Внеклассное мероприятие Детство, опаленное войной

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление лекторской группы на тему:

«Детство, опаленное войной»

Внеклассное мероприятие.

Пояснительная записка

Актуальность мероприятия. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. И современное поколение узнает о событиях 1941-1945 гг. из воспоминаний фронтовиков, литературных произведений, и статистических данных, из фильмов художественных и документальных. Свидетелей тех страшных событий с каждым годом остается все меньше и меньше. Это последние свидетели, на судьбы которых война оказало решающе значение.

Война затронула каждую семью в нашей стране. Ужасы войны испытали на себе не только взрослые, но и дети. Дети и война…Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Дети встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере и в глубоком тылу.

Эти ребята стали взрослыми в одночасье - 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне с взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль

Многие уже ушли из жизни, но память о них останется в наших сердцах. А ведь в те годы они были детьми. И мы, их внуки и правнуки, не имеем права забывать о них и о том, через какие испытания им пришлось пройти в своей жизни, ведь следующее поколение тоже должно об этом знать, чтобы гордиться тем, что родились в России.

Трудов о войне написано более чем достаточно, но всегда при изучении таких ключевых и важных тем упор следует делать на краеведческий материал. Местный материал доступен ребенку для освоения. Это позволяет на конкретных примерах объяснить, показать все трудности, с которыми пришлось столкнуться жителям района во время Великой Отечественной войны, показать их готовность помогать, самопожертвование, стойкость и героизм. Кроме того, краеведческий материал играет важную роль в активной познавательной деятельности учащихся, а также в развитии умений, в формировании познавательного интереса к изучению края.

Цели:

Расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье на примере жизни в Солигаличском районе;

Заинтересовать обучающихся неизвестными/малоизвестными фактами о детях военной поры;

Воспитывать уважение к защитникам Родины;

Развивать патриотические чувства

Практическая значимость работы состоит в том, что данный в ней материал может быть использован на уроках истории при изучении регионального компонента и пропагандистской работе, призывая школьников к общественно полезному труду, демонстрируя трудовую деятельность молодежи в годы Великой Отечественной войны, воспитывая патриотизм.

Форма работы - выступление лекторской группы обучающихся, презентация, видеоролик. Мероприятие рассчитано на обучающихся среднего и старшего звена.



Теоретическая часть

Учитель: В 2015 году исполнилось 70 лет с окончания Великой Отечественной войны. Конечно, война - это не то, чем человечество может гордиться, но это то, что мы должны помнить, то, чего не должны допустить вновь…

Четыре года шла война - это 1418 дней и ночей! 32 тысячи часов и более 29 миллионов погибших людей. 20 миллионов… Вы только представьте - если по каждому из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года… (слайд 2)

В военное время наши предки проявили беспредельную любовь к своей Родине, патриотизм, мужество и стойкость. Этими людьми, даровавшими нам жизнь мы должны гордиться! (слайд 3)

Территория Костромской области не подвергалась оккупации. Территория Костромской области не подвергалась оккупации. Здесь не гремела канонада, не горели города и села. Её земля не была изрыта окопами, обезображена воронками от снарядов, мин и бомб. Но это совершенно не означает, что пламя войны обошло её стороной. Жизнь небольшого городка Солигалича и близ лежащих деревень, которые входили накануне и в годы ВОВ в Ярославскую область, с началом войны резко изменилась. Всё: и колхозы, и школы, и больницы - стало перестраиваться на военный лад.

Как и все районы нашей Родины Солигаличский район для участия в войне дал немало людей. В первые же дни войны от добровольцев поступило 57 заявлений, требующих незамедлительной отправки на фронт. Более 600 солигаличан записались в народное ополчение. Ушло 252 коммуниста, 773 комсомольца.

В районе непрерывно готовились резервы Красной Армии, обучаются военному делу, были подготовлены многие сотни человек в школах ФЗО и ремесленных училищах. Для всеобщего обязательного обучения военному делу в районе было организованно 15 военно-учебных пунктов, в том числе 2 в городе.

В книге, написанной на основании воспоминаний ветеранов ВОВ Костромской области Солигаличского района, есть много рассказов о тяжелой жизни обычных людей в то время: в труднейших условиях оказались дети. Дети и война…Эти слова не могут стоять рядом. Но, увы…Это было. Была война. И были дети, детство которых закончилось с началом войны. (слайд 4)

Лекторская группа:

Ученик 1: (слайд 5)

Я не видел войны, я родился значительно позже

Я ее проходил, я читал про нее с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже

Есть и это и то, только самого главного нет.

Ученик 2. (слайд 6-7)

Мы - дети войны от гудка до гудка,
В своём большинстве - безотцовщина.
Трудом в тылу бить помогали врага,
Задействовав детские мощности.
Везде на огромных пространствах страны -
В полях, на заводах, на стройках,
Где были рабочие руки нужны,
Трудились мы преданно, стойко.
За взрослый труд, что наши плечи несли,
По-«детски» платили обычно.
Но мы, несмотря ни на что, пронесли
Свой «имидж» с оценкой «отлично».
Роптать не умели и мстить не могли.
Злорадство неведомо было.
И всё потому, что нас не короли,
Нас общество жизни учило.
Отдали мы всё для расцвета страны -
Здоровье, и силы, и время.
И всё потому, что мы - дети войны,
Сурового времени племя!


Учитель: Постоянная забота о героических защитниках Родины проявлялась и в том внимании, которым были окружены семьи фронтовиков: матери, жены, дети воинов получали помощь промтоварами, продовольствием, дети фронтовиков обеспечивались в первую очередь детскими учреждениями, им предоставлялись льготы в оплате жилья, предоставлялось топливо.

Как родных братьев и сестер принимало население тыловых районов женщин, стариков и детей, эвакуированных из областей, временно захваченных фашистами. В особенности радушно, по истине по-родственному заботились труженики тыла о детях, эвакуированных из героического Ленинграда. Солигаличские больницы в тяжелейших условиях лечили детей, эвакуированных из Ленинграда и других городов, захваченных фашистами, даже тех, кто болен тифом. Лекарств в то время не было, а поэтому готовили все сами - микстуры, эмульсии, пилюли..

Лечили как могли, но можно вылечить тело, а душа, память ребенка была исковеркана, «изуродована» теми страшными воспоминаниями…(Слайд 8)

Ученик 3: (слайды 9-14)

Под громкие крики ворон и грачей

Мы утром в деревню входили.

Маячили остовы черных печей,

Руины устало чадили…(слайд 9)

И в редком разбросе лежали тела,

В тени колоколенки древней,

Как будто бы смерть неохотно брала

Ясак с белгородской деревни…(слайд 10)

И в этом еще не дотлевшем аду,

Где горе уже накричалось,

Под старой березкой у всех на виду

Ременная люлька качалась. (слайд 11)

Играла малиновой медью колец

С июньскою синью небесной.

И тихо сидел годовалый малец

В той зыбке, плывущей над бездной.

(слайд 12) Нет, он не кричал, ни о чем не молил,

Ко рту подтянув кулачонки.

И ветер, пропавший бедой,

Шевелил седые его волосенки…

Как свечка обугленный тополь горел,

А хлопья с него опадали.

А тихий мальчонка смотрел и смотрел

В какие-то дальние дали…

(слайд 13-14) Поверх этой битвы и этой войны,

Поверх современности грозной

В далекие дали, что нам не видны

Смотрел не по-детски серьезно.

Как будто дорогу свою примечал,

Забыв даже сглатывать слезы.

А зыбка, как лодка о старый причал,

Стучала о скосок березы…

Ученик 4: Взгляните в глаза этих детей… Это на их лица сыпали свой смертоносный взгляд фашистские «юнкерсы». Запомните эти глаза… (слайд 15)

И их, застывших за ржавой колючкой, запомните! Фашисты лишили их всего, отучили говорить и смеяться во весь голос. Из этих маленьких тел фашистские убийцы в белых халатах брали кровь для своих опытов. В газовых камерах тела этих детей смешивали с косами матерей. Запомните эти лица… (слайд 16)

Видеоматериал: ролик на произведение Мусы Джалиля «Варварство»

Учитель: когда началась война, они были еще дети. Им было по 10-12 лет… Но война забрала у них детство, им пришлось слишком рано повзрослеть. (слайд 17)

Ученик 5: (слайд 18)

День с переменчивой погодой.

Мне не забыть тот день вовек,

Земля казалась всюду голой,

Лишь кое-где дымился снег.

Пыльцой ольхи и краснотала

В низине красилась трава.

Весна в ту пору запоздала,

Ее держали холода.

Босые, в рваненькой одежке,

Как воробьи, из-за угла

Копались мы в сырой картошке

Вблизи от скотного двора.

(слайд 19) мы знали, что из той картошки,

Встав вместе с утренней зарей,

Мать нам состряпает лепешки

По цвету, схожие с золой.

Искали мы любое средство

Спасись и выжить без отца.

Война сжевала наше детство,

Но не убила до конца…



Учитель: Чем злее война бушевала,
Тем тверже в труде и в бою
Мы все - от велика до мала -
Ковали победу свою.(слайд 20)

Тыл в эти тяжкие для страны годы жил одной жизнью с фронтом. Ибо это была война не армии - всего народа.

За время ВОВ в Солигаличском районе собрано и отправлено в армию 20271 теплая вещь, 4991 посылка, общим весом 8882 кг., собрано средств на вооружение Красной армии 2 637 507 рублей. Были выполнены и перевыполнены все сельскохозяйственные планы, улучшила свою работу промышленность.

Школа … в 1941 году никто ещё не знал, что через несколько дней война уже будет не детской игрой, а страшной действительностью, и вчерашние дети, которые в школе не смогли пострелять по бумажным мишеням из-за отсутствия патронов, получат эти патроны, чтобы пострелять по мишеням живым…

Детям в школах разъяснялось как сделать простейшие укрытия от авиабомб. Шла постоянная информация об обязательном всеобуче по противовоздушной оборон, военному делу рабочих колхозников, интеллигенции. В газете печатали письма от школьников на фронт, с фронта.

Дети Солигаличского района участвовали в сборе колхозного урожая, собирали средства на самолёт «Ярославский пионер» и посылки бойцам Красной Армии.

Население всеми силами помогало Красной Армии, несмотря ни на что…Это воистину беспримерный военный, трудовой подвиг нашего русского народа!(слайд 21)

Ученик 6: Мы живем в современном мире, в мире, где нет войны - но мы обязаны сохранить память о тех страшных событиях…Мы гордимся людьми, которые так или иначе внесли вклад в общую победу над врагом, кто пережил это и кто не увидел победы 1945 года. Я горжусь Солигаличем, горжусь Россией!

Мальчикам, играющим в войну,

Я в больших ладонях протяну

Два десятка взятых наугад

Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательней, дружок,

Тот без рук, а этот вот без ног.

Третий черный, зубы лишь как мел,

Видно в танке заживо сгорел.

На четвертом ордена как щит,

Он в Берлине в мае был убит. (слайд 23)

А вот это на густой заре

В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого а глазах слеза -

Сорок лет как вышибло глаза.

Горсть солдат ребятам протяну,

Не играйте, мальчики, в войну! (слайд 24)

Апробация данной разработки

Данное мероприятие было подготовлено и впервые проведено мной в 2010 году. В состав лекторской группы входили обучающиеся 7-11 классов. Данное мероприятие было запланировано как внеклассное - Урок мужества и/или материал для классных часов. Упор делался именно на детей войны, без привлечения краеведческого материала. После просмотра выступления ребята рассуждали о том, что значит - лишить ребенка детства. радости, счастья, любви, заботы, родительского тепла. Эмоциональный отклик был довольно сильным. В последующие годы эта разработка неоднократно использовалось классными руководителями на классных часах. С 2010 по 2014 гг.. данное мероприятие с корректировками (в зависимости от возраста обучающихся) посмотрели около 500 обучающихся.

В 2015 году, когда вся страна праздновала 70 лет Победы в Великой Отечественной войне, я решила дополнить содержание привлечением местного краеведческого материала, так как подрастающее поколение не знает о жизни Солигаличского района в годы войны. Но все же ключевой нитью оставалась тема военного детства, так как показала практика, обучающимся среднего звена интереснее слушать о жизни своих сверстников, потому что есть возможность сравнить, провести некую параллель между детьми того времени и современным поколением. Работу в данном направлении планирую продолжить за счет усиления краеведческого материала.





Приложение

1) Презентация «»Детство, опаленное войной»

2) Видеофрагмент М.Джалиль «Варварство»













Список литературы:

  1. Великая Отечественная война. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1985,765 с.

  2. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988

  3. «Идет война народная…»: стихи о Великой Отечественной войне/предисл., сост. и справки об авт.Н.И.Горбачева. М.: «Детская литература», 2002,350 с.

Статьи

  1. Памяти героев Солигаличские вести, 15 мая 2014 № 54

  2. Мы - дети войны//Солигаличские вести, 9 мая 2015 № 3









© 2010-2022