- Преподавателю
- Классному руководителю
- Авторская игровая программа Россия, мы дети твои!
Авторская игровая программа Россия, мы дети твои!
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шиманкова Л.В. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АВТОРСКАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
Игра-путешествие «РОССИЯ, МЫ ДЕТИ ТВОИ!»
(для учащихся 3-4 классов)
Сценарий подготовила:
учитель начальных классов
1категории ГБОУ СОШ п.г.т.Осинки
Шиманкова Лариса Вячеславовна
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Родина для человека - самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский.
Введение
В школьном возрасте у детей начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни, приобщение к миру его культуры.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Актуальность работы
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории нашей страны.
В данной методической разработке рассмотрена возможность использования игрового материала для формирования у детей начальной школы интереса к устному народному творчеству, истории России. Игровой материал ляжет в основу всей работы, связанной с решением поставленной задачи.
В основу работы положены принципы:
* Развивающий характер игровой деятельности, основанный на детской активности
*Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов
*Наглядность
* Рациональное сочетание разных видов игровой деятельности, характерных возрасту
Сценарий игровой познавательной программы для учащихся начальных классов
Игра-путешествие «РОССИЯ, МЫ ДЕТИ ТВОИ!»
Цель: воспитание патриотизма и любви к Родине через игру.
Задачи:
-
воспитание интереса к истории России;
-
расширение исторических знаний и представлений детей;
-
развитие познавательной активности младших школьников.
Реквизиты
-
1. Карта России
-
2. Схема маршрута по станциям
-
3. Презентация
-
4. Подушки
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Возрастная категория: 8-10 лет
Станции:
-
Символьная
-
Фольклорная
-
Потешная
-
Хороводная
-
Историческая
-
Дружбы
Ход мероприятия:
Вступительная часть.
(Звучит музыка из песни Людмилы Зыкиной «Песня о России») Слайд
Ведущий читает стихотворение:
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и счастье - с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! А вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по нашей необъятной и удивительно красивой стране, по нашей родной и любимой Родине - России! Мы вспомним ее быт и культуру, обычаи, традиции, побываем в прошлом, и откроем для себя новое и интересное. А какими должны быть путешественники?
Зрители: Набрасывают варианты: смелыми, сильными, внимательными, дружными, терпеливыми.
Ведущий: Правильно, молодцы! Конечно, мы должны быть внимательными и активными. А Вы внимательные ребята? (Ответ детей) Мы сейчас это и проверим. Согласны?
Зрители: Да!
Игра с аудиторией «Согласны, не согласны» (Согласны - кричи «да», не согласны - «нет»)
-
Мы хотим страну свою любить
-
Выпить чай, блинами закусить
-
И с соседом сильно поругаться
-
С верным другом снова повстречаться
-
Будем лить мы слёзы напролёт
-
Каждый радость здесь найдет
Ведущий: Молодцы! Садитесь удобнее, мы отправляемся!
(Звучит станционный колокольчик!)
Ведущий: Мы прибыли на нашу первую станцию «Символьная»
У каждого государства есть свои символы. Давайте вспомним символы нашего государства.
(На экране, после ответов детей, появляются слайды с фотографиями ответов.)
1.У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный …(ФЛАГ) слайд
2.Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её. (ГИМН) слайд
(Звучит гимн России, все встают)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ) слайд
Во главе Державы,
Избранный по праву
На четыре года
Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ) слайд
Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (КРЕМЛЬ) слайд
Кукла - символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (МАТРЁШКА ) слайд
Ведущий: Молодцы, ребята! А тем временем мы прибываем на следующую станцию.
(Звучит станционный колокольчик!)
Ведущий: Россия гордится своей историей, своими традициями, своим фольклором. И вот мы прибыли на станцию «Фольклорная»
Станция « Фольклорная» слайд
Ведущий: В России всегда любили загадывать загадки. Это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские загадки ясные и поэтичные. А вы любите загадки? А умеете их отгадывать? Хорошо! Вот и посмотрим, какие вы сообразительные и догадливые.
(На экране, после ответов детей, появляются слайды с картинками-отгадками.)
* Стоит Ерофейка. Подпоясан коротенько. (Веник)
*На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках (Береза)
*Два братца пошли по воду купаться (Ведра)
*Живет без тела. Говорит без языка. Никто его не видит. А всякий слышит. (Эхо)
*По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
*Маленькое, кругленькое, а за хвост его не поднять. ( Клубок)
*Меня все ждут и не дождутся. А как увидят - тотчас разбегутся. (Дождь)
Кто в год по четыре раза переодевается? (Земля)
А мы с вами прибыли на другую станцию.
Станция « Хороводная» слайд
Ведущий: Люди на Руси любили водить хороводы. Хоровод - это самый распространенный и самый древний вид русского танца. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг (еще могут быть восьмерки, воротца, колонны). А вы умеете водить хоровод? (Ответы детей)
Ведущий: Вот мы с вами сейчас попробуем. Для этого я предлагаю встать в большой круг и взяться за руки.
Включается песня Иван Купала «Ой, заинька, ой, серенький» Дети встают в круг и водят хоровод.
Ведущий: Какой веселый и динамичный у нас получился хоровод. Как дружно мы его водили. Вам понравилось, ребята? (Ответ детей) А теперь садитесь по удобнее мы прибываем на следующую станцию.
(Звучит станционный колокольчик!)
Станция «Потешная» слайд
Ведущий: На Руси в старину существовало много разных забав, потех, игр.
Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми. Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. «Взятие снежного городка» или другое название «Царь горы»- это любимые игры детей.
А из мужских забав особой популярностью пользовались кулачные бои и битвы «стенка на стенку», во время которых они могли проявить свою удаль и смелость. При этом строго соблюдался кодекс чести: биться один на один, не бить лежачего.
Предлагаю сейчас и Вам, мальчишки, проявить свою удаль и честь, но сделать это в бою подушками. Кто смелый? Выходи! Свою силу прояви!
(Звучит «Богатырская сила!»)
Конкурс: «Битва подушками»
Ведущий: Вот какие храбрые и сильные у нас ребята! Всегда сумеют постоять за добро и справедливость. А когда надо и девочек защитить!
Ведущий: Но не только играми и забавами славиться Россия. Но и своей историей.
Следующая наша станция «Историческая»
(Звучит станционный колокольчик!)
Станция « Историческая» слайд
Ведущий: Представьте, что мы попали в музей русской старины. Вам предстоит узнать предметы, увиденные в музее. ( На экране появляются картинки с изображением старинных предметов быта, дети называют их)…(Веретено, прялка, туесок, лукошко, рушник, коромысло)
Ведущий: История России насчитывает более двух тысячелетий. За это время были в ней разные периоды - и трудные, и опасные, и радостные и трагические для страны. Одним из трагических моментов в истории нашей Родины - была Великая Отечественная Война 1941-1945 года
Великая Отечественная Война принесла много горя нашей стране. Нет ни одной семьи, в которую бы не «постучалась» беда.. В период этого времени было потеряно более 20 мл. людей. В этом году наша страна празднует 70-летие со дня победы России над фашисткой Германией. День Победы - это память, это история, это слезы и боль... Каждый год мы празднуем это великое событие... Как много значит он для каждого из нас. Как много значил он для тех, кто его встретил, кто к нему шел такой тяжелой дорогой ... Мы никогда не забудем тех, кто освободил нашу страну от вероломных захватчиков, и будем всегда чтить память погибших в этой войне. (Слайды о войне)
Звучит музыка из песни «Три танкиста».
Ведущий: Ребята, кто узнал эту героическую песню? (Дети отвечают)
Ведущий: Давайте вместе споем ее в память о героях-победителях нашей Родины.
(Появляется слайд со словами песни «Три танкиста» дети исполняют песню)
Ведущий: Ребята, мы прибываем на последнюю станцию нашего путешествия
Станция «ДРУЖБЫ»
Россия - дружная страна. Она гордится своими народами. В России проживают самые разные народы и национальности, с разными религиями и вероисповеданием. А назовите, дорогие мои, какие народы и национальности знаете вы?
Зрители: Русские, белорусы, татары, башкиры, украинцы, казахи, узбеки и т.д.
Ведущий: А ребята, каких национальностей учатся в вашем классе? (Дети отвечают)
Ведущий: Ребята, чтобы нам вместе жилось дружно, мы должны хорошо относиться друг другу, уважать других и не обижать их. Ведь в дружбе - наша сила.
Ведущий: А теперь пусть каждый из вас обведет свою ладошку…..
(Дети обводят ладошки маркером на ватмане с надписью: « Я-ТЫ-ОН-ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА!»)
Ведущий: Посмотрите, какие мы дружные ребята! Мы вместе - дружная страна!
Ведущий: Ну что же! Наше путешествие подходит к концу. Я надеюсь, что Вам было весело и не скучно! Я хочу верить, что вы, пока ещё молодые и юные ребята, повзрослев, принесёте славу нашей стране и своей родине! С вашей помощью она станет ещё лучше, ещё богаче, ещё красивее! Мы взрослые очень вас любим и хотим, что бы у вас всё было хорошо! Для нас Россия-это вы наши дети!
Клип «Россия-мы дети твои!»
Конец!
Список использованных источников:
1) Данилюк А. Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
2) Чутко Н.Я. Я-гражданин России. Учебное пособие для 3 класса. - Издательский дом "Фёдоров", Издательство 3)«Учебная литература», 20101.Внеклассные мероприятия: 4 класс. / Авт. - сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина,
Т. И. Цыбина. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007.
4) zanimatika.narod.ru/
5) Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» 2 класс. М.: «Экзамен», 2010
6) 1september.ru/
7).Источник: Русские народные загадки для детей.
© Няня.ru
8) Русские народные сказки vseodetyah.com/article.html?id=356&menu=parent
9)img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/202/75202079_large_4030949_troica4.jpg
10)t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT33iU2pDTIHq4DkAqFztpD6Km11)NdrYI7kORJLE-_ZHTWMUQsRZf4rYvwlo
12)im7-tub-ru.yandex.net/i?id=442663534-45-72
13)im4-tub-ru.yandex.net/i?id=7888864-40-72