- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации по составлению комплексной программы воспитания
Методические рекомендации по составлению комплексной программы воспитания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тупикина Е.В. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методические рекомендации по составлению комплексной
программы воспитания
Каждый воспитатель выбирает самостоятельно тему рабочей программы, форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Рабочая программа является локальным документом.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации
-
Устав учреждения
-
Программа развития учреждения.
-
Локальные акты.
-
Общешкольный план воспитательной работы.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ
Новая школа должна создать новую систему стимулирующего и педагогически целесообразного влияния на жизнедеятельность воспитанников, служащего целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов глухих обучающихся, их прав на свободный выбор видов и форм внеучебной деятельности, развития принципов природосообразности и культуросообразности как основы воспитательного процесса.
Принципы:
-
принцип гуманистического воспитания;
-
принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
-
принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у воспитанников понимания того, что здоровый образ жизни - это норма;
-
принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
-
принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
-
принцип толерантности.
Основой содержания воспитательного процесса являются общечеловеческие и национальные культурные ценности, ведущие идеи воспитывающей деятельности:
-
возвышение личности каждого воспитанника на основе формирования вокруг него культурной микросреды и осознания им уникальности и самооценки своей индивидуальности;
Структура рабочей программы
1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе.
Титульный лист программы включает:
1.1. Наименование образовательного учреждения, реализующего программу.
1.2. Графы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании методического объединения воспитателей, должности, Ф.И.О. руководителя методического объединения воспитателей, заместителя директора по ВР, директора образовательного учреждения.
1.3. Указывается группа, для которой написана программа;
1.4. Срок реализации программы.
1.6. Ф.И.О. воспитателя.
1.7. Название города, населенного пункта.
1.8. Год составления программы.
2. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию, замысел программы.
В пояснительной записке должны быть отражены сведения:
- О целях и задачах, решаемых при реализации программы.
Цель - это некое концентрированное описание планируемого результата.. Задачи - этапы, необходимые для достижения цели. Цели формулируются на языке качества, задачи - на языке действия.
- Об адресности программы (на кого рассчитана).
- О программе (примерная или авторская) с указанием наименования, автора и года издания, на основе какой программы разработана программа.
-
Содержание программы - структурный элемент программы, включают основные направление общешкольного плана воспитательной работы на год и общешкольной программы воспитания.
1.Личностное развитие
Цель:
- Формирование устойчивого интереса неслышащих обучающихся к знаниям, способности к самообразованию.
- Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире;
- Воспитание интеллектуальных качеств личности;
- Овладение методами приобретения и применения знаний, превращение их в орудие мышления и деятельности;
- Развитие коммуникативных навыков.
2.Военно-патриотическое воспитание
Основы гражданского самосознания
Цель:
-Расширение кругозора неслышащих обучающихся в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитание на примерах мужества, героизма и мудрости нашего народа, а также развитие интеллектуальных способностей обучающихся, чувства коллективизма;
- Пробуждение интереса к истокам русской и национальной истории, культуре и народному творчеству;
- Воспитание чувства патриотизма с помощью достижений русского и национального искусства, фольклора;
-Воспитание уважения к истории, традициям и обычаям, языку своей семьи, своего народа, республики, своей страны.
3.Духовно-нравственное воспитание
Цель:
- Создание атмосферы психологического комфорта в условиях проживания в интернате, условий для развития эмоциональной, коммуникативной, культурной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование у неслышащих детей общечеловеческих норм гуманистической морали, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- Развитие стремления формировать свою среду, действовать по этическим, эстетическим, культурным критериям, умения видеть прекрасное;
- Мировоззренческая подготовка неслышащих обучающихся, помощь детям в построении их отношений к миру, с миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни;
- Духовно-нравственное становление каждого ребенка, его готовность к жизненному самоопределению.
4.Экологическое воспитание, краеведческая работа,
экономическое воспитание
Цель:
- Развитие экологической культуры поведения неслышащих воспитанников в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе;
- Создание педагогических условий для адаптации школьников к окружающей среде на основе принципа гуманного мироотношения;
- Расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.
5.Профилактика правонарушений, формирование правосознания
Цель:
- Развитие гражданской и социальной ответственности воспитанника школы - интерната I - II вида, формирование осознанного восприятия законов, правовых норм и обязанностей;
- Усвоение элементарных понятий о государстве и праве;
- Формирование активной гражданской позиции и политической грамотности;
Каждый воспитатель в праве, добавить в программу свои разделы.
НАПРИМЕР:
-
Моя семья. Задача: формировать уважение к членам семьи, способствовать развитию навыков социально-бытовой ориентировки.
-
Наш класс. Задача: формировать дружный школьный коллектив, учить взаимодействовать друг с другом, способствовать запоминанию и соблюдению правил поведения в школе.
-
Мое здоровье. Задача: формировать навыки здорового образа жизни.
-
Я живу в России. Задача: способствовать формированию активной гражданской позиции.
-
Я и природа. Задача: учить любить и беречь природу.
-
Я творческая личность. Задача: формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности.
5. Ожидаемый результат
7. Приложения (план сетка по четвертям).
4