:

  • для глухих детей;

  • для слабослышащих и позднооглохших детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

до 5 человек:

  • для умственно отсталых детей, имеющих сложные дефекты.

Цели и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

1) формирование и развитие коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися в классе;
3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

1. Организационно-координирующие

  • Разработка плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результата воспитывающей деятельности.

  • Установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

  • Взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения.

  • Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

  • Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.

  • Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе через систему дополнительного образования детей (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организацию экскурсий, посещение театров, выставок).

  • Взаимодействие с общественными организациями, советом ветеранов, заслуженными работниками образования.

  • Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

- сотрудничество с медицинским персоналом школы;
- организация просветительской работы с обучающимися, учителями и родителями;
- воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом.

  • Организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, в быту, на воде.

  • Обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом.

  • Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий.

  • Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.

  • Содействие профессиональному самоопределению выпускников, осознанному выбору ими профессии.

  • Ведение документации: классного журнала, личных дел обучающихся, осуществление проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий.

  • Еженедельное проведение классных часов и родительских собраний раз в четверть.

  • Организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения.

  • Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.

  • Забота о внешнем виде воспитанников.

  • Оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи.

  • Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.

2. Коммуникативные

  • Регулирование межличностных отношений между обучающимися.

  • Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися.

  • Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе.

  • Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.

3. Аналитико-прогностические

  • Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.

  • Направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся.

  • Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

4. Контрольные

  • Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.

  • Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

  • индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Критерии оценки деятельности классного руководителя

1. Критерий результативности

Отражает уровень социального развития обучающихся:

  • уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности учащихся;

  • успеваемость учеников класса (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и повышения (с учетом реальных возможностей класса);

  • комфортный психологический климат обучающихся.

2. Критерии деятельности

Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя:

  • наличие установленной для классного руководителя документации;

  • ведение документации в соответствии с требованиями:

- план воспитательной работы, постановка конкретных задач воспитания и их реализация, анализ и оценка результатов работы;
- классный журнал с регистрацией поручений и занятости обучающихся в кружках и секциях;
- регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
- психолого-педагогические карты изучения личностей обучающихся.

  • Организация воспитательной работы с обучающимися:

- массовые воспитательные дела класса;
- участие классного коллектива в общих делах школы;
- организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные, городские конкурсы, экскурсии);
- развитие ученического самоуправления;
- социальная защищенность учащихся;
- умение разрешать конфликты (ученик-ученик, ученик-учитель);
- вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность.

  • Активная деятельность классного руководителя:

- участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, района, округа и города;
- профессиональное общение с педагогическими работниками, взаимодействующими с обучающимися в данном классе, другими участниками образовательного процесса и общественностью.

  • Работа с родителями:

- организация совместных с родителями мероприятий;
- изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.

© 2010-2022