Хлеб войны - хлеб победы

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Проект «Хлеб войны - хлеб Победы»









Руководители проекта:

Нуретдинова Л.М.Панкратова С.В.


Аннотация.

На Земле есть главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни; книга, чтобы не обрывалась связь времен; и наша память … Время все дальше отдаляет нас от суровых дней войны. Выросло не одно поколение, которое не знает, что такое хлебные карточки и бессонные очереди за хлебом.

Мы решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны. Мы считаем, что все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Гипотеза:

Существует недостаток осведомленности людей о хлебе, как о продукте питания и символе духовной жизни народа. Если ребенок будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришел к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Цель:

Привить детям общечеловеческие ценности, актуализировать представления детей о хлебе путем взаимодействия педагогов, детей и родителей в разных видах деятельности, сохранить историческую память поколений о Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Знакомство детей с идеей проекта, стимулирование интереса к проектной деятельности.
2. Изучение методической литературы по теме проекта.

3. Создание условий для работы педагогов, детей и родителей по реализации проекта. 4. Актуализация знаний детей о хлебе, обучение детей систематизации и обобщению собранного материала. 5. Воспитание у детей бережного отношения к хлебу и к труду людей. 6. Формирование патриотических чувств.

Объект исследования: хлеб войны.
Предмет исследования: состав и значение хлеба войны.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь- апрель.

Участники проекта: классные руководители и ученики 7а,5б классов, ученики начальной школы, родители.

Место реализации проекта: МАОУ СОШ №2 города Покачи.

Содержание и механизм реализации проекта.

  1. Подбор и изучение литературы по данной теме.

  2. Постановка цели и задач.
    Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

  3. Посещение школьной библиотеки с целью подбора необходимого материала.

  4. Изучение истории появления и развития хлеба на земле.

  5. Выявление этапов долгого и трудного пути хлеба на стол. Труд земледельцев.

  6. Выявление роли хлеба в жизни человека.

  7. Изучение материалов истории второй мировой войны и значимости хлеба в военное время.

  8. Знакомство детей с составом хлеба военных лет. Определение значимости бережного, почтительного отношения к хлебу.

  9. Знакомство с живописными произведениями поэтов и художников, воспевающих труд сельского труженика. Подбор и заучивание стихотворений о хлебе.

  10. Подбор пословиц, поговорок и картинной наглядности о хлебе.

Ожидаемые результаты:

-сформировать у детей представления о ценности хлеба, воспитывать бережное отношение к нему;

- расширить кругозор детей об окружающей действительности (об истории возникновения хлеба, о выпечке хлеба войны и хлеба победы, о многообразии хлебных продуктов в настоящее время, о традициях и бережном к нему отношении);
- донести до сознания детей, что хлеб - это итог большой работы многих людей; - сформировать навыки самостоятельной работы; - научить детей взаимодействию со взрослыми и сверстниками при коллективной работе;
- закрепить умения детей договариваться, слушать и слышать друг друга, работать в команде.

Сценарий мероприятия «Хлеб войны - хлеб Победы»

1 - ый ведущий:

На Земле есть главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни; книга, чтобы не обрывалась связь времен; и наша память … Время все дальше отдаляет нас от суровых дней войны. Выросло не одно поколение, которое не знает, что такое хлебные карточки и бессонные очереди за хлебом.

Хлебушек каждый день присутствует на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг. Хлеб - это символ благополучия и достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

2 - ой ведущий:

Хлеб появился очень давно и был совсем не таким как сейчас. Сначала он был твердым, но потом его научились делать мягким, используя дрожжи. На Руси хлеб пекли почти в каждом доме. К хлебу относились с уважением. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу - Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами.

3 - ий ведущий:

Когда появился первый хлеб? Впервые человек употребил в пищу зёрна диких злаков в каменном веке, примерно 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, сначала люди ели эти зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями и смешивать с водой. Первый хлеб имел вид жидкой мучнисто-зерновой каши, которую и сегодня едят в некоторых странах Азии и Африки.

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей разных профессий! Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители.

4 - ый ведущий:

Ребята, почему один хлеб черный, а другой белый?

Это связано с тем, что белый (пшеничный), хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный - из ржаной муки (показать детям ржаную и пшеничную муку).

На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился намного позже.

Ребята, а много ли хлеба едят люди в России?

Установлено, что человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Как вы думаете, 15 тонн - это много или мало? Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет.

Как вы думаете, сколько нужно зёрен, чтобы испечь одну булку?

Ответ: 10.000 зёрен.

А как пришел хлеб на наш стол?

Детям показывается презентация «Как хлеб на стол попал?»

Всё начинается с того, что весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.

Вскоре на полях появляются зелёные всходы.

Пшеница выросла, но убирать урожай ещё рано, потому что зерно не созрело.

Но вот хлебное поле стало золотым, и пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

И днем и ночью идёт уборка урожая.

Затем зерно отправляют на элеватор - там его сушат и сортируют.

А уже на мукомольном заводе пшеница превращается в муку. Затем мука попадает на хлебозавод, где пекут хлеб.

5 - ый ведущий:

Ребята, посмотрите какое разнообразие хлебобулочных изделий на прилавках наших магазинов, но так было не всегда.

6 - ой ведущий:

На Земле есть главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни; книга, чтобы не обрывалась связь времен; и наша память … Время все дальше отдаляет нас от суровых дней войны. Выросло не одно поколение, которое не знает, что такое хлебные карточки и бессонные очереди за хлебом.

9 мая мы будем отмечать 70-летие Победы. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории хлеба г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Ведь жителям города выдавали всего лишь 125 граммов хлеба. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.

Его выдавали совсем понемногу,
Его отмеряли так скудно, так строго,
Его заливали крутым кипятком,
Его называли не хлебом - ПАЙКОМ.
С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом -
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
125 грамм.
125 блокадных грамм -
С бедой и кровью пополам.

Мы поговорим с вами о фронтовом хлебе, о хлебе, который пекли в самые тяжелые годы, в годы Великой Отечественной войны.

Ребята, как вы думаете, отличается ли фронтовой хлеб от хлеба, который мы едим сегодня? (Ответы детей).

1 - ый ведущий:

Мы решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны.

Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное - опилки, крапива, лебеда, картофельные и свекольные очистки, хвоя.

Ребята, посмотрите, из чего пекли хлеб войны: это опилки, сушёная крапива, лебеда, хвоя, очистки картофеля и свёклы и те 5 граммов ржаной муки.

При выпечке хлеба во время Великой Отечественной войны соль не добавляли, её просто не было.

Давно закончилась Великая Отечественная война, и мы знаем о ней только из рассказов наших бабушек и дедушек, из фильмов и книг. В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, иногда можно увидеть остатки хлеба, лежащие и на столах, и на подоконниках, и прямо под ногами! А это всё потому, что мы не всегда осознаем истинную цену хлеба, не понимаем, какой ценой доставался хлеб на фронте и в глубоком тылу.

Я видела однажды, по дороге.

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла

Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.

(Н. Самкова)

2 - ой ведущий:

Ребята, посмотрите, вот этот хлеб мы испекли сами. А как вы думаете, какие продукты нам понадобились, чтобы испечь этот хлеб?

(представлены следующие продукты: мука пшеничная, мука ржаная, сахар, соль, масло, молоко, крапива, лебеда, дрожжи, опилки, хвоя, картофельные и свекольные очистки (дети выбирают и объясняют)).

3 - ий ведущий:

А теперь, ребята, давайте выберем те продукты, которые входили в состав хлеба военных лет (дети должны выбрать муку ржаную, крапиву, опилки, лебеду, картофельные и свекольные очистки, хвою).

4 - ый ведущий:

Ребята, посмотрите на доску - здесь зашифрованы две пословицы о хлебе, а также здесь вы найдете картинки - они тоже о хлебе.

Давайте все вместе составим пословицы из этих слов («Хлеб - всему голова», «Будет хлеб - будет и обед») и попробуем создать коллажи«Хлеб войны», «Хлеб Победы».

5 - ый ведущий:

Мы очень надеемся, ребята, что все, что вы узнали о хлебе, о его значении в нашей жизни, о его ценности в годы Великой Отечественной войны, заставит вас по-новому относиться к хлебу.

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб - это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

Список литературы:

  1. maam.ru›detskijsad/proekt-hleb-vsemu-golova2.html

  2. Священный хлеб блокады | Социальная сеть Pandia.ru

pandia.ru›text/77/210/85520.php

  1. ped-kopilka.ru›Блоги›…-chudo-zemli-hleb.html

  2. nsportal.ruКлассный руководитель!›…-khleb-vsemu-golova

  3. cert.covenok.ru›files/kids_detsad_2014/2504.pdf

  4. Электронная версия газеты «Земля Таштыпская».



© 2010-2022