Классный час «В единой семье народов Башкортостана»

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час « В единой семье народов Башкортостана»

Цель:

  • формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины - России;


  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Башкортостана, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;


  • знакомить с разными народами, проживающими на территории Башкортостана, национальным костюмом, песнями и танцами.


  • воспитание любви к своей родине,


  • воспитание уважения к национально-культурным традициям народов

Башкортостана, развитие и сохранение их обычаев и традиций,


  • развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края.

Форма проведения. Классный час. Литературно- музыкальная композиция.

Оборудование.

  • Проектор и экран.

  • Презентация

  • Отрывок из мультфильма «Гора самоцветов»

  • Фонограммы звучание курая, народных песен

  • Рисунки учащихся о родном крае;

  • Национальные блюда и сладости

  • Национальные костюмы

Подготовка.

1. Проведение конкурса рисунков по теме «Край родной Башкортостан».

2. Проведение родительского собрания с анкетированием, включающим вопросы:

- Какой язык считаете родным?

- Говорите ли в семье на родном языке?

- Есть ли национальные костюмы?

3. Подбор музыкального сопровождения, видеоматериалов.

4. Изготовление национальных блюд.

Ход праздника


Слайд № 1.(Название)


Звучит песня «С чего начинается Родина»

Слайд № 2.(Россия)

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике дружбы. Мы все с вами живем в одной большой стране - России. Мы - россияне! Каждому из нас близко и понятно слово "Родина". Родина - это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь нам все знакомо и близко - язык, обычаи и традиции народа.

Ведущий: Отрадно, что любой праздник в нашей стране многолик, многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать весёлые украинские песни и русские частушки, перекликающиеся с задорными танцами; раздумья, в которые вводит чудный мотив курая, вдруг прерываются зажигательной лезгинкой…

Чтец 1. Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Надя

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Чтец 2. Россией зовется общий наш дом, Дарина Кутлиева

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Заставка из мультфильма «Гора самоцветов» о России и Башкортостане.

Слайд № 3.(Карта Башкортостана)

Ведущий: Прекрасна природа нашего края, красивы наши города и села, богаты полезными ископаемыми недра республики. Но самое главное богатство - это люди. .На территории республики проживает более 70 национальностей: башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне, немцы и другие. Коренные жители - башкиры.

Ведущий: Наш Башкортостан - это такая республика, где можно увидеть большое разнообразие культур, познакомиться с искусством, кухней, обычаями и традициями различных народов. А где же это все можно увидеть, как не на ярмарке?

Песня «Коробейники»

Выходят 2 мальчика в башкирском и русском костюмах.

Слайд № 4.(Ярмарка)


Коробейник 1: Внимание! Внимание!

Народное гуляние.

Торопись, честной народ Женя

Всех вас ярмарка зовет!

Коробейник 1: Мы - торговцы - зазывалы,

Мы - ребята - молодцы!

Коробейник 2: Весь товар у нас на славу: Равиль

Ложки, гребни, бубенцы!

Коробейник 1: Подходите, примеряйте

Наши ленты и платки!

Коробейник 2: Время даром не теряйте -

Доставайте кошельки.

Коробейник 1: Подходите, граждане,

Угодим каждому!

Коробейник 2: Подходи, приценяйся,

Покупай, не стесняйся!

Ведущий: Что за праздник!

Что случилось?

Коробейники: Просто ярмарка открылась! Женя и Равиль

Шутки, смех со всех сторон,

Музыкальный перезвон.

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Музыка «Ярмарка»

Заходят дети в национальных костюмах, заносят угощение.

Привезли мы на базар

Раздиковинный товар.

Ведущий: На гуляньях русский народ всегда частушки поет.

Вы знаете частушки? Дети выходят и поют:

Слайд № 5.(Частушки)

Хором: Мы частушки сочиняем, (Оля, Настя Иванова, Дарина Кутушева,

Можем их пропеть сейчас. Света)

Мы для вас споем, сыграем...

Эх! Попросите только нас!

Слайд № 6.(Девушки)

1-я: Эй, девчушки-хохотушки, Оля

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Слайд № 7.(Сосновый бор)

2-я: Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона! Настя Иванова

Здесь повсюду нас встречает

Сосновый бор и тишина!

Слайд № 8. (Луг)

3-я: Я пойду, разойдусь, Дарина Кутушева

По зеленой, по траве,

Заиграли гармонисты,

Все волнуется во мне.

Слайд № 9.(Берёзовые листы)

4-я: Ой, березонька-березка, Света

Раскудря-кудрявая!

Хороша, ты речка наша.

Речка величавая!

Слайд № 10.(Дед с балалайкой)

Хором: Хорошо частушки пели, (Оля, Настя Иванова, Дарина Кутушева,

Хорошо и охали, Света)

Мы бы очень все хотели.

Чтобы нам похлопали!

Слайд № 11. (Русский танец)

Девочки, исполняющие русский танец Маша

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире,

Не одна плясать пойду,

Нас идут четыре.

Русский танец «Во поле берёзонька стояла» (Маша, Света, Регина, Алеся)

Слайд № 12. (Древние башкиры)

Ведущий: Давно в степи жили племена, которые называли себя башкирами. Их было 7 родов. Коневодство и производство кумыса было их основным занятием. На них часто нападали кочевники, соседние племена, и грабили их. И племена решили, что им необходимо объединиться в одно сильное государство.

Слайд № 13.(Иван Грозный)

В 1554 г. башкирские племена обратились к русскому царю Ивану Грозному с прошением присоединить башкирские земли к Русскому государству.

Иван Грозный с радостью принял известие о желании башкир присоединиться к Руси. Но у башкир было своё условие: земли башкир должны остаться у башкирских племён, должна остаться прежняя религия , вожди должны управлять своими племенами, как и прежде.

Русь объявила свои условия: башкирские воины должны охранять новые границы Руси и принимать участие в войнах, которые будет вести Русское государство.

Ведущий: Придя к единому решению, башкиры и русские стали жить в едином государстве. Это было в 1557 г. С тех пор башкиры научили добывать русских крестьян дикий мёд, русские башкир учили выращивать пшеницу и рожь.

Вот уже более 450 лет русские, башкиры и другие народы республики живут в мире и согласии.




Слайд № 14. (Монумент Дружбы)


Чтобы увековечить память присоединения Башкортостана к России в 1975 г. был установлен памятник «Монумент дружбы народов» в г. Уфе. У основания 35 метрового обелиска из розового гранита - бронзовые фигуры двух сидящих женщин: русской и башкирской. У них в руках лавровые венки - символ мира и согласия. На постаменте высечены слова «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов».

Чтец 3. Четыре с половиной века миновало Денис Егоров

С тех пор, когда с окраины земли

В престольную Москву послы Урала

С великой просьбой дружески пришли.

Чтец 4. Башкир и русский - праведно и строго Ирина Егорова

В неколебимой дружбе поклялись.

В одну семью, в единую дорогу,

В семью родную навсегда слились.

Чтец 5. Четыре с половиной века миновало, Эрик

И годы пронеслись через сердца.

У нашей дружбы есть одно начало,

Но нету, и не будет ей конца.

Чтец 6. Превыше счастья нет для человека Настя Дойникова

В согласии жить, крепить покой и мир.

Уже четыре с половиной века

Идём мы вместе русский и башкир.

Слайд № 15-16. ( Цветок курая, кураист)


Стихотворение на башкирском языке под мелодию курая . Сара

Ведущий: Дети всей Земли считают, что хорошо жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всем всегда светило яркое солнце, чтобы всегда рядом была любимая мама.

Игра «Хорошо»

«Хорошо» (дети стоят в кругу):

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Слайд № 17. (Группа людей на природе)

Девочки, исполняющие татарский танец:

Эй, на танец собирайся весь народ! Лиза

Снова пляска к нам на ярмарку идет!

Эх, топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топчу.

Всё равно плясать хочу.

Татарский танец. (Алсу Магсумова, Лиза)

Ведущий: Дорогие наши гости!

Невозможно представить себе

Ярмарку без искрометного

Украинского юмора, зажигательных песен.

Слайд № 18. (Девушки украинки)

Украинская песня все

Слайд № 19. (Поле)

Стихотворение читает мальчик в украинском костюме.

Сосны в зеркало вод загляделись. Матвей

Гладь пруда и чиста и светла.

Как девчонки рябины зарделись.

И грустит у плотины ветла.

В небесах проплывают так чинно

Облаков белогривых стада.

Украина моя, Украина,

Радость, грусть и любовь навсегда.

Слайд № 20. (Дети на планете)

Ведущий: Песни, стихи, танцы, игры переплелись в единый хоровод. Замечательную игру «Колечко» играет русский народ, «Юзек»- татарский народ,» Пярсцёнак» -белорусский. Давайте, и мы сыграем в неё.

Играющие стоят по кругу, держат руки вперёд лодочкой. Выбирается ведущий. В руках у него колечко. Ведущий идёт по кругу и при этом приговаривает:

Вот по кругу я иду

Всем колечко вам кладу Оля

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей кладёт колечко. И говорит: « Колечко, колечко выйди на крылечко!». Тот, у кого колечко - читает стихотворение.


Слайд № 21. (Природа Белоруссии)

Девочка в белорусском костюме:

Белоруссии запах любимый... Алина

В песнях пущ и лугов различимый,

Он и прост, и богат, и чудесен,

Словно музыка ласковых песен.

Он не резкий, не острый, чуть пряный,

Всё пшеничный, ржаной да овсяный,

Он то сладкий, то терпкий, то мятный

И всегда мне родной и понятный.

Ведущий: Ребята, музыку каких народов мы сейчас услышим?

Звучит «Лезгинка»

Слайд № 22.(Кавказ)

Чтец 7. Кавказ- край долин и гордых гор! Денис

Кавказ, как прекрасен твой простор!

С чем тебя сравнить - нет таких чудесных слов,

О тебе всегда пою, ты - моя вечная любовь.

Я хочу воспеть юность древних городов,

Моря синеву, аромат твоих садов

Шум бурлящих рек и весенние поля,

Дорогой мой Кавказ - Родина моя.

Стихотворение на азербайджанском языке. Алсу Мансимова

Стихотворение читает девочка в армянском костюме Наринэ Оганесян

Люблю Армении свободный воздух,

Мерцанье звёзд и солнца луч,

Люблю могучий звон, что где-то,

У облаков звучит и туч.

Люблю родной пейзаж Севана,

И Арарата вид святой,

Люблю ночной свет Еревана,

Чинару во степи пустой.

Люблю горячее дыханье

Солнца палящего и зной.

Я не устану восхищаться

Этой армянской красотой!

Ведущий: Что может быть красивее, чем песня о родном крае, о глубоком чувстве, которое испытываешь к той земле, которая тебя родила и воспитала.

Слайд № 23 - 28. (Природа )


Песня о Башкортостане все

Слайд № 29. (Карта России)


Слова детей в национальных костюмах.

Широка ты, родная Россия, Маша

Глубоки над тобой небеса, Алсу Магсумова

И под ветром шумят вековые Женя

В разноцветном убранстве леса Равиль

Сколько силы в бескрайнем просторе Света

Как могуча народов семья Матвей

И от моря гремит и до моря Алина

Легендарная слава твоя. хором

Коробейники:

1.. Вот и ярмарки конец! Женя

Кто посетил нас, молодец!

2. Мир вам, люди добрые, Равиль

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Уходят. Прощаясь, машут руками.

Музыка «Ярмарка»

Подведение итогов

Ведущий: Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями. Наша республика стала родным домом для многих народов. В школах республики изучаются 14 родных языков, на 6 языках издаются республиканские газеты и журналы, на 4 языках выходят теле- и радиопередачи. Многонациональность нашей земли - это сила и гордость нашего края и государства в целом сегодня и завтра.

Ведущий: И в нашей школе вместе учатся дети разных национальностей. Сегодня мы видели выступления ребят, представителей национальностей наших классов. Они принесли с собой различные блюда. Давайте, отгадаем, что это за блюда?

Слайд № 30. (Цветок курая)

Блины- русский народ

Чак- чак- башкирский

Эщпэщмак- татарский

Сало - украинский

Картошка- белорусский

Лаваш - армянский

Пахлава - азербайджанский

Ведущий: Цветок курая объединил в наших классах людей разных национальностей.

А самое главное, что всех нас, независимо от цвета кожи и разреза глаз, объединяет великое чувство любви и благодарности родной земле.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.


Рефлексия (изображение солнышка)

- Ребята, поднимите солнышки те, кому понравилось наше занятие.

Уважаемые гости, если вам понравилось, тоже поднимите солнышки.

Посмотрите, как ярко и солнечно стало у нас!

Слайд №31.(Солнышко)





































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА







«В единой семье народов Башкортостана»


Открытый классный час

2 А и 2 Б классы







РАЗРАБОТАЛИ: Гарипова Светлана Агзамовна,

Валиева Фируза Анваровна










2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД




11

© 2010-2022