Программа кружка для детей с ОВЗ Наши руки не для скуки

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ»



Разработала:

Цекирова Любовь Михайловна,

учитель английского языка

МБОУ Ванзетурская СОШ

Березовского р.

Ханты-Мансийского АО-Югры




  1. Пояснительная записка.


Рабочая программа кружка « Наши руки не для скуки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в начальных классах, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:

-неустойчивое внимание;

-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;

- пониженная работоспособность;

-общее недоразвитие речи;

- нарушение эмоционально-волевой сферы.

Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого воспитанника.

Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий - обязательное условие процесса.


  1. Основная часть. Программа кружка «Наши руки не для скуки».

  1. Актуальность Программы.

В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Всем известно, что младшие школьники очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

Работа в кружке «Наши руки не для скуки»- средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.

Работа в кружке не дублирует программный материал по труду, рисованию, окружающему миру, построена с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Работа в кружке поможет развить, прежде всего, творческие интересы и способности младших школьников. У таких детей повышается любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развивается ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность. Работа в кружке воспитывает трудолюбие, что способствует формированию волевых черт характера.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с Законом ХМАО - Югры от 01.07. 2013 г. N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО-Югре», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югра № 430-п от 09.10.2013 «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2014-2020 годы» и др.

2.Цель программы: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение учащихся создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.

3. Задачи:

- формирование интереса к творческой деятельности;

-развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;

- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами,

с педагогом);

- воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

4. Прогнозируемый результат:

-Скоордидинированность движения кистей рук воспитанников;

- Развитие творческого воображения у воспитанников;

- Сформированность интереса к творческой деятельности;

- Развитие культуры общения воспитанников, трудолюбия, усидчивости, терпения.

Занятия в кружке позволят существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание ребят, рационально использовать свободное время учащихся.


5. Участники Программы : Данная программа рассчитана на детей 2-3 классов коррекционной школы-интерната VIII вида. Занятия проводятся

1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.

6. Принципы.

  1. От простого к сложному. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.

7.Методы и приемы.

Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных методик: рисование карандашами, акварельными красками, бисероплетение, поделки из природного материала, аппликации из скорлупы, фольги, картона, работа с крупой, оригами.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведение конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ.

Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,

- в школе

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 35 часов

  1. Художественное творчество (4 ч)

Рисование помогает развить воображение, навыки пользования акварельными красками, фломастерами, помогает почувствовать цвет.

  1. Бисероплетение (5 ч).

Бисероплетение в большей степени, чем какое- либо другое занятие, помогает развить мелкую моторику. Так как бисер является неотъемлемой частью костюмов ханты и манси (тканые пояса, кисеты, серьги, браслеты и др), то данный вид деятельности дает представление о художественно-эстетическом и декоративно-прикладном искусстве народов Севера.

  1. Работа с природным материалом (5 ч.)

Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

4. Работа с крупой (4 ч.)

Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто догадывается, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.

  1. Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона. (4 ч)

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

  1. Оригами (5 ч).

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

  1. Работа с соленым тестом (3 ч.)

Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок - соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

  1. Работа с гофрированной бумагой (4 ч.)

Развивает умение создавать художественные образы. Развивает фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материала , желание экспериментировать с ним.

  1. Заключительное занятие. Выставка. (1 ч). На выставку приглашаются родители, законные представители, учащиеся школы, учителя.

Тематическое планирование:

Раздел

Тема

Оборудование и материалы

УУД

1

Художественное творчество

Инструктаж по ТБ. Рассказы ребят о проведенном лете. Рисование акварелью «Мои летние каникулы»

Карандаши, акварельные краски, фломастеры, альбомные листы, ластики

Воспитание умения высказывать свои мысли, развитие умения слушать, делать выводы. Развитие навыков пользования акварельными красками, фломастерами.

2

Инструктаж по ТБ. Мультимедийная презентация о ХМАО. Рисование «Мой край родной Югра»

3-4

Инструктаж по ТБ. Иллюстрирование любимых сказок

5

Бисероплетение


Инструктаж по ТБ. Рассказ учителя о роли бисера в костюме народов ханты и манси. Изготовление мужских тканых кисетов

Бисер, нитки, ткань, иголки.

Формирование представления о художественно-эстетическом и декоративно-прикладном искусстве народов Севера.

6-7

Инструктаж по ТБ. Расшитие бисером мужских тканых кисетов.

8-9

Инструктаж по ТБ. Плетение сережек, браслетов

10-11

Работа с природным материалом.

Инструктаж по ТБ. Букет «Краски осени»

Засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, веточки деревьев, ножницы, клей

Развитие умения делать поделки из природного материала, обучение работать в коллективе, воспитание творческого подхода к работе.

12

Инструктаж по ТБ. Животные Югры

13-14

Инструктаж по ТБ. Панно «Времена года»

15

Работа с крупой

Инструктаж по ТБ. «Чудо-дерево»

Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки.

Развитие умения делать поделки из крупы.

16

Инструктаж по ТБ. «Ежик»

17

Инструктаж по ТБ. «Пингвин»

18

Инструктаж по ТБ. «Хризантема»

19

Аппликации из скорлупы, фольги, картона

Инструктаж по ТБ. «Дед Мороз»

Скорлупа, клей, бисер, мишура, фольга, картон.

Развитие умения создавать художественные образы.

Формирование эстетического вкуса. Развитие фантазии, изобретательности, стремления к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

20

Инструктаж по ТБ. «Мозаика из яичной скорлупы »

21

Инструктаж по ТБ. «Мозаика по мотивам любимой сказки»

22

Инструктаж по ТБ. Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка»

23

Оригами.

Рассказ учителя об искусстве оригами. Просмотр видео материала по изготовлению простейших фигур из бумаги.

Бумага.

Развитие умения создавать художественные образы.

Формирование эстетического вкуса. Развитие фантазии, изобретательности, стремления к творчеству, познанию свойств материала, желание экспериментировать с ними.

24

Инструктаж по ТБ. «Журвлик»

25

Инструктаж по ТБ. «Лилия»

26

Инструктаж по ТБ. «Самолет»

27

Инструктаж по ТБ. «Оригами на свободную тему»

28

Работа с соленым тестом

Инструктаж по ТБ.

Рассказ учителя о данном виде работы. «Медвежонок»

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок - соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Развитие фантазии, воображения, желания самостоятельно вылепить поделку,

29

Инструктаж по ТБ. «Улитка»

30

Инструктаж по ТБ. «Черепашка»

31

Работа с гофрированной бумагой

Инструктаж по ТБ.

«Цветы».

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей, картон

Формирование эстетического вкуса. Развитие фантазии, изобретательности, стремления к творчеству, познанию свойств материала, желание экспериментировать с ним.

32

Инструктаж по ТБ.

«Цветы».

33-34

Инструктаж по ТБ.

«Букет»

35

Заключительное занятие. Выставка.


Список использованной литературы:

1. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2005

2. В.С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

3. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

4. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009

5. И.Н. Соленое тесто. М.2006.



© 2010-2022