Психолог учителям, практические задания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические задания

  1. «Угадай эмоцию»

Психолог предлагает детям ситуацию:

«Друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке».

Примеры ответов детей:

- Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!

- Извини, но мне очень нужна книга.

- Немедленно верни книгу!

- Ты - нахал! Почему не принес мне книгу?!

- Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волнуюсь, ты не принес мне книгу, может я зайду к тебе?

- Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам ее дочитать.

Обсуждение.

Предложить детям обдумать, каким бы был их ответ:

- «сдержанным» - сделай вид, что не сердишься;

- «агрессивным» - мне плохо, тогда и тебе будет плохо;

- «мирным» - скажи о своих чувствах так, чтобы это никому не причинило вреда.

Предлагается детям выбрать самый приемлемый ответ.



  1. «Ваши эмоции»

Психолог учителям, практические задания.

На этом листе вы видите овал лица, лишенный всех внешних черт. Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и губы этому лицу, но и выполнить конкретное задание. То есть задача проста: выразить свою эмоцию.

Эмоции: радость, грусть,злость,обида.

Ключ к тесту

Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лице, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о вашем характере и ваших чувствах.

• РАДОСТЬ - если вы сделали основной упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.

• ГРУСТЬ - если вы постарались передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

• ЗЛОСТЬ - если вы сделали основной упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность

и предпочитаете действовать прямолинейно, и открыто, презираете трусость и подлость.

• ОБИДА - если вы постарались передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.

Вообще, при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. ГЛАЗА - это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ - склонность к демонстративности, вызывающее поведение. БРОВИ - это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ НА ЛБУ - склонность к размышлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ - нерешительность, нежелание идти на риск. НОС - умение строить догадки и предположения, интуиция. РОТ - контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. ПОДБОРОДОК - упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. УШИ - умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. МОРЩИНЫ ВОЗЛЕ РТА - вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.

Упражнения для формирования положительной Я-концепции.[6]

  • «Здравствуйте, я люблю себя…»

Каждый по кругу сообщает другим, за что он себя любит.

  • «Я под микроскопом»

Ребята делятся своими «неприятными мелочами», дают друг другу советы, как от них избавиться.

  • «Это хорошо, это плохо…»

Водящий (в идеале тот, кто хочет поделиться своей неприятностью) рассказывает свою проблему одним -двумя предложениями. Последнее слово водящего берется за основу следующим игроком и он его описывает с позиции «это хорошо, потому что…». Следующий берет за основу последнее слово второго игрока и описывает его с позиции «Это плохо, потому что…».

  • «Нарисуй свою тень».

Тень- это анти-я, все плохое, что в человеке есть. Когда все закончат работу, попросите детей дорисовать или изменить какую-либо деталь, чтобы тень не казалась страшной и угрожающей, а стала более человечной и доступной, может быть, приобрела бы несколько комичное выражение. Это дает возможность по-новому увидеть свои недостатки.

  • «Автопилот».

Нужно записать 10 фраз, отражающих сильные стороны своей личности. Этот список важно запомнить и возвращаться к этому образу «Я» как можно чаще. Ведь зная и принимая свои сильные стороны, человек всегда знает верный курс, не собьется в сложной жизненной ситуации, найдет поддержку внутри себя, свой АВТОПИЛОТ!

  • «Солнышко успехов»

Работа проводится в течение четверти. Учитель в начале четверти раздает ученикам бланки, на которых указаны те УУД которые ребенок приобретет за указанный период времени. Обыграть этот бланк можно по-разному: либо сделать их «лучиками» солнца, либо «кирпичами знаний», из которых можно построить дом , либо веселого Смешарика с воздушными шариками. Родителям раздаются бланки с теми же УУД, у учителя также есть своя карта. В течение четверти каждый участник образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) заполняют самостоятельно свой экземпляр, в конце четверти данные сопоставляются, проводится беседа. При использовании карт в первый раз у детей возникают определенные сложности с анализом собственных знаний, они пытаются выяснить у учителя или родителей, как те считают, умеет ли он находить, к примеру, главные члены предложения, или нет. Однако со временем ребята справляются с анализом собственных знаний, умений и навыков самостоятельно. Работа увлекает всех участников образовательного процесса, в результате вы получите удивительные результаты и активных учеников и родителей!

  • «Цепочка достижений»

Работа проводится в течение года и заключается в том, что успехи, достигнутые учеником с помощью силы воли, усидчивости, терпения отмечаются учителем специальным значком, на котором ставится дата достижения и пишется суть достижения. Это может быть, к примеру, космос, где каждый ребенок имеет свою ракету, он летит на ней к Планете Таинственного Знания, путь к которой строится по звездам - достижениям. На протяжении года работа по цепочке достижений не потеряет своей актуальности. Скорее наоборот. Она станет элементом развития у детей рефлексии, адекватной самооценки и толерантности. Момент игры, который в этом присутствует, позволяет ребенку получать удовольствие при воспитании в себе силы воли. Кроме того, с момента появления первого достижения будут наглядно видны результаты каждого ребенка, каждый будет вправе собой гордиться. Это реальная картина развития ребенка, развития его позитивной Я-концепции.

  • «Книга обо мне»

Предложите ученикам, подобно писателям, писать книгу. Но книгу не обычную, а книгу, которая бы называлась "Книга обо мне". В эту книгу можно записывать все самое интересное, что происходит с ребенком. Если сложно записывать - значит можно рисовать, приклеивать туда какие-либо предметы, напоминающие о том или ином жизненном событии. Ребятами такое предложение будет встречено с большим восторгом. Так как это новый опыт, то оформление первой странички ребятам можно предложить. Так, на первой странице можно указать имя, возраст, дату начала "Книги обо мне", рост, вес, оставить место для "фотографии автора". Предложите ребятам нарисовать свою ладонь, измерить длину каждого пальчика и подписать.

4.2 Однако, следует отметить, что счастливого человека может воспитать только счастливый, или «Успех ребенку создает педагог, который сам переживает радость успеха». А так ли мы успешны? Находимся ли мы в гармонии с самими собой?





Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование Я-сообщений. Технику Я-сообщений можно также успешно применять и в общении с детьми, и с подчиненными, и в других ситуациях.

Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я-сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Вы-сообщение «Ты постоянно поступаешь по-своему» можно заменить на Я-сообщение «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить».

Использование техники Я-сообщений требует некоторого опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше. Техника Я-сообщений не заставляет партнера защищаться, она, напротив, приглашает его к диалогу, дает возможность высказать свое мнение и оставляет обоим участникам диалога поле для маневров.



Практические рекомендации по формированию конструктивного стиля общения

Упражнение «Выявление помех в общении».

Необходимо проанализировать свой стиль общения, заполнив приведенную ниже таблицу.

Помехи для общения

Примеры

Кто это делает

Вы

Другие люди

Угрозы (вызывают страх, обиду, враждебность)

Если вы не будете приходить вовремя, придется подумать о вашем наказании. Делайте, как вам говорят, или...

Приказы (когда прибегают к власти над другими людьми)

Срочно зайдите ко мне в кабинет. Не спрашивайте почему, делайте, как вам говорят

Критика (негативная)

Вы недостаточно прилежно работаете. Вы постоянно жалуетесь

Оскорбительные прозвища

Такое может сказать только идиот. Ну, вы просто дурак

Слова-

«должники»

Вы должны вести се- бя более ответственно. Вы должны верить фактам. Вы не должны так себя вести

Сокрытие важной информации (репликиловушки, стимулирующие принятие невыгодного решения)

Вам этот проект обязательно понравится. Вы не пожалеете, если заключите с нами договор

Допрос

Сколько времени вы затратили на это? Почему вы так поздно пришли? Чем вы сейчас занимаетесь?

Похвала с подвохом

У вас так хорошо получаются статьи, вы не напишете еще одну?

Диагноз мотивов поведения

Вы одержимы собственническим инстинктом. У вас не хватает инициативы

Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным)

Если бы вы поддерживали порядок на своем столе, сейчас не было бы причин для паники. Это надо было сделать вот так

Отказ от обсуждения вопроса

Нечего этот вопрос обсуждать, я не вижу в этом никакой необходимости

Смена темы

Это очень интересно, но знаете, я вчера смотрел такой смешной фильм

Успокоение отрицанием существования проблемы

Не нервничайте, все пройдет. Не волнуйтесь, все образуется


Приведенные в таблице в качестве примеров предложения иногда достигают цели, если часто даже нейтральные фразы могут вызвать негативную реакцию, если в тоне говорящего присутствуют презрительные нотки. Общение осуществляется на многих уровнях, слова - всего лишь один из них.

Многое в человеческих взаимоотношениях зависит и от тона речи и ее содержания. Если собеседники не уважают друг друга, процесс их общения не может быть эффективным, какими бы добрыми ни были их намерения. Проанализируйте свой стиль общения по результатам заполненной таблицы.

Подумайте, какие высказывания в данной таблице являются для Вас эффективными, какими не эффективными. Что мешает Вам конструктивно общаться с людьми? Что может улучшить Ваше общение с людьми? Конструктивное общение предполагает соблюдение следующих правил: - рассматривать собеседника как равного и не стремиться подчинить его своей воле; - уважать право собеседника на личное мнение и не стараться всеми правдами и неправдами убедить его встать на вашу точку зрения; - ценить и уважать опыт собеседника, принятые им решения.







Правила управления собственными эмоциями и эмоциями других людей

1.Уважайте выражение чувств другими людьми. Нередко людям очень трудно выразить свои чувства словами. Достаточно попытки приглушить эти чувства или поставить под сомнение их правомерность, и контакт будет прерван. Многие родители возмущаются, почему взрослая дочь или сын не рассказывают о тех проблемах, которые возникают у них в отношениях с друзьями, и о своих переживаниях. Часто причина заключается в том, что поспешные советы и указания на неправильность поступков детей уничтожают у них желание делиться с родителями своими чувствами.

2. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости - умение предоставить другим людям возможность выразить свои эмоции (в допустимых пределах), не обижаясь на них и не поддаваясь собственным эмоциям.

3. Эмоционально поощряйте только желаемое для вас поведение собеседников. На навязчивое, раздражающее поведение напрашивается негативная реакция. Однако следует иметь в виду, что угрозы, замечания и наставления действуют на такое поведение так же, как похвала или просто внимание. В поведенческой психологии это называют негативным подкреплением. При любой возможности надо поощрять позитивные шаги других людей, подкрепляя своей эмоциональной реакцией нужное поведение и игнорируя попытки просто добиться внима

ния.

4. Отойдите от негативной борьбы за власть. Иногда некоторые люди для поднятия своей недостаточной самооценки пытаются получить власть в коллективе и над другими людьми. Это можно определить по конфронтационным заявлениям типа «Попробуйте меня заставить!». Как только выявляется такая попытка доказать свою силу, надо просто отойти в сторону, поскольку другая позиция будет только подкреплять негативное поведение таких людей. Надо постараться помочь этим людям восстановить чувство позитивной самооценки другими путями - без силовых попыток.

5. Нейтрализуйте свое желание отомстить. Одно из самых трудных эмоционально окрашенных побуждений, с которыми приходится иметь дело, - желание отомстить за причиненную неприятность. Как правило, это побуждение возникает из чувства глубокой обиды. Его можно в какой-то мере нейтрализовать, если призвать себя к порядочности и справедливости, попытаться убедить обидчика в том, что уважают его самого и его нужды.

6. Избегайте упреков и критики. Заслуживает ли упреков поведение человека, который притворяется беспомощным безо всякого на то основания? Часто его действия направлены на то, чтобы вынудить других людей проявить сочувствие и поддержку. Критика такого поведения помогает редко. Можно помочь таким людям, только поощряя их малейшие позитивные шаги, направленные на воспитание уверенности в себе и повышение своей самоценности. Надо направить свои усилия на то, что положительно, не тратя времени на выражения соболезнования и на разговоры о том, что мир плох и ничего в нем изменить нельзя. Следует учитывать, что улучшение самооценки партнера может быть медленным и постепенным.

Приемы управления чувствами.

1. Самооценка. Надо хвалить людей за все, что достойно похвалы, и как можно чаще.

2. Чувство значимости. Следует учитывать при взаимодействии варианты решений других людей, указывая при этом на их достоинства и положительные стороны характера. 3. Чувство индивидуальности. Нужно поощрять проявление людьми индивидуальности, если эти проявления не посягают на интересы других. Важно помочь людям установить границы личной территории (собственная комната, письменный стол, ящик для хранения документов). Полезно говорить с людьми на темы, которые близки им.

4. Ощущение духовной близости. Надо открыто поощрять людей за вклад в общее дело и подчеркивать его важность для коллектива, группы, команды. Если удобно, надо дать знать этим людям, что любите и уважаете их.

© 2010-2022