Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

 Профориентационная работа в различных школах начинается на разных ступенях обучения. Данная работа расчитана на учеников 7 класса. До этой ступени плановой работы по профориентации не проводилось. Данный классный час является первым в серии классных часов по данной тематике. Сценарий представлен в виде технологической карты, согласно требованиям ФГОС. В Приложениях даны: описание используемой игры, бланки проводимого опроса. Во время проведения классного часа использовалась презентация "Я и моя...
Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 467














Классный час «Я и мир профессий»


для учащихся 7 класса



занятие 1




на тему

«Что я знаю о мире профессий?»






Выполнила работу:

Соколова Валентина Павловна

учитель математики









Санкт-Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка. 3

2.Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению. 4

3. Требования ФГОС 6


  1. Пояснительная записка.

Министерство труда по согласованию с Государственной думой вводит в Трудовой кодекс отдельную статью 195.2, в которой будет прописано применение профессиональных стандартов. На сегодняшний день Минюст зарегистрировал уже более 350 профессиональных стандартов. Вводиться в действие они будут постепенно, и с 1 января 2020 года их применение станет обязательным для всех работодателей. А это означает, что при приеме на работу работодатели станут больше обращать внимание на соответствие диплома об образовании претендента на рабочее место и требований данной должности. А это означает, что выбор профессии становится архи важным шагом в жизни любого человека.

Сделать осознанный выбор можно, располагая определенной информацией и знаниями о правилах интерполирования этой информации в будущее. Поэтому профориентация в школе должна проводиться в следующих направлениях:

- информационное направление;

- диагностическое направление;

- консультативное направление;

- тренинговое направление.

Основная задача информационного направления - сформировать знания о профессиях, о рынке профессионального образования и рынке труда, о требованиях профессий к личным качествам человека.

Диагностическое направление занимается оценкой профессиональной пригодности человека на основе психологических тестов, обсуждение его интересов и возможностей. Знаний о себе и требований профессии человеку порой недостаточно, так как сделать выбор мешают внутренние конфликты, неадекватная самооценка, различные предубеждения и т.д. Помочь человеку с этими проблемами, призвано консультационное направление.

Существует категория людей, которым, даже обладая знаниями во всей полноте, трудно решиться на действие. Тренинговое направление располагает активными методами обучения, которые предназначены для побуждения к выбору, формированию навыков решения проблем.

Таким образом, профориентация представляет собой систему социально - экономических, психолого-педагогических, биологических и производственных мер по оказании личностно-ориентированной помощи в выявлении способностей, интересов, а также в формировании потребности и готовности к труду в условиях многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Целью профориентационной работы в школе является всесторонняя поддержка учащихся в процессе выбора ими будущей профессиональной деятельности. Для достижения ее должны быть решены задачи

- формирования устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

- получения индивидуальных данных о возможностях учащихся;

- оказания поддержки при затруднении с выбором профессии.

Для решения поставленных задач используются такие формы работы, как:

- классные часы по профориентации;

- экскурсии;

- встречи со специалистами;

- родительские собрания по профориентационной тематике и т.п.

  1. Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению.

Для успешной работы по профориентации должны выполняться следующие принципы:

- систематичность и преемственность;

- дифференцированный и индивидуальный подход;

- единство потребностей учащихся и общества;

- взаимосвязь школы и семьи.

Поэтому возможна следующая модель работы в школе по профориентации:

1-2кл. «Моя профессия - школьник»

Вырабатывается отношение к учебе как к виду работы, для успешного выполнения которой необходимо развития внимания, памяти, усидчивости и т.п.





Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

3-4 кл. «Моя родословная»

Знакомятся с профессиями своей семьи, слушают рассказы родителей о их профессиях, посещают место работы родителей (своих и одноклассников)

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессияСценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

5-6 кл. «Я и мир профессий»

Знакомятся с типами профессий, определяют, что нравится им, что они могут.

Знакомятся с различными профессиональными требованиями.

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

7-8 кл. «Где меня научат?»

Знакомство с учебными заведениями города и района, с рынком труда, с требованиями учебных заведений.

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

9 кл. «Быть или не быть»

Выбор профессионального пути, выбор учебного заведения для учебы после 9 класса, разбор требований ССУЗов и ВУЗов.




Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

10-11 кл. «Путь к успеху»

Разбор результатов ЕГЭ, знакомство со списком олимпиад, выбор стратегии получения интересующей профессии, специальности, должности.

3. Требования ФГОС

В настоящее время приняты ФГОС II поколения, согласно которым главной задачей становится развитие личности. Конечно, всестороннее развитие личности в рамках любого одного занятия, или даже их серии, невозможно. Поэтому на занятии следует уделять внимание развитию лишь некоторым чертам личности.

Сегодня ученики должны обучаться умению мыслить самостоятельно. Этому должны способствовать все занятия, проводимые в школе, в том числе и классные часы, посвященные профориентации. Классные часы, в отличие от традиционного урока, позволяют отступать от жестких требований тишины, так как невозможно научиться самостоятельному мышлению без умения аргументировать свою точку зрения, отстаивать ее, слышать оппонента и вести обсуждение, спор.

Перед учителем на занятии стоит многогранная задача, поэтому для ее решения удобно создавать технологические карты, подобно тем, которые используют как в точном машиностроении, так и в общественном питании. В данной работе сделана разработка технологической карты классного часа по теме «Я и мир профессии».


  1. Технологическая карта классного часа «Я и мир профессий»

1. Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

2. Цели занятия:

2.1. Личностные:

- пробуждение интереса к миру профессий;

- развитие умений

  1. осознавать проблемы, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

  2. излагать свои мысли в устной речи;

- развитие творческой деятельности учащихся;

- развитие интеллектуальных способностей, логического мышления;

- развитие навыков самостоятельной работы.

2.2. Метапредметные

2.2.1. Познавательные умения:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;

- работать с предлагаемой информацией в необычной ситуации;

- формирование информационной, коммуникативной компетенции учащихся.

2.2.2. Коммуникативные умения:

- участвовать в коллективном обсуждении;

- учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать её с позициями партнеров;

- работать в коллективе, уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично;

2.2.3. Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности;

- оценивать результат работы, уметь контролировать своё время и управлять им.

3. Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;

4. Структура урока:

- организационный момент;

- целеполагание и мотивация;

- изучение нового материала;

- информация о домашнем задании;

- подведение итогов.

      

6. Средства обучения:

ИКТ: компьютер, проектор, экран, презентация.

    

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Организационный момент

Приветствие,

проверка готовности к занятию учащихся, выявление отсутствующих.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место,

демонстрируют готовность к занятию.

Регулятивные:

уметь организовать рабочее место,

концентрировать внимание.

Целеполагание и мотивация

Мы живем в мире, где все имеет начало и конец. Однажды наступит день, и вы станете выпускниками школы. Что закончится в этот день?

Что начнется дальше?

Слайд №1 «Я и мир профессий»

Китайский философ Лао Цзы говорил: «Даже самый длинный путь начинается с маленького первого шага».

Слайд №2 «Три пути»

Попробуем разобраться в том, как выбирают свой путь.

Высказывают свои идеи, предположения, догадки.

Высказывают свое мнение.

Определяют, чему будет посвящено занятие.

Обсуждают пословицу, приведенную на слайде.

Коммуникативные:

уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Познавательные:

умение видеть задачи в окружающем нас мире.

Личностные:

уметь устанавливать связи между целью деятельности и её мотивом.

Коммуникативные:

уметь планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и умений

В мире десятки существуют тысяч профессий и специальностей. Выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Все люди хотят быть счастливыми, жить в достатке, значит, выбор профессии очень важен для каждого. Предлагаю игру: все делятся на 4 группы. Объединитесь, кто с кем хочет, требование одно: по численности группы должны быть почти равными.

Выберете делегата, который вытянет задание вашей группы.

Делегаты подойдут к столу учителя и выберут задание для группы.

Слайд №3 «Самые……профессии»

Каждая группа получила свой номер. В этом порядке вы и будете выступать (обсуждение длится не более 10 минут).



Учащиеся пересаживаются, одновременно группируясь.

Выбирают делегата.

Делегаты возвращаются к группам и начинают обсуждение.

Выступают представители групп: называют профессию; объясняют, в чем она состоит.

Личностные:

уметь осознавать проблемы, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты.

Коммуникативные:

уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать её с позициями партнеров.

Познавательные:

уметь строить понятия.

Изучение нового материала

Оказывается, мы живем в очень изменчивом мире. Профессии, как люди: приходят - уходят, становятся модными или ненужными. Каким же качеством должна обладать профессия, которую выберете вы?

Слайд №4 «Какой должна быть профессия?»

А что человек учитывает, когда выбирает профессию?

Слайд №5 «Моя профессия»

Как много факторов влияет на наше решение! Поэтому так часто выбирают путь подражания. Мы сегодня рассмотрим только два фактора: что я хочу и что я могу.

Дается инструкция к выполнению опросника «Ориентация» (см. приложение 2)

А теперь сами его обработаем (дается инструкция по обработке опросника)

Сравните полученные коды. У всех они совпали? Что же делать, если не совпали?

После обсуждения приходят к выводу, что профессия имеет множество определителей.

Высказывают свое мнение, спорят


Получают опросник «Ориентация», выслушивают инструкцию и начинают отвечать.

Обрабатывают свои опросники.

После сравнения, делают выводы о возможных дальнейших действиях.

Личностные:

уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи.

Познавательные:

уметь аналитически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

уметь слушать,

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи

Закрепление информации

Слайд №6 «Необитаемый остров»

Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Вам предлагается поработать 10 минут в группах и составить список профессий, жизненно необходимых для выживания и дальнейшей жизни на этом острове.

Время истекло. Представьте ваши списки.

Давайте сравним ваши списки. Что в них общего? В чем разница? Почему?

Дети работают в группах, составляя список профессий, необходимых для выживания на острове.

Делегаты представляют списки, составленные в группах.

Дети высказывают свое мнение, аргументируют свое решение.

Личностные:

развитие интеллектуальных способностей,

развитие логического мышления.

Познавательные:

уметь выявлять закономерности, обобщать. Регулятивные:

уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами,

контролировать своё время.

Информация о домашнем задании

Слайд №5 «Моя профессия»

На выбор профессии влияет мнение семьи. Интересно, а какие профессии в вашей семье? Ваше домашнее задание: составьте таблицу из двух столбцов. В первом столбике будут перечислены все ваши родственники (можно и не живущих сейчас вместе с вами). А во втором столбике, напротив каждого из родственников - его профессия или специальность.

Записывают в дневники домашнее задание.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью справляться с непривычными задачами; владеть монологической и диалогической формами речи.

Подведение итогов

Что каждый из вас сегодня узнал, понял, открыл? Что понравилось особенно, что не понравилось? Что осталось неясным? непонятным? Как вы думаете, что будем делать дальше?

С места отвечают на эти вопросы.

Дают оценку своей работы, работы одноклассников. Проговаривают, как видят дальнейшую работу.

Регулятивная:

уметь оценивать результаты деятельности;

умение планировать работу.

5. Слайды презентации.

  1. Слайд №1. «Я и мир профессий»

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

  1. Слайд №2. «Три пути»

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия



  1. Слайд №3 «Самые…..профессии»

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

  1. Слайд №4 «Какой должна быть профессия?»

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия



  1. Слайд №5 «Моя профессия»

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

  1. Слайд №6 «Необитаемый осторов»

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

6. Приложения

Приложение 1. Игра «Самые….профессии»

Учащиеся разбиваются на группы, в которых они должны создать списки профессий, отвечающие каким-либо качествам. Например,

I группа - «Самые забытые профессии».

II группа - «Самые модные профессии».

III группа - «Профессии, нужные всегда».

IV группа - «Самые отважные профессии».

Если учащиеся затрудняются с выполнением задания, то можно дать наводящие примеры:

«Самые забытые профессии»:

Несомненным является то, что очень многие профессии ушли в историю. Вот только некоторые из них:

БАНКОБРОШНИК трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша - машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.

ГОНТАРИ покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов - гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.

ГУЖЕВНИК делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.

КОМАШНИКИ пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.

«Самые модные профессии».

Последнее время популярными стали профессии экономиста, юриста, менеджера, психолога.

Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.

«Профессии, нужные всегда».

Всегда будут нужны такие профессии, как врач и учитель, дворник и строитель, шофер и парикмахер, полицейский и пекарь, земледелец и животновод, повар и бухгалтер и т. п.

Доктор, врач - это самый первый человек, с которым мы встречаемся, появляясь на свет. Он присутствует рядом в течении всей нашей жизни.

Учитель - всегда будет кого и чему учить.

«Самые отважные профессии».

Самые отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Профессия "пожарный" - очень древняя. Первые пожарные появились в Древнем Китае. По причине густонаселенности там же начали строить первые специальные каналы, которые являлись первыми противопожарными средствами.

После выступления ребят делается обобщение, например, то, что виды профессий меняются со временем, разным профессиям требуются разные качества самого человека. Поэтому выбирать профессию надо по своим качествам.

Приложение 2. Опросник «Ориентация»

Инструкция к выполнению опросника:

Напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 - вовсе нет; 1 - пожалуй, что это так; 2 - верно; 3 - совершенно верно.

Инструкция к обработке опросника:

В каждом разделе сосчитать сумму обведенных цифр. Сначала на листе «Я хочу» найти в разделах, обозначенных буквами (А и Б), большую сумму. Выписать ее. Затем на этом же листе в разделах, обозначенных цифрой, найти большую сумму. Получится код из буквы и числа.

Выполнить аналогичные действия на листе «Я могу».

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

Сценарий 1 классного часа по теме Я и моя профессия

7. Список литературы.

1. Методические материалы. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Профессиональная ориентация учащихся выпускных классов и популяризация специальностей ВПО и СПО». РГПУ им. А.И. Герцена, СПб, 2015.

2. Твоя карьера в твоем районе. Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, СПБ, 2011.

3. profvibor.ru Концепция профориентационной работы.

4. pedsovet.org. Твоя профессиональная карьера.

5. videouroki.net Тренинг по профориентации.

6. kommersant.ru/ Профессии сверят с дипломами. М. Иванов, С. Горяшко, А. Черных, 03.12.2014г.


© 2010-2022