- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа «Кукольного» кружка (1-ый год обучения)
Рабочая программа «Кукольного» кружка (1-ый год обучения)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ворончихина И.Г. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная программа «Кукольного» кружка имеет художественно-эстетическую направленность.
Этот кружок предлагается детям как первый театр, потому что он больше, чем какой либо другой, по своей природе близок и понятен детям. Форма представления особенно доступна восприятию ребенка. Двигающиеся прямо на глазах оживающие куклы и зверюшки позволяют детям лучше понять содержание представляемого. Во время спектакля ребята глубоко переживают за героев.
Куклы используются в инсценировках, помогают детям учить наизусть стихи, содействуют развитию их умения рассказывать.
Представления устраиваются для ребят из детского сада, младших школьников, родителей.
Преимущества данного кружка:
1.Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.
2. Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.
3.Содержание и замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.
4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.
5. Способствует расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
6.В педагогическом процессе кружок находится в тесном взаимодействии с другими видами деятельности - обучением, трудом,; они приучают школьников к тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.
7.Разумная, тщательно подготовленная организация занятий дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.
Цели кружка:
- развитие актерских способностей учащихся;
- развитие творческого воображения, художественного вкуса у детей.
Задачи кружка:
- обучать детей выразительному чтению;
-научить готовить из подручного материала простые куклы и декорации.
Данная программа предназначена на 2 года обучения младших школьников в возрасте от 7 до 11 лет с численностью от 10 до 20 человек; на 3 часа ( 3 раза по 1 часу в неделю).
Программа обеспечена литературой - Караманенко Т. Н. «Кукольный театр - дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу 1-ого года обучения выпускники «Кукольного» кружка должны знать:
- о некоторых основателях кукольного театра, истоках возникновения;
- о существовании кукольных театров;
- видах литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;
-знать новные понятия: ширма, спектакль, сцена, мизансцена, декорация, реквизит.
Должны уметь:
- читать выразительно различные виды предложений;
- свободно двигаться куклами над ширмой;
- готовить простое оформление к спектаклю ( декорацию);
- изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее.
Учебный план 1 года обучения.
№ п/п
Тема раздела
Из них
теории
Из них
практики
1.
История театра.
5
2.
Оформление спектакля.
16
3.
Работа над спектаклем.
1
54
4.
Элементы кройки и шитья.
1
31
Итого: 108 часов
Содержание программы.
1 года обучения.
История театра.
План работы кружка; известные кукольники мира; первые кукольные театры; Охотничье маскирование; культ предков; первые национальные куклы; маски.
Оформление спектакля.
1 «Упрямый козел».
Т:Плоские и объемные предметы; объемная аппликация; папье-маше; холодные цвета; декорация, реквизит, бутафория; шаблон, трафарет, разные приемы и способы сгибания бумаги.
П: изготовление из картона с помощью шаблона наиболее простой декорации.
2. «Пых»
Т: объемная аппликация, цилиндр; теплые цвета.
П: изготовление объемной декорации; лепестковые цветы из ткани ( маки, розы, жасмин, ромашка).
3. «Репка».
Т: объемная аппликация; гафрирование; оригами; объемные цветы.
П: Изготовление цветов и головных уборов с помощью оригами; изготовление объемных декораций и реквизитов.
Работа над спектаклем.
-
«Упрямый козел».
Т: виды предложений по интонации и по цели высказывания; чтение по ролям; выразительность.
П: выразительное чтение разных видов предложений.
-
«Пых».
Т: виды предложений по интонации; монолог, диалог; паузы при вразительном чтении; эмоциональная окраска при чтении.
П: выразительное чтение ролей с параллельным движением кукол.
3.«Репка».
Т: работа «голосом»; тон, тембр, мизансцена, картины пьесы.
П: выразительное чтение своих ролей.
Элементы кройки и шитья.
1. «Упрямый козел»
Т: правила ТБ при работе с ножницами, с иголками и булавками; виды швов;
П: кройка и шитье из лоскутков кукол: мышонок, человечек, зайка, белочка, лягушонок, собачка.
2. «Пых».
Т: мерка объемов головы; вышивка «гладью»;
П: кройка и шитье салфетки; самостоятельное украшение одежды кукол вышивкой.
3. «Репка».
Т: элементы снятия мерок для рубашки .
П: кройка и шитье рубашечек для кукол.
Учебно-тематическое планирование (108 часов).
1 года обучения.
Сроки
проведения
№
п/п
Тема занятия
Теория
Практика
сентябрь
1.
Вводный инструктаж по ТБ.
1
2.
Знакомство со сказкой «Упрямый козел».
1
3.
Изготовление декорации: облака, солнце.
1
4-5
Выразительное чтение по ролям сказки «Упрямый козел».
2
6
Изготовление оформления для декорации. Снежинки.
1
7-8
Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме.
2
9
Изготовление домика для декорации.
1
10
Возникновение первых кукол.
1
11-12
Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме.
2
октябрь
13
Изготовление чудо-деревьев.
1
14
Первые кукольные театры.
1
15
Изготовление сказочных птиц.
1
16.
Украшение одежды кукол.
1
17-19
Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме. Упражнения с куклами.
3
20.
Выступление кружка в конкурсной программе «За Коньком-горбунком в сказку русскую войдем»
1
21-22
Изготовление куклы «Сорока»
2
23
Ремонт кукол.
1
24-26
Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме. Развитие дикции.
3
27
Изготовление домика-рукавички.
1
ноябрь
28-30
Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме.
3
31
Беседа «Появление первых кукол»
1
32-33
Виды швов. Изготовление куклы «Мышка».
1
1
34-36
Изготовление куклы «Собачка»
3
37
Работа над мизансценами сказок.
1
38
Охотничье маскирование.
1
39
Культ предков
1
декабрь
40-42
Изготовление куклы «Зайка»
3
43-44
Изготовление куклы «Белочка»
2
45-46
Изготовление куклы «Лягушонок»
2
47-48
Изготовление куклы «Ежонок»
2
49-51
Выступление перед младшими школьниками и воспитанниками детского сада, перед родителями.
3
январь
52
Знакомство со сказкой «Пых»,распределение ролей
1
53-56
Изготовление объемных цветов из ткани: маки
1
розы
1
жасмин
1
ромашки
1
57
Расстановка декорации, оформление ширмы.
1
58-61
Репетиция сказки «Пых»
4
62-63
Работа над мизансценами сказки.
2
февраль
64
Выступление перед учащимися младших классов
1
65
Знакомство со сказкой «Репка»
1
66
Изготовление «Бабочек-цветков»
1
67
Изготовление краковского венка для кукол.
1
68-70
Работа над мизансценами сказки «Репка»
3
71-75
Репетиция сказки «Репка» на ширме.
5
март
76-78
Выступление перед учащимися младших классов и родителями.
2
79=80
Вышивка крестиком.
2
81
Украшение одежды кукол бисером.
1
82-83
Работа над мизансценами сказки.
2
84-87
Изготовление кукол: «Бобра», «Муравья».
4
апрель
88-91
Репетиция сказки «Репка» на ширме.
4
92
Выступление перед уч-ся младших классов.
1
93-94
Кройка и шитье рубашечек для кукол
2
95-98
Изготовление кукол: «Медвежонок», «Лиса»
4
99
Работа над мизансценами сказки.
1
май
100-102
Репетиция сказки «Репка» на ширме.
3
103
Изготовление фартучка для кукол.
1
104
Изготовление юбки для кукол.
1
105-106
Репетиция сказки «Репка» на ширме.
2
107
Изготовление из картона овощей. Оформление декорации.
1
108
Отчетное выступление в конкурсе «Радуга успеха»
1
Литература для педагога.
1. Е. С. Гостимская ,,Открытые уроки в начальной школе, проведен-
ные в рамках конкурса ,,Учитель года"- 2006" ЮАО г.Москвы -
М.: 5 за знания, 2006 год.
2.Караманенко Т. Н. «Кукольный театр - дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.
3. Т.С.Максимова ,,Поделки из разного материала" - Волго-
град: Учитель, 2006 год.
4. Дид. материал ( буклет с биографией + аудиокассета)
,,Классическая музыка "
Литература для учащихся.
1. Распечатка сценариев сказок. (формат А4).
2.Караманенко Т. Н. «Кукольный театр - дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.
3. Т.С.Максимова ,,Поделки из разного материала" - Волго-
град: Учитель, 2006 год.