Конспект урока – игры «Воин без оружия». Воспитание и развитие умения «жить в коллективе»

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детство - территория добра и порядка.

Воспитательное мероприятие для школьников 5 - 7 классов

«Воин без оружия»

«Жизнь в обществе невозможна

без взаимных уступок»

Английский писатель Д. Самюэл.

Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах. Наше занятие называется «Воин без оружия». А кто это такой? Как вы думаете? Давайте разберемся, хорошо ли им быть.

- Встаньте, пожалуйста, в круг! Изобразите вооруженного человека.

(Дети показывают позой, жестами, мимикой, что они вооружены, Ведущий интересуется у некоторых, чем конкретно они вооружены)

- Какое выражение лица невольно у вас появляется?

(Сосредоточенное, сердитое, неулыбающееся, хмурое, серьезное)

- А теперь изобразите безоружного человека.

(Дети изображают)

- Вы нигде не прячете оружие (нож, кинжал, бомбу, просто палку)?

(Дети показывают руки или прячут их за спину, или высоко поднимают над головой)

- Вот теперь верю, что вы не вооружены, и выражение лица у вас изменилось: вас можно не бояться.

Мы живем в постоянно меняющемся мире, очень часто вокруг нас и среди нас возникают КОНФЛИКТЫ.

Послушайте, что за ситуация сложилась в данном всем известном стихотворении:

По крутой дороге горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом

… … … … …

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Как вы думаете, что произошло с этими барашками? Восстановите картину произошедших на мосту событий. А почему это произошло? Выскажите свое мнение.

Итак, у баранов произошел КОНФЛИКТ.

Само слово «конфликт» латинского корня, в переводе с латинского означает «столкновение».

В одном из психологических словарей так дается определение конфликта: «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов…»

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации рождает у вас слово «конфликт»?

(Взрыв, гром, молния, вихрь, стена, забор, крушение и т. д.)

Объясните, почему?

Как вы чувствуете себя во время разгоревшегося конфликта?

Опишите свое состояние. Если вам сложно, то продолжите фразу:

- Я боюсь конфликтов, потому что…

- Я не боюсь конфликтов, потому что…

Так когда мы можем не бояться конфликтов?

( Правильно, когда знаем, как конфликт разрешить, когда умеем воевать «без оружия»)

Давайте с вами проанализируем следующую ситуацию.

Группа подростков куда - то быстро бежит. Изобразите бегущих подростков. А теперь подумайте, почему они бегут?

(Ответы будут самые разные: опаздывают на поезд, сбежали с уроков, убегают от милиции, бегут вызывать «Скорую помощь», догоняют преступника, забыли выключить утюг и т. д.)

В зависимости от этого и реакция окружающих людей должна быть разной: не мешать, помочь или наоборот, задержать, помешать.

________________________________________________________________

А можно ли, по - вашему, прожить совсем без конфликтов (никогда ни с кем не конфликтуя)? Знаете вы таких людей? А почему нельзя?

Правильно! Нельзя! Потому что все мы разные, и разные ситуации (как в данном примере), мы оцениваем по - разному).

Дело в том, что конфликты сопровождают нас от рождения до самого последнего дня. Они нормальное явление в нашей жизни: в семье, в школе, на работе, в транспорте, на отдыхе, в походе. Вы должны знать, что в конфликте не обязательно должны быть победитель и побежденный. И мы должны не избегать их, а научиться правильно вести себя во время конфликта.

- А теперь возьмитесь за руки: (представьте, что) вы друг с другом не знакомы. Попробуйте без слов и мимики только с помощью ладоней рук поссориться, подраться, затем попросить друг у друга прощения, помириться. Получилось?

- Оказывается, чтобы разрешить конфликт надо постараться не сердиться, не злиться, а понять другого человека, поставив себя на его место.

Итак, первый способ решения конфликта - умение сопереживать, сочувствовать

Звучит отрывок из классического произведения.

- Кому понравилась эта музыка? Встаньте справа. Почему?

( Кто из противоположной команды с этим утверждением согласен, делает шаг навстречу и т. д.)

-А кому не понравилась? Встаньте слева. Почему?

( Кто из противоположной команды с этим утверждением согласен, тоже делает шаг навстречу и т. д.)

- Значит, прежде, чем осудить другого человека, надо постараться понять, что он чувствует, выслушать его доводы, аргументы.

Не случайно же говорят: «Понять - значит простить»

Продолжите, пожалуйста, известный афоризм « Обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой»

Значит, второй способ решения конфликта - понимание.

А сейчас сядьте, пожалуйста, удобно, закройте глаза и мысленно представьте себе человека, который вас когда - то чем - то обидел.

Попробуйте представить этого человека в смешной ситуации (а лучше и себя вместе с ним). Наденьте на него клоунский костюм, водолазный костюм, скафандр космонавта, нарисуйте ему рожки, раскрасьте мысленно лицо, как у индейца; попробуйте подняться над ситуацией, увидеть в ней смешной элемент или довести ситуацию до абсурда.

Самый легкий (третий) способ решения конфликта - юмор.

Давайте послушаем сказку В. Сутеева «Яблоко»:

- Бежит заяц по лесу, видит на яблоне яблоко висит. Решил заяц его сорвать. Прыгал. Прыгал, а достать не может - высоко. Летела мимо ворона, попросил ее заяц сорвать яблоко. Ворона яблоко сорвала, но не удержала - упало оно на землю, прямо на спину ежику. Ежик бросился бежать - заяц и ворона за ним. Каждый кричит: «Мое яблоко!». Чуть до драки не дошло. Но тут из лесу вышел медведь, звери попросили медведя рассудить их.

- Какой путь выхода из конфликта избрал медведь? Предложите свои варианты.

Следующий (четвертый) способ выхода из конфликта - это обращение к третьему, незаинтересованному лицу.

В книге психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок»

приводится такой диалог матери и двенадцатилетнего сына:

- Мам, я пойду погуляю!

- Уроки сделал?

- Угу.

- Вернешься, проверим. Чтоб через час был дома.

- Ну, я пошел.

- Надень пальто, холодно.

- Не холодно. Витька уже без пальто.

- Надень, тебе говорю, простудишься.

- Да не холодно же! Ну не хочу… (мама пытается натянуть на сына пальто, сын сопротивляется)

- Ну отстань, мам!

- Что? Ты опять грубишь?

Тексты раздать детям. Попробуем прокомментировать каждую реплику по такому плану: 1. что думает сам говорящий 2. что слышит за его словами собеседник.

- Мам, я пойду погуляю!

1. «Мне скучно, мама, я устал…»

2. « Я ничего не хочу делать, мне бы только развлекаться…»

- Уроки сделал?

1. « Хорошо тебе, мальчик, а мне еще твои штаны стирать»

2. « Не забывай, что ты не свободен»

- Угу.

1. «Конечно, сделал, завтра же контрольная»

2. « Отстань от меня, мне бежать надо»

- Вернешься, проверим. Чтоб через час был дома.

1. « Уйдешь на час, а придешь через три!»

2. « Знаю я, как ты уроки делаешь!» и т. д.

- Ну, я пошел.

- Надень пальто, холодно.

- Не холодно. Витька уже без пальто.

- Надень, тебе говорю, простудишься.

- Дане холодно же! Ну не хочу… (мама пытается натянуть на сына пальто, сын сопротивляется)

- Ну отстань, мам!

- Что? Ты опять грубишь?

А теперь снова составьте диалог, но так, чтобы слышать друг друга и избежать конфликта. Получилось? Разыграйте его между собой ( по парам), распределив роли.

Попробуйте сами назвать еще один из способов преодоления конфликта - это, несомненно, умение слушать и слышать другого.

________________________________________________________________

Давайте с вами вспомним, что в России живут люди разных национальностей: говорят на разных языках, и имеют разный цвет кожи. Но, как вы думаете, они так же плачут, когда им больно и так же расстраиваются, когда им плохо, как и вы? Они так же любят своих родителей? Так же любуются прекрасной природой и так же хотят быть счастливыми?

Один из ваших сверстников сочинил такое стихотворение:

У тебя больше солнца,

У меня больше света,

У меня больше снега.

У тебя больше лета.

Мои глаза не встречались с твоими,

У тебя такое странное имя.

Но у нас одинаковые

Мечты и сны,

Мы с тобой одинаково

Не хотим войны.

А теперь давайте вспомним все пути преодоления конфликтов, о которых мы сегодня с вами говорили, и постараемся быть в жизни настоящими воинами - «Воинами без оружия».

Терпеть и верить - все на свете

Прекрасны - взрослые и дети,

Коты, собаки и медведи,

И сослуживцы, и соседи.

Терпимость - наш взаимный шанс,

ведь кто - то тоже терпит нас.

Сегодня мы назвали пять способов решения конфликтов, их пять, как пять пальцев на руке. Ноя уверена, что у каждого из вас найдется еще свой способ выхода из конфликтной ситуации, и вы обязательно о нем нам расскажете. Вот тогда вы действительно сможете стать настоящим «Воином без оружия», который справится с любой ситуацией, благодаря собственной выдержке, характеру и силе воли.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой.

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.









Пояснительная записка


Ф. И. О., должность

Назарова Татьяна Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №13

г. Оленегорск, Мурманской области

Название ресурса

Воспитательное мероприятие

Вид ресурса

Конспект урока - игры «Воин без оружия»

Предмет УМК

Цель и задачи ресурса

Воспитание и развитие умения «жить в коллективе»

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

10 -13 лет

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word

Методические рекомендации по использованию ресурса

Источники информации:

1.Редьярд Киплинг. Стихотворения. «Заповедь»

2. Лит Хейн. Стихи. «Терпение».

3. Владимир Леви «Нестандартный ребёнок»

4. Владимир Сутеев Сказка «Яблоко»

5. С. Михалков «Бараны»


© 2010-2022