• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • В истории развития библиотековедения одним из ведущих направлений остается исследование взаимоотношения его с другими науками: педагогикой, книговедением, информатикой, культурологией, социологией. Педагогика – наука, охватывающая все звенья человеческой

В истории развития библиотековедения одним из ведущих направлений остается исследование взаимоотношения его с другими науками: педагогикой, книговедением, информатикой, культурологией, социологией. Педагогика – наука, охватывающая все звенья человеческой

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечная педагогика.

Тема урока: Пути читательского развития.

Цель: Сформировать понятие «библиотечная педагогика».

Показать пути читательского развития.

Научить различать возрастные читательские группы, спланировать работу с ними.

Беседа учителя.

В истории развития библиотековедения одним из ведущих направлений остается исследование взаимоотношения его с другими науками: педагогикой, книговедением, информатикой, культурологией, социологией. Педагогика - наука, охватывающая все звенья человеческой деятельности, она основа подготовки каждого человека к жизни, создание у него мировоззрения, формирование его личности. Педагогика практически связана со всеми научными направлениями. Наряду с общей педагогикой активно развивается школьная, музейная, индустриальная педагогика. На библиотечных факультетах вузов уже предложены квалификации: библиотекарь - педагог, библиотекарь - преподаватель литературы. Однако библиотечная педагогика не сводится только к овладению обозначенной квалификации. Она определяет саму библиотеку, как педагогическую систему, направленную на воспитание и образование пользователей.

Термин «библиотечная педагогика» ввел, в начале XX века известный деятель просвещения Гущин Б. П. В 30-е годы XX века библиотековедение было включено в систему педагогических наук: ученые в области библиотековедения получали степень кандидата, доктора педагогических наук. В их трудах различные библиотечные проблемы рассматривались с педагогической точки зрения. К настоящему времени библиотечная педагогика сложилась как научное направление. В федеральном законе «О библиотечном деле» /1994г./ библиотека определена, как образовательное учреждение.

Библиотечная педагогика сегодня становится особой научной сферой, интегрирующей в себе разные методы сбора и распространения информации и знаний.

Библиотекарь - первое лицо в реализации педагогической функции. Именно он формирует библиотеку как педагогическую систему путем непосредственного общения с читателями и с помощью документного фонда, соответствующего интерьера. Вот почему педагогические знания определяют сущность его профессиональной деятельности. В прошлом, проблема направленности библиотечной педагогики осмысливалась односторонне: объектом педагогического влияния был только читатель. Зададимся вопросом: оказывает ли пользователь, какое либо педагогическое влияние на библиотекаря и библиотеку? Да, оказывает. Пользователь выступает в библиотеке не только как объект ее педагогического воздействия, но и как субъект, корректирующий саму систему. По существу, библиотечная педагогика постоянно реализуется путем взаимного влияния по схеме «библиотекарь - пользователь».

В сознании каждого пользователя складываются два взаимосвязанных потенциала. Они представляют сложившуюся систему общеобразовательных и профессиональных знаний и потребностей в их непрерывном развитии и пополнении. Именно это и приводит читателя в библиотеку. Вместе с тем, каждый человек обладает и своим внутренним педагогическим потенциалом, т. е. определенной системой методов, критериев отбора информации и, как правило, отдает предпочтение новым, полезным для него сведениям. Такой подход отвечает дидактическим принципам педагогики. Составляющей этого выступают навыки пользования документным фондом, СБА, общение с библиотекарем, другими посетителями. Иными словами, каждый абонент, начиная с детских лет, стремится формировать у себя высокий уровень восприятия информации и знаний путем самообразования и самовоспитания.

Основные методы библиотечной педагогики.

К основным методам библиотечной педагогики относятся: общение, собеседование, открытый доступ пользователей к фонду, свободный выбор документов. Особое значение приобретает результат педагогического воздействия библиотеки на сотрудника и пользователя. В системе обслуживания четко определено, что целевая установка библиотечной деятельности сводится к удовлетворению информационной потребности человека. Школьная и детская библиотеки интенсивно развивают у детей самостоятельность в формировании внутри информационного педагогического потенциала, а со временем, вводят их в юношеские, массовые библиотеки для взрослых. Массовая библиотека - уникальный педагогический организатор информационного обеспечения непрерывного самообразования читателей.

Подчеркивая значение педагогической науки для библиотековедения, необходимо иметь в виду, что она широко использует достижения библиотековедения, особенно в области теории руководства внеклассным чтением, в обучении и воспитании подрастающего поколения, осуществляемым школой.

Когда юный читатель обращается к чтению? Когда рождается юный читатель? Как произведение литературы влияет на развитие личности?

Прежде всего, книга для маленького читателя - это зеркало окружающей жизни, окно в мир настоящего. В произведениях любого жанра, даже в сказке, он видит подлинные человеческие отношения. Ребенок, даже не научившись читать, а лишь слушающий то, что ему читают старшие, уже умеет жить в нарисованном писателем мире, сливаться с ним, внимать ему со всей силой сопереживания, на какую способна впечатлительная детская душа. Развитие читателя не механическая смена замкнутых в себе стадий, а живой многообразный процесс. Можно сравнить сознание ребенка с мягкой глиной или фотопленкой, на которой отпечатываются человеческие отношения, изображенные в книге. Чтение не возникает внезапно с того момента, когда дети начинают обучаться грамоте. Генетически ему предшествует чтение - смотрение картинок, чтение - слушание. Ребенок «читает» картинки, воспринимает, истолковывает изображенные на них конкретные явления жизни. В этом есть доля своеобразного чтения, как понимание на основе воспринимаемых знаков.

Первичная стадия чтения - слушания представляет собой большой интерес, так как она начинается рано. На первом году жизни, дети, быстро развернувшие свои речевые способности, явно реагируют на чтение - слушание, с удовольствием обращаются к книге, слушают и даже «дочитывают» концовки строф. Чтение -слушание занимает весьма почетное место в жизни детей. В биографиях великих людей всякое чтение - слушание оказывало огромное влияние на их дальнейшее творчество. Сколько А. С. Пушкин почерпнул из рассказов и сказок няни Арины Родионовны, а А. М. Горький с чувством величайшей теплоты и благодарности вспоминает о проникновенных рассказах своей бабушки. Тесным образом с этой первичной стадией чтения связана другая первичная стадия чтения - чтение по картинкам. Ребенок в своем интересе и отношении к картинке нередко выходит за пределы ее содержания и обнаруживает стремление к истолкованию и дополнению.

С наступлением поры обучения ранние формы чтения отступают на второй план перед чтением в собственном смысле этого слова. В обращении к чтению пути юного читателя могут быть различны: в ряде случаев, жизнь сама рождает потребность в чтении, наталкивает на книгу. Но бывает, когда и книга, случайно попавшая в руки юного читателя, увлекла его, натолкнула на чтение, родила в нем стремление вдуматься в те или иные жизненные явления, искать им объяснения в книгах.

Развитие интереса к чтению не является закономерно - поступательным, большей частью оно знает свои подъемы и спады. В сознании юного читателя книга и жизнь /действительность/ постоянно сравниваются, подвергаются оценке. И чем раньше и активнее книга включается в этот процесс, тем могущественней ее действие.

Примерные возрастные читательские группы

  1. Детский /7-9 лет/.

  2. Переходный к подростковому /10-11лет/.

  3. Подростковый /12-13 лет/.

  4. Переходный к юношескому /14 лет/.

Австрийский ученый, основатель Международного института детской литературы и изучения чтения Бамбергер Р. именует возраст так:

  1. От 5 до 8-9 лет - возраст фантазий.

  2. От 9 до 11лет - возраст реалистический или деловой.

  3. От 14 до 15 лет - возраст приключений.

Каждый возраст имеет свои особенности, которые влияют на выбор и восприятие книги юным читателем и от которых зависит характер работы библиотекаря с ним по руководству чтением.

Подлинная педагогика чтения должна быть неотъемлемой составной частью воспитания вообще, всей системы воспитания. Если у ребенка есть полная свобода в выборе книг, он будет читать те книги, которые ему интересны. А интересными будут лишь те, которые понятны, в которых он найдет отклик своим переживаниям и мыслям.

Детский возраст

Как выбирают книгу восьмилетние?

  • По необычной раскраске обложки, красивому рисунку, таинственному заголовку.

  • Любимый жанр для них - сказка. Психологи давно обратили внимание на двойственность детского сознания, в котором быль и фантазии, реальность и вымысел не разделены непроходимой пропастью.

  • Ребята этого возраста наиболее активные читатели стихов.

Беседы с детьми о прочитанном показывают, что восприятие их во многом поверхностно, в их сознании не складывается цельный образ художественного произведения. Часто героев книг они принимают за реальных живых людей, охотно верят всему написанному, сопереживают. Внимание у детей этого возраста неустойчивое. Оно скачет с предмета на предмет, поэтому в этот период книга должна быть разнообразной. Нельзя злоупотреблять доверием юного читателя, навязывать ему книгу. Дети этого возраста очень эмоциональны, делятся пережитым. Нужно внимательно их слушать, одобрять, рекомендовать. Правильно выбранная тактика библиотекаря приведет к тому, что порекомендованная им книга, вскоре будет прочитана.

Переходный к подростковому возраст.

Возраст 10-11 лет считается переходным от детства к отрочеству. Число прочитанных страниц растет, книги становятся толще. Процесс чтения ускоряется. Детей уже волнует не просто связь признака и явления, а причина и следствие, проблемы жизни и смерти, растет интерес к психике, к социальным вопросам. Они любят читать о войне, приключения и сказки. Впервые у них пробуждается интерес к книгам из жизни взрослых. Именно в этом возрасте складывается понятие о идейном содержании произведения. Ребята начинают обобщать разрозненные явления, мыслить отвлеченно. В этом возрасте бессознательная, стихийная оценка, которую читатели давали в детстве книге, теперь меняется на осознанную, мотивированную.

Младшие подростки весьма удобные читатели для поставщиков литературного китча, то есть они еще не научены сознательно отличать слащавую сентиментальность от подлинного драматизма, психологический штамп от проникновения во внутренний мир человека. Будет ли он как читатель развиваться, овладевая сложным искусством приобщения к большой литературе? Или останется на всю жизнь невзыскательным потребителем низкопробного чтива?

Подростковый возраст.

Подростковый возраст характеризуется как наиболее трудный и противоречивый. Возраст, сотканный из парадоксов. Основные черты подростка - стремление к самостоятельной жизни и взрослости. В результате чтения у них возникает повышенная потребность в общении, в обсуждении вопросов, которые возникли под влиянием прочитанного. Они спорят о месте человека в мире, о смысле жизни, о любви, дружбе, о судьбах человечества. Это очень активные, азартные, устойчивые по своим привязанностям читатели. Большинство (65%) предпочитают приключенческую литературу, 20% читают классику. В работе с подростками важно помнить, что «пожирание» книг, пристрастие к чтению являются особенностью этого возраста. Не навязывать книгу, а подать ее - задача библиотекаря. Заинтересованный, заинтригованный умелым рассказом подросток сам будет искать эту книгу, и прочитает ее с пониманием. В этом возрасте чтение идет как бы двумя потоками:

  1. то, что изучается в школе и рекомендуется по учебной программе,

  2. то, что ребята читают сами, для души, руководствуясь собственными интересами и рекомендациями товарищей.

Первый захватывает сферу рассудка, не волнуя душу, второй вызывает активный эмоциональный отклик. Библиотекарю доступны непринужденные разговоры о книгах, которые нравятся ребятам. В ходе таких бесед можно натолкнуть их на разговор о смысле читаемого.

14-15 лет - переход от отрочества к юности.

В этом возрасте читательские страсти начинают стихать. На первом месте - прогулки, игры, компьютер, спорт. Читают меньше, но вдумчивее. Это связано с общим процессом взросления. В этот период растет интерес к вопросам этики и морали. Сознательное отношение к духовному, к мысли обуславливает новую ступень в отношении к литературе. Библиотекарь в неопределенной форме проводит беседы с читателями о книгах, которые они читают, наталкивая юных читателей на лучшие произведения мировой литературы.

Таким образом «хороший читатель» не рождается сам по себе. Его нужно целенаправленно формировать, воспитывать. Широта и развитость читательских интересов неотрывна от общей культуры человека, от духовного богатства его личности. А этот путь воспитания читателя должен быть повседневным непрерывным. Цель его - выработка потребности к чтению.

Литература:


Мотяшов И. Т. Избранное. М.: 1988.

© 2010-2022