Рабочая программа «Кукольного» кружка (1-ый год обучения)

Данная программа «Кукольного» кружка имеет художественно-эстетическую направленность. Этот кружок предлагается детям как внеурочная деятельность. Двигающиеся прямо на глазах оживающие куклы и зверюшки позволяют детям лучше понять текст сказки. Ребята глубоко переживают за героев. Куклы используются в инсценировках, помогают детям учить наизусть стихи, содействуют развитию их умения рассказывать. Представления устраиваются для ребят из детского сада, младших школьников, родителей. Преимущест...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Данная программа «Кукольного» кружка имеет художественно-эстетическую направленность.

Этот кружок предлагается детям как первый театр, потому что он больше, чем какой либо другой, по своей природе близок и понятен детям. Форма представления особенно доступна восприятию ребенка. Двигающиеся прямо на глазах оживающие куклы и зверюшки позволяют детям лучше понять содержание представляемого. Во время спектакля ребята глубоко переживают за героев.

Куклы используются в инсценировках, помогают детям учить наизусть стихи, содействуют развитию их умения рассказывать.

Представления устраиваются для ребят из детского сада, младших школьников, родителей.

Преимущества данного кружка:

1.Уроки театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.

2. Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

3.Содержание и замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.

4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

5. Способствует расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

6.В педагогическом процессе кружок находится в тесном взаимодействии с другими видами деятельности - обучением, трудом,; они приучают школьников к тем психическим и физическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.

7.Разумная, тщательно подготовленная организация занятий дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.

Цели кружка:

- развитие актерских способностей учащихся;

- развитие творческого воображения, художественного вкуса у детей.

Задачи кружка:

- обучать детей выразительному чтению;

-научить готовить из подручного материала простые куклы и декорации.

Данная программа предназначена на 2 года обучения младших школьников в возрасте от 7 до 11 лет с численностью от 10 до 20 человек; на 3 часа ( 3 раза по 1 часу в неделю).

Программа обеспечена литературой - Караманенко Т. Н. «Кукольный театр - дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - созда­ние текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.




К концу 1-ого года обучения выпускники «Кукольного» кружка должны знать:

- о некоторых основателях кукольного театра, истоках возникновения;

- о существовании кукольных театров;

- видах литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;

-знать новные понятия: ширма, спектакль, сцена, мизансцена, декорация, реквизит.

Должны уметь:

- читать выразительно различные виды предложений;

- свободно двигаться куклами над ширмой;

- готовить простое оформление к спектаклю ( декорацию);

- изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее.


Учебный план 1 года обучения.

№ п/п

Тема раздела

Из них

теории

Из них

практики

1.

История театра.

5

2.

Оформление спектакля.

16

3.

Работа над спектаклем.

1

54

4.

Элементы кройки и шитья.

1

31

Итого: 108 часов
















Содержание программы.

1 года обучения.

История театра.

План работы кружка; известные кукольники мира; первые кукольные театры; Охотничье маскирование; культ предков; первые национальные куклы; маски.

Оформление спектакля.

1 «Упрямый козел».

Т:Плоские и объемные предметы; объемная аппликация; папье-маше; холодные цвета; декорация, реквизит, бутафория; шаблон, трафарет, разные приемы и способы сгибания бумаги.

П: изготовление из картона с помощью шаблона наиболее простой декорации.

2. «Пых»

Т: объемная аппликация, цилиндр; теплые цвета.

П: изготовление объемной декорации; лепестковые цветы из ткани ( маки, розы, жасмин, ромашка).

3. «Репка».

Т: объемная аппликация; гафрирование; оригами; объемные цветы.

П: Изготовление цветов и головных уборов с помощью оригами; изготовление объемных декораций и реквизитов.

Работа над спектаклем.

  1. «Упрямый козел».

Т: виды предложений по интонации и по цели высказывания; чтение по ролям; выразительность.

П: выразительное чтение разных видов предложений.

  1. «Пых».

Т: виды предложений по интонации; монолог, диалог; паузы при вразительном чтении; эмоциональная окраска при чтении.

П: выразительное чтение ролей с параллельным движением кукол.

3.«Репка».

Т: работа «голосом»; тон, тембр, мизансцена, картины пьесы.

П: выразительное чтение своих ролей.

Элементы кройки и шитья.

1. «Упрямый козел»

Т: правила ТБ при работе с ножницами, с иголками и булавками; виды швов;

П: кройка и шитье из лоскутков кукол: мышонок, человечек, зайка, белочка, лягушонок, собачка.

2. «Пых».

Т: мерка объемов головы; вышивка «гладью»;

П: кройка и шитье салфетки; самостоятельное украшение одежды кукол вышивкой.

3. «Репка».

Т: элементы снятия мерок для рубашки .

П: кройка и шитье рубашечек для кукол.
















Учебно-тематическое планирование (108 часов).


1 года обучения.

Сроки

проведения

п/п

Тема занятия

Теория

Практика

сентябрь

1.

Вводный инструктаж по ТБ.

1

2.

Знакомство со сказкой «Упрямый козел».

1

3.

Изготовление декорации: облака, солнце.

1

4-5

Выразительное чтение по ролям сказки «Упрямый козел».

2

6

Изготовление оформления для декорации. Снежинки.

1

7-8

Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме.

2

9

Изготовление домика для декорации.

1

10

Возникновение первых кукол.

1

11-12

Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме.

2


октябрь

13

Изготовление чудо-деревьев.

1

14

Первые кукольные театры.

1

15

Изготовление сказочных птиц.

1

16.

Украшение одежды кукол.

1

17-19

Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме. Упражнения с куклами.

3

20.

Выступление кружка в конкурсной программе «За Коньком-горбунком в сказку русскую войдем»

1

21-22

Изготовление куклы «Сорока»

2

23

Ремонт кукол.

1

24-26

Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме. Развитие дикции.

3

27

Изготовление домика-рукавички.

1


ноябрь

28-30

Репетиция сказки «Упрямый козел» на ширме.

3

31

Беседа «Появление первых кукол»

1

32-33

Виды швов. Изготовление куклы «Мышка».

1

1

34-36

Изготовление куклы «Собачка»

3

37

Работа над мизансценами сказок.

1

38

Охотничье маскирование.

1

39

Культ предков

1

декабрь

40-42

Изготовление куклы «Зайка»

3

43-44

Изготовление куклы «Белочка»

2

45-46

Изготовление куклы «Лягушонок»

2

47-48

Изготовление куклы «Ежонок»

2

49-51

Выступление перед младшими школьниками и воспитанниками детского сада, перед родителями.

3

январь

52

Знакомство со сказкой «Пых»,распределение ролей

1

53-56

Изготовление объемных цветов из ткани: маки

1

розы

1

жасмин

1

ромашки

1

57

Расстановка декорации, оформление ширмы.

1

58-61

Репетиция сказки «Пых»

4

62-63

Работа над мизансценами сказки.

2

февраль

64

Выступление перед учащимися младших классов

1

65

Знакомство со сказкой «Репка»

1

66

Изготовление «Бабочек-цветков»

1

67

Изготовление краковского венка для кукол.

1

68-70

Работа над мизансценами сказки «Репка»

3

71-75

Репетиция сказки «Репка» на ширме.

5


март

76-78

Выступление перед учащимися младших классов и родителями.

2

79=80

Вышивка крестиком.

2

81

Украшение одежды кукол бисером.

1

82-83

Работа над мизансценами сказки.

2

84-87

Изготовление кукол: «Бобра», «Муравья».

4

апрель

88-91

Репетиция сказки «Репка» на ширме.

4

92

Выступление перед уч-ся младших классов.

1

93-94

Кройка и шитье рубашечек для кукол

2

95-98

Изготовление кукол: «Медвежонок», «Лиса»

4

99

Работа над мизансценами сказки.

1

май

100-102

Репетиция сказки «Репка» на ширме.

3

103

Изготовление фартучка для кукол.

1

104

Изготовление юбки для кукол.

1

105-106

Репетиция сказки «Репка» на ширме.

2

107

Изготовление из картона овощей. Оформление декорации.

1

108

Отчетное выступление в конкурсе «Радуга успеха»

1












Литература для педагога.


1. Е. С. Гостимская ,,Открытые уроки в начальной школе, проведен-

ные в рамках конкурса ,,Учитель года"- 2006" ЮАО г.Москвы -

М.: 5 за знания, 2006 год.

2.Караманенко Т. Н. «Кукольный театр - дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.

3. Т.С.Максимова ,,Поделки из разного материала" - Волго-

град: Учитель, 2006 год.

4. Дид. материал ( буклет с биографией + аудиокассета)

,,Классическая музыка "

Литература для учащихся.

1. Распечатка сценариев сказок. (формат А4).

2.Караманенко Т. Н. «Кукольный театр - дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.

3. Т.С.Максимова ,,Поделки из разного материала" - Волго-

град: Учитель, 2006 год.



© 2010-2022