Методические рекомендации по составлению комплексной программы воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по составлению комплексной программы воспитания

Методические рекомендации по составлению комплексной

программы воспитания


Каждый воспитатель выбирает самостоятельно тему рабочей программы, форму записей, текстового варианта рабочей программы.

Рабочая программа является локальным документом.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

  • Устав учреждения

  • Программа развития учреждения.

  • Локальные акты.

  • Общешкольный план воспитательной работы.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Новая школа должна создать новую систему стимулирующего и педагогически целесообразного влияния на жизнедеятельность воспитанников, служащего целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов глухих обучающихся, их прав на свободный выбор видов и форм внеучебной деятельности, развития принципов природосообразности и культуросообразности как основы воспитательного процесса.

Принципы:

  1. принцип гуманистического воспитания;

  2. принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

  3. принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у воспитанников понимания того, что здоровый образ жизни - это норма;

  4. принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

  5. принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;

  6. принцип толерантности.

Основой содержания воспитательного процесса являются общечеловеческие и национальные культурные ценности, ведущие идеи воспитывающей деятельности:


  • возвышение личности каждого воспитанника на основе формирования вокруг него культурной микросреды и осознания им уникальности и самооценки своей индивидуальности;

Методические рекомендации по составлению комплексной программы воспитания

Структура рабочей программы


1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе.

Титульный лист программы включает:

1.1. Наименование образовательного учреждения, реализующего программу.

1.2. Графы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании методического объединения воспитателей, должности, Ф.И.О. руководителя методического объединения воспитателей, заместителя директора по ВР, директора образовательного учреждения.

1.3. Указывается группа, для которой написана программа;

1.4. Срок реализации программы.

1.6. Ф.И.О. воспитателя.

1.7. Название города, населенного пункта.

1.8. Год составления программы.

2. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию, замысел программы.

В пояснительной записке должны быть отражены сведения:

- О целях и задачах, решаемых при реализации программы.

Цель - это некое концентрированное описание планируемого результата.. Задачи - этапы, необходимые для достижения цели. Цели формулируются на языке качества, задачи - на языке действия.

- Об адресности программы (на кого рассчитана).

- О программе (примерная или авторская) с указанием наименования, автора и года издания, на основе какой программы разработана программа.



  1. Содержание программы - структурный элемент программы, включают основные направление общешкольного плана воспитательной работы на год и общешкольной программы воспитания.



1.Личностное развитие

Цель:

- Формирование устойчивого интереса неслышащих обучающихся к знаниям, способности к самообразованию.

- Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире;

- Воспитание интеллектуальных качеств личности;

- Овладение методами приобретения и применения знаний, превращение их в орудие мышления и деятельности;

- Развитие коммуникативных навыков.


Методические рекомендации по составлению комплексной программы воспитания

2.Военно-патриотическое воспитание

Основы гражданского самосознания


Цель:

-Расширение кругозора неслышащих обучающихся в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа, а также развитие интеллектуальных способностей обучающихся, чувства коллективизма;

- Пробуждение интереса к истокам русской и национальной истории, культуре и народному творчеству;

- Воспитание чувства патриотизма с помощью достижений русского и национального искусства, фольклора;

-Воспитание уважения к истории, традициям и обычаям, языку своей семьи, своего народа, республики, своей страны.

3.Духовно-нравственное воспитание


Цель:

- Создание атмосферы психологического комфорта в условиях проживания в интернате, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Формирование у неслышащих детей общечеловеческих норм гуманистической морали, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности;

- Развитие стремления формировать свою среду, действовать по этическим, эстетическим, культурным критериям, умения видеть прекрасное;

- Мировоззренческая подготовка неслышащих обучающихся, помощь детям в построении их отношений к миру, с миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни;

- Духовно-нравственное становление каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению.

4.Экологическое воспитание, краеведческая работа,

экономическое воспитание

Цель:

- Развитие экологической культуры поведения неслышащих воспитанников в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе;

- Создание педагогических условий для адаптации школьников к окружающей среде на основе принципа гуманного мироотношения;

- Расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.

Методические рекомендации по составлению комплексной программы воспитания

5.Профилактика правонарушений, формирование правосознания

Цель:

- Развитие гражданской и социальной ответственности воспитанника школы - интерната I - II вида, формирование осознанного восприятия законов, правовых норм и обязанностей;

- Усвоение элементарных понятий о государстве и праве;

- Формирование активной гражданской позиции и политической грамотности;

Каждый воспитатель в праве, добавить в программу свои разделы.

НАПРИМЕР:

  1. Моя семья. Задача: формировать уважение к членам семьи, способствовать развитию навыков социально-бытовой ориентировки.

  2. Наш класс. Задача: формировать дружный школьный коллектив, учить взаимодействовать друг с другом, способствовать запоминанию и соблюдению правил поведения в школе.

  3. Мое здоровье. Задача: формировать навыки здорового образа жизни.

  4. Я живу в России. Задача: способствовать формированию активной гражданской позиции.

  5. Я и природа. Задача: учить любить и беречь природу.

  6. Я творческая личность. Задача: формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности.

5. Ожидаемый результат

7. Приложения (план сетка по четвертям).

4

© 2010-2022