Статья Нравственное воспитание – основа духовного развития человека

Свою работу я направила на формирование нравственной культуры личности каждого ребенка. Использую различные методы- беседу, соревнования, ролевые игры, работу над проектами, упражнения, поручения и т.д.Большую помощь в формировании основ нравственности мне оказывают родители, с которыми мы работаем в тесном сотрудничестве. В этом учебном году я преподавала своим четвероклассникам курс "Основы православной культуры". Он оказал большое влияние на развитие духовно-нравственного восприятия детей, об...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственное воспитание - основа духовного развития человека


учитель начальных классов

МБОУ «Первомайская сош»

Тамбовской области

Первомайского района

Васильева Елена Николаевна

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают другие люди. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить с тобой.
А.А. Дорохов


1. Теоретическое обоснование проблемы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания школьников - традиционная для школы, на любом этапе развития и, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, дети живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые пережили противоречивость ценностных тенденций в обществе в 90-е годы. Во-вторых, отношения детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности. Всё это привело к тому, что, как говорят «дети сегодня другие», младшие школьники, в результате преобразований в обществе, приобрели новые черты: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни.

Не случайно в ФГОС нового поколения был представлен документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором большое внимание уделено духовно-нравственному развитию личности школьники - гражданина многонациональной страны. Основными причинами, побудившими к созданию этого актуального документа, были названы следующие:

- нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;

- отсутствие нравственных ориентиров в вопросах социального поведения;

- недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Понятие «нравственность» В.Даль определяет как «духовность, душевность, добронравие, благонравие, согласие с совестью, с долгом честного и чистого сердцем гражданина». Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» невозможно без целенаправленных действий педагога.

Наряду с технологией нравственного воспитания весьма важной для меня представляется проблема обоснования и отбора приоритетных ценностей, на которые следует ориентироваться, строя процесс нравственного воспитания младших школьников.

2. Основы нравственного воспитания

Как классный руководитель я работаю над темой «Нравственное воспитание - основа духовного развития человека». Учитывая, что одной из основных целей федерального компонента государственного стандарта начального образования является воспитание нравственных чувств, ценностного отношения к себе и окружающему миру, я поставила перед собой следующие цели:

  • изучение возможностей духовно - нравственного воспитания младших школьников в образовательном процессе;

  • создание условий для формирования нравственного развития детей младшего школьного возраста;

  • вооружение нравственными знаниями о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе.

В работе использую следующие педагогические методы и приемы:

  • изучение научной, психолого-педагогической литературы;

  • наблюдение;

  • педагогический эксперимент;

  • беседа, анкетирование, тестирование.

Инновационным аспектом в духовно-нравственном воспитании детей является развитие нравственного потенциала личности, её самореализация, саморазвитие, самоопределение, формирование активной позиции в процессе нравственно-творческой деятельности.

3. Возможности нравственного воспитания в образовательном процессе

Нравственный мир ребёнка сложен, изменчив, находится в развитии. Моя задача состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, найти такие пути и средства, которые помогут решить конкретные вопросы духовно-нравственного воспитания личности школьника, улавливать возможные отклонения от нормального нравственного развития. В своей воспитательной работе я учитываю, что дети различны по характеру, индивидуальным особенностям, способностям и склонностям.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Для младшего школьного возраста это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? В своей работе я использую чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг. Это помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. Оцениваю на уроке не только знания учебного материала, но и поощряю проявление детьми нравственных поступков и отношений. Несколько изменяю организацию учебных занятий: снимаю излишне строгую регламентацию поведения детей, создаю в течение урока ситуации, в которых была бы возможность для групповой, парной работа. Такая форма организации работы создаёт условия для проявления уступчивости, товарищества, желания найти компромисс. Активно использую творческие групповые домашние задания. Их смысл заключается в том, чтобы дети учились работать вместе, творчески, помогая друг другу. В своей деятельности я применяю разнообразные средства мультимедиатехнологии. Эмоциональное воздействие на чувства детей происходит на уроках литературного чтения, окружающего мира. Например, на уроках литературного чтения провожу проигрывание (инсценировку) различных нравственных ситуаций. На уроках окружающего мира приобщаю детей к нравственным знаниям посредством их знакомства с окружающей средой: походы, экскурсии, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Осознание себя, качеств своей личности проявляется у младших школьников через интерес к поступкам литературных героев, товарищей по классу, а затем через оценку собственных качеств. Направить внимание детей на осознание своих качеств личности помогает организация их деятельности на каждом занятии. Я ориентирую детей на нравственный образец, учу их чаще всматриваться в себя, оценивать свои поступки. И реализую это во внеклассной деятельности, на классных часах. (Прил.1, слайд 2). Я провожу занятия, которые состоят из следующих частей: беседа, задания на самопознание, создание моральных ситуаций. Занятия проводятся в форме бесед, «Круглых столов», игр и др. Систематически провожу тестирование, анкетирование, сравниваю материал, обобщаю его. Такая организация работы по самовоспитанию позволяет мне стимулировать потребности обучающихся в нравственном самосовершенствовании. В своей работе использую специальные задания и упражнения, которые помогают мне донести до своих воспитанников нравственные основы доброты, душевной красоты, творчества. Я пришла к выводу, что разработанную систему классных часов можно с успехом использовать при формировании нравственных понятий, убеждений и принципов личности школьников.

Подлинным источником нравственности является национальная культура. К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. К ценностям народной культуры приобщаю в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Дети пробуют себя в разных ролях и видах деятельности: поют, пляшут, мастерят, участвуют в театральных постановках, разгадывают загадки.

Воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и атмосфера, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. По моему мнению, образовательный процесс должен протекать не на культурном поле взрослого - педагога, родителей, а в практике самого растущего человека, в его культурном пространстве. В связи с этим, считаю необходимым создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения обучающихся на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Формирование личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе место адекватное своим возможностям, становится незаменимой личностью. Активно использую в своей работе форму коллективно-творческого дела. Например, при изготовлении новогодней газеты 1 группа детей составляла и подбирала стихи, 2 группа рисовала зимние пейзажи, 3 группа мастерила объемные фигурки для оформления газеты. Результаты исследования психолога показали, что на начало 2013-2014 учебного года у детей наблюдается положительная динамика в формировании коммуникативных способностей. (Прил.1, слайд 3).

Особое внимание в формировании основ нравственности отвожу семейному воспитанию. Мною хорошо изучена атмосфера жизни каждой семьи. На родительских собраниях постоянно провожу просветительскую работу в вопросе воспитания детей. На собраниях раздаю мамам и папам карточки с различными заданиями, напоминаниями, памятками. Родители обучающихся относятся с большим интересом к делам класса. Им нравится присутствовать на уроке, на празднике, в походе и т.д. Но не все родители могут сами включиться в воспитательную работу с детьми, поэтому я привлекаю родителей к организации жизни класса. Например, они участвуют в подготовке утренников, классных часов, сопровождают детей во время экскурсий, посещения театра, цирковых представлений, музея. Привлекаю родителей к проведению бесед с детьми. Это, прежде всего, рассказы родителей о своём труде. Совместная деятельность способствует установлению доверительных отношений между родителями и детьми, их взаимному духовному обогащению. При такой целенаправленной и систематической работе дети становятся активными участниками в поисковой, творческой и исследовательской работе.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Так как дети младшего школьного возраста почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, я в своей работе использую наиболее эффективные методы:

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, диспут, доклад,);

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения

(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

  • методы стимулирования (соревнование);

  • методы поощрения и наказания;

  • личный пример учителя, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение учащихся, на формирование их морального облика.

4. Мониторинг развития нравственных качеств

В начале 3 класса в 2012-2013 учебном году я провела ряд исследований. (Приложение 2)

1. Диагностика изучения характера детей. На этом этапе, совместно со школьным психологом проводились систематические наблюдения за поведением обучающихся, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы с детьми и родителями. Полученные результаты показали, что у детей высокая мотивация к учению (83%), присутствует чувство страха (32%), уровень воспитанности невысок (28%).

Учитывая уже имеющиеся у детей навыки культурного поведения и результаты исследований, я направила работу на формирование нравственной культуры личности.

2. Тестирование сформированности эмоционально-волевой сферы. Тестирование показало довольно высокий уровень познавательной сферы детей (75%) и сравнительно низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы (35%).

Организовывая отдых на переменах, устраивая праздники, я заметила, что обучающиеся не умеют управлять своими эмоциями и чувствами, у них слабо развита способность к рефлексии, они имеют завышенную самооценку, мало знакомы с этическими нормами, не имеют нравственных идеалов.

3. Исследование нравственного опыта младших школьников. Для проведения исследования я использовала цикл бесед по сюжетному рассказу. Детям предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа (ученики младшего школьного возраста) попадали в ситуацию морального выбора. При характеристике поступка героя рассказа, нарушаемого моральную норму, учащиеся оценили его положительно или нейтрально. Причем часть детей просто не видели нарушения моральной нормы. Класс разделился на три группы - с низким (37%), средним (52%) и высоким (11%) уровнем нравственного опыта (Прил.1, слайд 4).

Это позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания у первоклассников находятся на уровне представлений.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как единство воспитания и обучения, где обучение есть научение, а воспитание - формирование образа поведения. Обе эти составляющие определяют нравственные поступки личности.

В начале текущего учебного года я провела у своих четвероклассников мониторинг, направленный на прояснение ситуации, выявление истинного уровня развития духовно-нравственных качеств, эффективности воспитательного процесса (Прил.1, слайд 5). Наблюдается положительная динамика в формировании нравственных свойств личности. На момент проведения мониторинга дети сами выходили с инициативой провести коллективное творческое дело, брали на себя ответственность за проведения мероприятия. Ребята стали увереннее, у них исчез страх быть непонятыми и непринятыми. Результаты тестирования позволили сделать вывод о том, что у обучающихся сформировалась способность к рефлексии: 67% респондентов отмечают, что смогли обсудить волнующие их проблемы, 92% сумели увидеть совершенствование своего характера, 95% научились наблюдать за своей работоспособностью, 8% респондентов затруднились с ответом. Между детьми установились доверительные отношения. Исследования психолога показали высокую (92%) степень сплоченности коллектива. Сравнивания результаты диагностики, проведённой в третьем классе (2012-2013 учебный год) и в начале 4-го класса (2013-2014 учебный год), можно сделать вывод об эффективности проведения работы по нравственному воспитанию. (Прил.1, слайд 6)

5. Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.

В своей работе я убеждаюсь, что стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Проанализировав в методической литературе проблему духовно-нравственного воспитания младших школьников, на основе результатов мониторинга подобрала и разработала специальные задания и упражнения, диагностический пакет с материалами по данной теме. Обобщая накопленный опыт, создала систему классных часов по теме «Развитие нравственного мира ребёнка».

Результаты моей работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения и воспитания в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.

Подводя итог, хочу обозначить моменты, которые, на мой взгляд, являются наиболее значимыми и могут обеспечить эффективное духовно-нравственное воспитание личности обучающихся:

1. Всеми доступными средствами необходимо развивать эмоциональную сферу ребёнка.

2. Учить детей адекватно выражать свои чувства.

3. Воспитывать духовно-нравственные качества посредством личного примера взрослого (учителя, родителя и др.)

4. Создавать в классе и в школе благоприятный климат, основанный на взаимодействии и взаимопонимании педагогов и обучающихся.

5. Систематически организовывать внеурочную деятельность обучающихся (в том числе мероприятия практической направленности), базирующуюся на духовно-нравственных основах.

6. Своевременно формировать самостоятельность ребёнка, его инициативность, творческое отношение к деятельности, а также активную гражданскую позицию.

«Воспитание ума, сердца и чувств - постоянный, напряжённый, но в тоже время счастливый, творческий труд…»

(из «Азбуки нравственного воспитания»)

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2

Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся IV класса (по М.И. Шиловой)

Отно­шение

Показатели воспитан­ности

Признаки проявления воспитанности

ярко проявляются (В)

слабо проявляются (С)

не проявляются (Н)

К обще­ству

Обществен­ная актив­ность

Регулярно читает газеты, слушает передачи по радио и телевидению, политиче­ски хорошо осведомлен, ак­тивен в общественной дея­тельности

Политически недостаточ­но осведомлен, нерегу­лярно читает газеты, тре­бует постоянного побуж­дения со стороны общест­венного мнения и старших

Политически мало осве­домлен, нерегулярно чи­тает газеты, даже если этого требуют старшие

Долг и от­ветствен­ность

Выполняет общественные поручения охотно, ответст­венно и с желанием, требу­ет такого же отношения от других

Неохотно выполняет по­ручения, а только при ус­ловии контроля со сторо­ны учителя и товарищей

Уклоняется от общест­венных поручений, без­ответственен

Бережли­вость

Бережет школьное имуще­ство, стремится побудить к этому и других

Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей

Небережлив, наносит ущерб школьному иму­ществу и восстанавли­вает его лишь после на­стоятельных требований

Дисципли­нирован­ность

Примерно ведет себя, са­мостоятельно соблюдает правила поведения в шко­ле, на улице, дома, требует этих качеств и от других

Соблюдает правила пове­дения при условии требо­вательности и контроля со стороны взрослых или то­варищей

И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нару­шает дисциплину, ела! реагирует на внешние воздействия

К труду

Ответствен­ное отно­шение к уче­нию

Учится в полную меру сил, проявляет интерес к знани­ям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших ре­зультатов в учении, сам охотно помогает товарищам

Учится не в полную меру сил, сам не проявляет ин­тереса к учению и приле­жания, требует постоянно­го контроля, безразличен к учебе товарищей

Несмотря на контроле не проявляет интереса учению и прилежания, учится плохо

Отношение к общест­венно по­лезному труду (тру­долюбие)

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросове­стно относится к самооб­служиванию и другим ви­дам труда, умело организу­ет труд других

Трудится при наличии со­ревнования, требований и контроля со стороны пе­дагогов и товарищей

Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии тре­бований и контроля

К людям

Коллекти­визм и то­варищество

Общительный, уважает ин­тересы коллектива

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует не­охотно

Доброта и отзывчи­вость

Добрый, заботливый, охот­но помогает всем, кто нуж­дается в его помощи, орга­низует на добрые дела то­варищей

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив

Честность и правдивость

Верен своему слову, прав­див с учителями, товари­щами, добровольно при­знается в своих проступках и того же требует от других

Не всегда выполняет обещания, не сразу при­знается в своих проступ­ках, а лишь после осужде­ния старшими и товари­щами

К себе

Простота и скромность

Прост и скромен, одобряет эти качества у других

Прост и скромен в присут­ствии старших и педагогов




© 2010-2022