Сценарий диспута для 5, 6 классов О дружбе и друзьях

Сценарий диспута "О дружбе и друзьях"Для учащихся пятых,шестых классовЦельФормировать у учащихся нравственные качества: доброту, готов­ность помогать близким и друзьям.Ход диспута:На доске написаны цитаты (или висит плакат): Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая при­обретать их, когда только можете.                                                    Ф. Гвиччардиии, итальянский историк Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Ка...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий диспута

«О дружбе и друзьях»

( для учащихся 5 -6 классов)

Цель

Формировать у учащихся нравственные качества: доброту, готов­ность помогать близким и друзьям.

Ход диспута

На доске написаны цитаты (или висит плакат):

Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая при­обретать их, когда только можете.

Ф. Гвиччардиии, итальянский историк

Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!

Цицерон

I. Слово учителя.

Дружба - это преданность человека человеку. В дружбе челове­ческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готов­ностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.

Дружба - это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.

Русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его гла­зах сложный духовный мир -радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном со­стоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у ко­торого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие-одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный - это душевно слепой человек».

А понимание горя своего ближнего или друга развивает нравствен­ную зоркость, благородство, человечность. Знайте, что горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.


II. Обсуждение проблемной ситуации.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош...

Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, на­верное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожи­данно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван . Он налег на весла и поплыл вверх по реке Дождь хлестал по лицу, Ладони вспухли., сильно болели руки и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани . Он напрягал все силы.

Добравшись наконец до цели , он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил :

- Ты откуда хлопец взялся7

- Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть.

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке , что бы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово , безусловно , проявил характер и силу воли . Конечно , ему было страшно , как и тем другим , сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал . что в жизни не всегда приходится делать , то что хочется. А в этот день узнал еще одно : друзья бывают и мнимые.

Вопросы для беседы


  1. Что такое нравственная зоркость

  2. Ее нужно проявлять лишь по отношению к друзьям или ко всем людям ?

  3. Какая мысль заключена в строках из стихотворения В Высотского ?

  4. Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах , если бы оно заканчивалось словами: « Если бы не один случай «? ( верные друзья» )

  5. какие качества характера проявил Ваня , чтобы Сдержать данное слово ?

  6. Как вы бы поступили на его месте?

  7. Почему мальчики бросили Ваню одного ? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»

  8. Как вы понимаете высказывание Льва Толстого « трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?

  9. Какая нравственная проблема поставлена в этом тексте? Важна ли она для вас?

Имеет ли дружба обязанности ?

Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться её

( Г. Лессинг)

Каждый человек несет ответственность за что - либо. Есть ответственность за труд , за поведение, за любовь и ненависть , за слово которое произносишь, за друга …

Характерно , что истинная дружба избирательна , что истинных друзей обычно у человека мало.

Иметь друга - великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.

Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга - будь им! Ина­че: потрудись душой для рядом находящегося человека!

Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее.

Не пожалей ни времени, ни своих сип, ни своих чувств. (Е. Лосото)

Вопросы:

За что несет ответственность человек?

Какие требования к дружбе предъявляет автор текста?

Как вы понимаете выражение «трудиться душой»? Вспомните известные стихи Н. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Согласны ли вы с утверждением норвежского драматурга Генриха Ибсена:

«Для преданного друга нельзя сделать слишком много»?

Что значит «слишком много»?

Приведите примеры из своей жизни, когда вы пожертвовали чем-то ради своего друга.

Можете ли вы о своем друге сказать, что он - тот человек, «кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается»?

Правду частенько очень трудно сказать вслух, тем более близкому, дорогому для тебя человеку. Как вы считаете, что лучше - сохранить хорошие отношения или последовать совету писателя Николая Ост­ровского: «Дружба - это, прежде всего, искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку»?

В конце диспута можно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе:

  1. Старый друг лучше новых двух.

  2. Был бы друг, будет и досуг.

  3. Был бы дружок, найдется и часок.

  4. Друзья прямые - братья родные.

  5. Верный друг лучше сотни слуг.

  6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  7. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

  8. Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

  9. Хороший друг всегда приходит вовремя.

  10. У друга вода лучше, чем мед у врага.

  11. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

  12. У друзей секретов нет

  13. В дороге и отец сыну товарищ

  14. Друг научит , недруг проучит

  15. Своих друзей наживай , а отцовских не забывай

  16. Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты

  17. С кем поведешься от того и наберешься

  18. Приятелей много , а друга нет

  19. Не хвались другом три дня , а хвались три года

Диспут подготовила :

Учитель МКОУ «Лещановская СОШ»

Котенева С.И.

© 2010-2022