- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие «Бояться не нужно, нужно знать»
Внеклассное мероприятие «Бояться не нужно, нужно знать»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вострикова О.И. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЫШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Внеклассное мероприятие
" Бояться не нужно, нужно знать "
(10 - 11 класс)
Подготовила:
Вострикова Оксана Ивановна,
учитель биологии и химии
с. Камышенка- 2013 год
Сценарий внеклассного мероприятия с использованием ИКT-технологий
«Бояться не нужно, нужно знать»
Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.
Цель:
-
дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции и мерах профилактики заболевания.
-
пропаганда ценностей семейной жизни, воздержание от раннего начала половой жизни и сохранение верности своему партнеру, отказ от употребления наркотиков.
-
Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья
Задачи:
-
формировать понятие о личной ответственности за свое здоровье;
-
научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
-
закрепить полученные знания в практических навыках.
Форма - час общения с использованием интерактивных методик.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, доска, мел, бумага, ручки.
По окончания мероприятия учащиеся:
должны знать современные сведения о путях заражения ВИЧ, через какие биологические жидкости человека может произойти заражение, о безопасности учебы и бытового общения с ВИЧ-инфицированными людьми, клинике, лечении и профилактики ВИЧ-инфекции.
должны уметь защитить себя от заражения ВИЧ-инфекцией и грамотно отвечать на вопросы своих сверстников.
Ход мероприятия
Звучит «Лунная соната» Бетховена, зачитается «Реквием» погибшим от ВИЧ/СПИДа (слайд 1,2,3,4)
Реквием
Останови, планета, бег,
Набат, услышав поминальный,
От СПИДа умер человек,
Еще один. Изгой. Опальный.
Еще один из миллионов,
Несущих непосильный крест -
Страданий жизни вне законов,
Судьбы немилостивый перст.
Останови, планета, бег,
Останови с тобой бегущих,
В тот новый, незнакомый век,
К проблемам СПИДа равнодушных.
Останови и дай услышать
Звенящей скорби тишину.
Подумать дай, как жить -
Нет - выжить! Минуту дай. Всего одну.
Для крика, а не для молчанья,
Что до галактик долетит,
Излив все боли и отчаянье,
Земных изгоев, их обид.
Их страхов, злобы, унижений,
Их ощущение вины,
Их постепенных превращений
В калек, вернувшихся с войны…
С войны с самим собой и миром,
Где лишь прямой наводкой бьют
По тем, кто был толпы кумиром,
Кто знал любовь, комфорт, уют.
Останови, планета, бег,
В глаза детей мне дай вглядеться.
Холодный век, жестокий век,
Ты отнял радостное детство,
Взамен любви, забот, игрушек
И звуков тихой колыбельной -
От слез намокшие подушки,
Больничный бокс, режим постельный…
О, эти Ангелы беды!
Чисты, невинны, непорочны.
Но ВИЧ - инфекции следы
Их бросят в омут одиночеств.
Вглядись, планета, в их глаза -
Свое увидишь отраженье.
Смотреть и - не смотреть нельзя,
В них приговор. И нет прощенья
Всем тем, кто в горе не помог,
Не протянул руки навстречу.
Не видит Бог, я не пророк,
Потерями их путь отмечен.
Вернутся на круги своя
Утраты, боли, пораженья,
И бумеранги бытия
Напомнят взгляды отраженья.
Останови, планета, бег,
Чтоб каждый мог других услышать
И чтобы всякий человек
Обрел свою надежду выжить.
Вступительное слово учителя (cлайд 5)
В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение - Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью - санитарное просвещение и информирование населения.
С приходом нового времени увеличились зоны риска и для молодых людей, и для более зрелых. Алкоголь, наркотики, токсические вещества стали настолько допустимыми, что от соблазнов стало очень трудно отказаться. Все эти соблазны грозят нам не только неприятными последствиями, но и смертью. Одним из таких является заражение ВИЧ - инфекцией.
Сегодня я постараемся как можно больше, точнее и достовернее информировать вас о заболевании ВИЧ/СПИД. Показать статистику распространения ВИЧ/СПИДа в мире, в Алтайском крае.
Болезнь легче предупредить, чем потом ее лечить. Неуклонный рост числа подростков, употребляющих наркотики и заболевающих ВИЧ/СПИДом, делает как никогда актуальной нашу встречу.
Подросткам и молодежи трудно поверить, что им угрожает смертельная болезнь, кажется, что болеют и умирают только взрослые старые люди. Но с ВИЧ/СПИДом дело обстоит совсем по-другому.
Подростки заражаются ВИЧ так же часто, как и взрослые: главным образом это происходит или при половых контактах, или при введении наркотиков общим шприцем, иглой с ВИЧ инфицированными, но внешне здоровыми людьми. Моя цель не запугать вас, а научить сделать правильный выбор между жизнью и смертью.
(слайд 6)
-
Что такое СПИД?
-
Почему это заболевание опасно для здоровья?
-
Когда впервые мир узнал о смертельном заболевании ВИЧ/СПИД?
-
Кто такие вирусы?
-
Какова структура вируса? Как вирус проникает в клетку? Как происходит его размножение (репликация)?
-
Однозначны ли понятия ВИЧ и СПИД?
-
Как передаётся ВИЧ - инфекция?
-
Как ВИЧ переходит в стадию СПИДа?
-
Какие группы населения наиболее подвержены риску заражения?
-
Что такое тест на ВИЧ?
-
Можно ли по внешнему виду определить, заражен человек ВИЧ или нет?
-
Следует ли опасаться общения в быту с людьми, заражёнными СПИДом?
-
Существуют ли эффективные методы лечения ВИЧ/СПИДа в настоящее время?
Чтобы ответить на эти не простые вопросы предлагаю вам посмотреть видеофильм
«Профилактика ВИЧ/HIV» o-spide.ru/video/detail.php?ID=1613
Знакомство с сайтом O-spide.ru Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИД o-spide.ru/
Я хочу познакомить вас с Официальным интернет-порталом Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИД, который поможет найти ответы на многие интересующие вас вопросы.
Многое, из того что Вы узнаете на страницах раздела и на самом сайте, может очень пригодиться вам в дальнейшей жизни. Информация, которую вы найдете, будет не только полезна, но и интересна для вас.
На главной странице сайта расположен специализированный раздел (баннер), на котором размещены различные материалы, с учетом их возрастных категорий: для родителей «Если я родитель», для подростков «Твои жизненные планы. Как их может разрушить ВИЧ» .
Также на сайте имеется видео о ВИЧ/СПИДе и различные статьи, которые помогают учащимся быть осведомлёнными в теоретических вопросах, а также приобрести практические умения и навыки.
Кроме этого, посетителям предоставлена возможность задать интересующие их вопросы специалистам.
Статистика: ВИЧ-инфекция/СПИД в Алтайском крае по данным на 01.01.2014г. altaids.alt.ru/statistica/stat.php
Куда можно обратиться за помощью?
Вы можете обратиться в специализированное медицинское учреждение - Центр профилактики и борьбы со СПИДом или в кабинет конфиденциального или анонимного консультирования и тестирования на ВИЧ в нашем районе или в краевом центре.
Знакомство с сайтом Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом altaids.alt.ru/
Учитель: Мы редко задумываемся над страшными цифрами, ведь то, о чем они говорят, мы не видим и не можем потрогать руками. Но тем не менее, это происходит в нашем районе, в нашей стране, на нашей планете. Болезнь распространяется и в какой-то момент может коснуться и вас лично. Вы этого хотите? А может, стоит начать каждому бороться со СПИДом в своей душе, в своем маленьком мире?
В настоящее время не существует вакцины от ВИЧ-инфекции, способы предотвращения инфицирования ВИЧ основаны на знании путей передачи вируса и повышения информированности всего населения в целом и особенно подростков и молодежи. Пока нет вакцины и нет возможности излечить инфицированных и убрать источник инфекции необходимо научиться жить в обществе, где существует ВИЧ-инфекция и знать, как избежать заражения ВИЧ.
Как снизить риск инфицирования ВИЧ себя и своих близких? (слайд 7)
Просмотр фильма «Простые правила против СПИДа»
spid.ru/info/informacionnie-materiali-o-vich/prostie-pravila-protiv-spida-1/
Решение ситуационных задач.
Ситуация 1. (слайд 8)
«Компания собралась на вечеринку. Все веселились. Кто-то из мальчишек предложил попробовать наркотик и достал шприц. Многие стали возражать и говорить, что это может плохо кончиться. Но тот, кто предложил наркотик, стал убеждать, что от одного раза ничего не случится».
Вопросы для обсуждения:
Какие последствия может иметь даже однократная проба наркотика___________
Есть ли в данной ситуации риск заражения ВИЧ?__________________________
Какое поведение безопасно и рационально в данной ситуации__________________
Ответ*: Даже однократная проба наркотика может привести к заражению ВИЧ. Если кто-то из компании инфицирован и используется общий шприц, то риск заразиться высокий. Следует отказаться от наркотика и уйти.
Ситуация 2. (слайд 9)
«В молодежном журнале было опубликовано письмо девушки. Она писала, что встречается с парнем, который раньше несколько раз пробовал наркотики (кололся). Теперь он этого не делает и чувствует себя хорошо. Она его любит и хочет выйти замуж и спрашивает, есть ли у нее риск заразиться ВИЧ?
Вопросы для обсуждения:
Есть ли у девушки риск заражения ВИЧ?_____________________________________
Что можно посоветовать девушке и ее парню?________________________________
Ответ*: Употребляя наркотики парень мог заразиться ВИЧ. Если он не обследовался на ВИЧ, девушка не может быть уверена, что её партнер здоров. Если один из партнеров ВИЧ-инфицированный, то риск заражения высокий. Многие женщины, заразившиеся ВИЧ, имели половых партнеров, употреблявших наркотики. Если девушка уже была в близких отношениях с ним без презерватива, то обследоваться на ВИЧ нужно ей и ему.
Ситуация 3. (слайд 10)
«Катя давно мечтала о сережках. В день рождения ей подарили хорошенькие сережки, но у нее не были проколоты уши: мама не давала денег на косметический салон. Подруга предложила Кате пойти к соседке, которая прокалывала уши дома и брала недорого. Когда Катя пришла к этой женщине, там уже ждали своей очереди две девушки. Катя обратила внимание на то, что машинка для прокалывания ушей после использования не стерилизовалась.
Вопросы для обсуждения:
Есть ли у Кати риск заражения ВИЧ в данной ситуации_________________________
Что следует сделать Кате?_________________________________________________
Ответ*: Риск заражения ВИЧ у Кати есть, т.к. используется нестерильный инструмент. Кате следует отказаться от прокола ушей и найти более подходящее место.
Упражнение «Степень доверия».
Цель: обсудить вопрос о том, насколько половые партнеры должны доверять друг другу в вопросах здоровья.
Упражнение можно начать с вопросов группе:
- Если ты любишь человека, тебе не придет в голову усомниться в нем? Это так?
- По человеку сразу видно болеет ли он ИППП или ВИЧ?
- Только тот у кого много партнеров должен беспокоится, не заразился ли он чем-нибудь?
После обсуждения этих вопросов педагог предлагает классу поясняющую схему про Машу и Мишу.
«Жили на свете молодые люди. Однажды они встретились и полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений, такой настоящей любви. Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это были случайные встречи, несерьезные отношения, да и было их совсем немного. У Маши был один короткий, летний роман с не очень серьезным молодым человеком, у которого вообще было много других девушек.
У Миши были близкие отношения с двумя девушками, одна была очень легкомысленной, из-за этого они и расстались. А вторая просто уехала в другой город и бросила его.
Есть ли повод для беспокойства у этих молодых людей? Кто-то из изображенных на этой схеме мог быть инфицирован и не знать об этом и передать инфекцию по цепочке.
Использование презервативов при сексуальных контактах защищает от ИППП, но не от ВИЧ».
Упражнение «Спорные утверждения»
Цель: провести дискуссию по проблеме «ВИЧ и СПИД» внутри группы и выявить различные точки зрения по данной проблеме, предоставить участникам возможность обменяться мнениями и обосновать свою точку зрения.
Метод:
В каждый угол комнаты вешается табличка с надписью:
• «Я полностью согласен»
• «Я согласен»
• «Я не согласен»
• «Я полностью не согласен»
Участники игры встают в центр комнаты. Затем ведущий зачитывает вопрос либо спорное утверждение и просит членов группы встать в один из четырех углов в соответствии со своей точкой зрения.
После того как все разошлись по углам - каждая группа после короткого обсуждения защищает свою позицию. Можно так же спрашивать по одному. Рекомендуется начинать опрос с тех, кто имеет неправильную позицию. В процессе выполнения упражнения участники могут переходить в другие группы, если их точка зрения поменялась.
Если участники не знают ответа на вопрос, то они должны остаться в центре комнаты. Но после небольшой дискуссии им следует принять какое-либо решение.
Спорные утверждения:
-
Злоупотребление алкоголем повышает риск заражения ВИЧ (да)*
-
Опасно здороваться с человеком, инфицированным ВИЧ (нет)
-
ВИЧ можно заразиться бытовым путем, используя чужие личные вещи: расческу, одежду, полотенце (нет)
-
ВИЧ-инфицированная беременная женщина не должна рожать детей (может)
-
ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции (должны)
-
ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем или использовать общее оборудование (да)
-
Опасно дружить с ВИЧ-инфицированным человеком (нет)
-
ВИЧ можно заразиться пользуясь общественным туалетом (нет)
-
Использование презервативов при половых контактах обеспечивает защиту от ВИЧ (да)
-
Употребление противозачаточных таблеток предотвращает передачу ВИЧ (нет)
-
ВИЧ можно заразиться, плавая в бассейне, моясь в бане (нет)
-
Нельзя заразиться ВИЧ, если есть из посуды, которой пользовался ВИЧ-инфицированный человек (нельзя)
-
Целуясь с ВИЧ-инфицированным, можно заразиться (нет)
-
ВИЧ нельзя заразиться, если делиться нестерильным инструментом для прокалывания ушей, нанесения татуировок, пирсинга (можно)
Упражнение на формирование толерантности.
Вначале записать на бумаге или доске, какие ассоциации вызывают у участников ВИЧ-инфицированные люди (без каких либо комментариев).
Далее спросить какие действия они предпримут - если будет инфицирован ВИЧ близкий человек? Проанализировать высказывания и поступки по отношению к ВИЧ-инфицированным, ведущие к дискриминации. Попросить каждого назвать свои действия.
Упражнение «Ладошка» .
Цель: помочь осознать собственное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа и выработать для себя правила профилактики ВИЧ-инфекции.
На чистом листке бумаги обводится контур своей ладони. В центре ладони пишется «ВИЧ/СПИД», на каждом контуре пальца вписываются 5 основных правил поведения, которые необходимо выполнять для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией именно данному человеку.
Онлайн тест на проверку знаний о ВИЧ и СПИД
o-spide.ru/test/testirovanie.php
Подведение итогов.
Общие выводы: (слайд 11)
-
СПИД - это не только вирусная или социальная болезнь. СПИД - это многофакторный процесс.
-
Молодые люди могут предотвратить передачу ВИЧ только тогда, когда они владеют точной информацией и навыками в принятии решений, позволяющими умело ей пользоваться.
-
СПИДом может заболеть любой человек, совершающий поступки, граничащие с риском заражения ВИЧ. Никто не застрахован от болезни, если подвергает себя риску.
-
Каждый человек сам отвечает за свои поступки.
Рефлексия. (слайд 12)
Вспомните сегодняшнюю работу и продолжите фразы:
Я понял_____________
Меня удивило______________ _
Я почувствовал_________ ____
Думаю________________________
Мене не понравилось _____________ _
Мне понравилось_________________________ _
Учитель: В завершение нашего мероприятия хочу подарить вам стихотворение А. Усачева. (слайд 13)
«Удивительный гномик».
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
- Ха-ха. Хо-хо-хо! Стал смеяться народ.
- Вот чучело! - каждый ему говорил.
И гном испугался и бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
(слайд 14) Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная и уникальная. Ваша жизнь зависит только от вас, прислушивайтесь к своему сердцу, к велению своей души.