Методические рекомендации для консультанта ученического проекта

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

для консультанта ученического проекта

Чтобы воспитать компетентных и ответственных граждан, недостаточно только говорить о демократических ценностях и идеях. Основой воспитания гражданственности является активное привлечение молодежи к решению тех проблем, которые стоят перед нашим обществом. Осознание того, что большие дела начинаются с маленьких приводит не только к конкретным действиям, но и к получению положительного опыта общественного соучастия.

В то же время навыки решения социально важных проблем и усвоения демократических ценностей трудно выработать на обычных уроках в школе. Эти навыки успешно приобретаются во время социальной практики.

Деятельность в общине является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшая общественная группа сознательных граждан может реально и практически реализовывать свой патриотический потенциал по улучшению дел малой и большой Родины. Если молодые граждане останутся равнодушными к проблемам общества, приобретут опыт социального действия, соответственно не будет и реализована главная цель гражданского воспитания.

Цель. Приобретение опыта социального действия путем привлечения школьников к активной общественной работе.

Задача: Познакомить учащихся

• с различными формами гражданской активности;

Научить:

• видеть проблемы местного сообщества и определять свое отношение к ним;

• исследовать общественную проблему;

• работать в группе;

• планировать деятельность по решению проблем общества;

• реализовывать на практике свой план действий;

• контактировать с представителями органов власти, местного самоуправления, СМИ, общественными организациями и т.д.;

• представлять результаты своей деятельности и оценивать ее;

Организация деятельности: может происходить в рамках учебно-воспитательного процесса, во внешкольной и внеклассной работе, быть составляющей работы молодежных общественных организаций, клубов. Особенно эффективным является привлечение школьников к работе над социальным проектом во время летней общественно-полезной практики.

Для обеспечения динамизма работы над проектом желательным сроком его реализации является срок 2-3 месяца.

Помощь взрослых. Реализация такой формы деятельности школьников нуждается в квалифицированной и постоянной помощи учителя, в качестве консультанта-советника. Желательно в процесс реализации проекта привлекать других взрослых - родителей, учителей школы, представителей общественности и властных структур и т.п., которые принимают участие в проекте на правах консультантов, экспертов, членов жюри. Им необходимо сконцентрировать внимание на моментах, где школьники больше всего нуждаются в помощи взрослых, а именно:

• Планирование деятельности;

• Выбор наиболее оптимальных путей решения проблемы;

• Прогнозирование последствий деятельности;

• Приобретение навыков деловой коммуникации и презентации результатов деятельности

• Сравнение полученных результатов с запланированными;

• Объективная оценка работы над проектом.

Результат. В процессе активной общественной деятельности у молодежи производятся практические умения и навыки:

  • критическое мышление (умение оценивать различные источники информации под критическим углом зрения, различать реальную информацию от пропагандистской, признавать и преодолевать стереотипы и предубеждения)

  • решения проблемы, конфликта (умение объективно анализировать различные конфликты, улаживать их, избегая агрессии и сохраняя собственное достоинство, применить различные подходы к решению проблем);

  • сотрудничество (умение сотрудничать с другими в процессе совместного решения задач и решения проблемных ситуаций);

  • перспективное видение, развитие воображения (умение представлять лучшее состояние собственного окружающей среды в перспективе и стремление к его практическому совершенствованию)

  • толерантность (навыки взвешенного решения проблем);

  • общественная активность (способность влиять на принятие общественных решений и эффективно сотрудничать на уровне местной общины);

  • коммуникативность (овладение культурой общения, навыками ее усовершенствования).

Этапы выполнения проекта:

Подготовительный: цель приобретения определенных знаний и умений, необходимых для компетентного общественно активной работы.

На этом этапе необходимо:

• помочь ученикам четко понять характер предстоящей работы и ее цель.

• ознакомить с сутью проекта и основными этапами его проведения,

• мотивировать школьников к дальнейшей деятельности (приобретение необходимых в будущей взрослой жизни знаний и навыков, сделать доброе дело для своего непосредственного окружения, получить авторитет и уважение среди школьного коллектива и местной общины и т.д.)

Возможные действия этапа:

I этап - подготовительный:

- Определиться с названием, целью и основными задачами проекта;

- Проинформировать администрацию лицея, получить их согласие на проведение проекта и поддержку в организации;

- Привлечь к проекту общественные организации, психолога, учителей, заинтересованных лиц, окажут помощь при решении задач проекта;

- Установили контакты с местной администрацией;

- Распространить информацию о проекте среди учеников старших классов лицея;

- Сформировать группу участников и обсудить план действий.

Изучение актуальных проблем местного сообщества и выбор проблемы для решения (I этап).

Цель: определение школьниками важных проблем местности и жизни общины, обсуждения их актуальности и выбора одной из них для решения.

• Методом мозгового штурма ученики определяют наиболее актуальные и важные проблемы.

• Обсуждают важность и актуальность поднятых проблем с родителями, знакомыми проводят или социологический опрос среди жителей.

• Составляют список проблем и совместно анализируют каждую из них, обратив внимание на причины их возникновения, ее важность для местной общины, перспективы решения.

• Определяют наиболее актуальные и те, решения которых могут быть реальными для учащихся.

• Во время организованного обсуждения ученики демократическим путем определить одну проблему, которая является наиболее интересной и посильной для решения.

При выборе проблемы следует учитывать следующие факторы:

  • несколько предложена проблема важна и актуальна для местного сообщества;

  • будет интересно школьникам работать над ее решением;

  • насколько реальным и законным будет путь практического решения проблемы.

Проблема не должна быть большой, глобальной, далекой от детей. Наибольший воспитательный эффект приносит решение небольшой проблемы, которую удастся впоследствии полностью практически реализовать. Важно, чтобы школьники взялись за решение той проблемы, которая является соразмерной уровню их потенциальных возможностей, возрастным особенностям)

• Выбор проблемы исследования должен быть осуществлен школьниками и одобрен большинством.

• Определяют, каких результатов хотели бы достичь.

• Знакомят общественность (школьный коллектив, родителей, местных жителей, власти, СМИ и т.д.) со своим желанием решать конкретную проблему.

Возможны действия этапа:

- Составить план и определить мероприятия проекта;

- Определить ответственных за каждое направление деятельности;

- Подобрать материалы для оформления открыток для привлечения в проект новых участников;

- Окончательно определиться с составом участников проекта;

- Получить согласие родителей и соответствующих учреждений;

- Провести инструктаж участников проекта о правилах поведения и соблюдения техники безопасности;

Исследование проблемы (второй этап)

Цель: сбор полной информации, разносторонне характеризует проблему, доказывает ее актуальность.

План реализации этапа.

1. Определение источников информации.

2. Распределение обязанностей по сбору и обработке информации: объединение учащихся в исследовательские группы. Каждой группе поручается сбор необходимой информации с отдельного ее источники.

3.Обговорення основных правил сбора информации.

Важно во время сбора материала не ограничиваться информацией с одних уст, а обращаться к различным источникам информации., Критического проанализировав их и сопоставив разные точки зрения.

Где получить информацию?

1. Библиотеки

2. Редакции местных газет, радио, телевидения

3. Учителя школы, в которой Вы учитесь, и других учебных заведений

4. Работники правоохранительных органов. Юристы

5. Местные общественные организации и группы по интересам

6. Государственные органы власти

7. Электронные средства общения

8. Опрос общественности

Выбор пути решения проблемы. Действия по ее решению (третий этап)

Цель: определение наиболее приемлемого пути решения проблемы, выработки мероприятий и акций по реализации проблемы.

  • Группы школьников представляют собранные материалы, приводят факты, статистические сведения, выводы специалистов. доказывающие наличие самой проблемы, ее актуальность.

  • Критически анализируя собранный материал, участники рабочей группы над проектом определяют различные пути решения проблемы и выбирают посильные и наиболее оптимальные.

  • Школьники совместными усилиями составляют список добрых дел, которые могли бы способствовать процессу решения проблемы, и выбирают среди них наиболее эффективные и приемлемые (один или несколько) в зависимости от реальных возможностей.

Презентация и оценки результатов осуществления проекта (четвертый этап)

Задание:

1. проинформировать широкую аудиторию о важности выбранной проблеме;

2. ознакомить присутствующих с результатами этапа сбора и анализа информации;

3. представить избранные пути решения проблемы; рассказать о практической деятельности в ходе реализации проекта

Представление проекта может происходить перед ученическим коллективом школы, общественностью своего населенного пункта или непосредственно перед государственными или другими структурами (например: родительские собрания, рабочее совещание представителей местной власти, сессия народных депутатов и т.д.).

Учителю необходимо помочь учащимся четко согласовать вопросы организации проведения мероприятия по представлению результатов работы над проблемой.

При представлении результатов проекта желательно придерживаться следующих правил:

  • Каждая группа готовит устное сообщение и в течение 4-5 минут подает важнейшую информацию об одном из этапов решения проблемы, используя для этого демонстрационный стенд и папку документов.

  • Ученики должны подавать важнейшую информацию и приводить четкие аргументы.

  • Представляя проект, следует использовать только те материалы, которые размещены на стенде или находятся в папке документов.

Критерии оценки проекта.

  • Завершенность и отсутствие лишнего

  • Ясность и логичность

  • Информативность, ее точность и достоверность

  • Доказательность

  • Наглядность

  • Законность выбранной методики решения проблемы

Итог. Оценка своих действий. (восьмой этап)

После окончания проекта целесообразно организовать обсуждение, во время которого ученики смогут оценить проектную деятельность в целом и личный вклад каждого в общее дело.

Обдумывая опыт, приобретенный в процессе реализации проекта, ответить на вопрос:

  • чего и как они научились?

  • что бы можно было сделать иначе?

  • которых умений и навыков они получили?

  • какие преимущества предоставляет групповая сотрудничество?

  • которые были недостатки работы в группах?

  • удалось лучше всего?

Вы можете пригласить на обсуждение результатов работы над проектом всех взрослых, которые помогали ученикам или непосредственно участвовали в процессе практического решения проблемы.

9


© 2010-2022