Программа основы этикета и искусства общения

В связи с переходом но новый образовательный стандарт, встал вопрос об организации внеурочной деятельности учащихся, о их «коллективном деле», то есть о том чем бы они занимались всем классом. Благодаря этому была разработана программа  «Основы этикета и искусства общения» для изучения в 5 -х  классах и в 2013 – 2014 учебном году начала реализовываться, в конце года пришли к выводу, что нужна программа по продолжению изучения данной темы и была разработана программа «Основы этикета и искусства о...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 69»









ПРОГРАММА




«Основы этикета и искусства общения»


Для изучения в 5 -х классах












составила

социальный педагог

Съедина Ю.С.














г. Барнаул 2014 год



Этикет - это разум для тех, кто его не имеет.

Вольтер




Не в силах мы судьбой повелевать,

Но есть один закон, который вечен.

Уметь следить, рассчитывать и ждать -

И твой успех на веки обеспечен.

Байрон Джордж


Пояснительная записка



Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культуры непременно включает в себя культуру общения, культуру речевого поведения.

Невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определённых правил и норм общения. В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч с сотнями других людей. Вопрос о том, как поступить, как вести и как относиться к поведению другого в том или ином положении, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов и вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить своё достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учитывать многие обстоятельства, проявлять сдержанность, жизненный опыт, такт. В этом помогают законы и правила общения, составляющие этикет.

ЭТИКЕТ- это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания. Человек с хорошим вкусом всегда стремиться к жизненной правде, а не к фальши.

Проявляется вкус во всем:


  1. в отношении к жизни, к работе;

  2. в поведении с окружающими;

  3. в привычках;

  4. в речи;

  5. в одежде;

  6. в отношении к искусству;

  7. какие предпочитает фильмы, книги, музыку;

  8. как обставляет свою квартиру;

  9. как проводит свое свободное время;

  10. с кем дружит.

ЭТИКЕТ- одна из наиважнейших составляющих жизни человека, делающая нас именно теми, кем мы должны быть - полноправными членами общества.

По пристрастиям человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности. Воспитанный человек познает как истинно прекрасное в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осознанно.

Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением «эстетическое воспитание» подразумеваются чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание - неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания. С течением времени многие эстетические ценности теряют свою актуальность. Притупляется и эстетическое восприятие. В результате начинаются поиски новых эстетических форм.

Эстетическое восприятие окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера.

Создание этой программы исходит из своевременной и крайней необходимости включить работу по данному направлению в систему воспитательной работы с детьми, поскольку наблюдения показывают, что каждый из нас сталкивается с преступным бескультурьем, жестоким обращением, беспросветным незнанием и непониманием со стороны неокрепшего детского сознания элементарных основ культуры и правил поведения. Школьники непростительно мало знают о нормах и правилах поведения в современном обществе, о морально-психологическом климате трудового коллектива, об этике служебных отношений, предпочитая им подчас вульгарную непосредственность. А между тем школа, решая традиционные и новые задачи, должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан.

Программа актуальна т.к. дети порой грубо и, беспощадно пошло и фамильярно общаются с родными, близкими и людьми старшего поколения, друзьями и противоположным полом. Вызывающе «смелы и раскрепощены» в общественных местах, на торжествах. Что мы требуем и ждем от детей, когда даже те, кто является примером для подражания, не знают, не соблюдают и порой не считаются с элементарными нормами и правилами общения и взаимоуважения? Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство ущербности, комплекса неполноценности, своего рода второсортности. Предупредить такие проблемы разумнее, нежели устранять их последствия. В настоящее время появилась настоятельная необходимость в том, чтобы привлечь внимание к изучению такой науки как этикет, а если смотреть шире, к проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания в рамках школы. Существует реальная возможность заняться вопросами воспитания культуры и проблемами распространения этикета в школе.

Цели программы:

  1. формирование нравственных качеств воспитанников;

  2. развитие хорошего эстетического вкуса и культуры поведения;

  3. воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

  4. формирование патриотических качеств воспитанников;

  5. формирование умений и навыков правового поведения;

Программа предусматривает обучение учащихся 5 классов - 34 часа.

Режим занятий - 1 час в неделю.

























Структура программы

Освоение правил этикета и искусства общения предполагает:

  1. введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов

  2. формирование умения выбирать нужную форму с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь)

  3. умело использовать полученные знания

  4. закрепить интерес и желание к применению в жизни этикетных правил и форм общения ввести в привычку применение полученных знаний.

Основу культуры общения составляют правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего. Умелое применение правил этикета является основой эффективного общения. Знание, умение, привычка - вот три ступени, которые заложены в основу изучения этикета, пройдя по которым, можно овладеть навыками общения и стать достойным гражданином общества.

Учитывая это, рассматриваемая программа предполагает несколько направлений и этапов в изучении и освоении правил этикета.

  1. Прежде чем начать разговор о правилах поведения, надо узнать и представить как формировались эти правила на протяжении веков, на основе человеческого опыта и конкретных исторических фактов.

Программа предусматривает знакомство с историей возникновения основных правил этикета на протяжении развития общества, традициями и обычаями разных стран. Экскурсы в историю помогают выявить закономерности проявления тех или иных форм и способов общения, вычленить исходные принципы, лежащие в основании разнообразных и многочисленных норм современного этикета. Забавные факты проявления этикета разных эпох позволяют с улыбкой и юмором, ненавязчиво и более легко, знакомиться и осваивать современные правила этикета.

  1. Современный этикет опирается на конкретные правила, формы общения, традиции и обычаи. Этикет становится эффективным, когда правила поведения соблюдаются осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Поэтому следующим этапом программы является изучение современных, приемлемых и понятных для предложенного возраста правил этикета и применение их в жизни. Наиболее эффективное изучение предложенного материала возможно с использованием игрового принципа. Игровой принцип обучения наиболее доступный метод, так как игра - типичная форма жизнедеятельности. Игра - простейший и очень эффективный способ моделирования, поэтому она занимает важное место в системе обучения. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм поведения, а также нравственных установок, закрепляются полученные знания. В программе предлагается несколько типов заданий, которые воспроизводят или имитируют ситуации реального общения. В каждой игровой ситуации им предлагается решить ту или иную поведенческую задачу. Для этого в программу включены практические моменты по составлению диалогов, разыгрыванию сценок. В них используются как правильные формы общения, так и отрицательные. Принцип контраста позволяет, с одной стороны, критиковать неправильное поведение, с другой - отмечать достоинства и строить правильные культурные взаимоотношения.

  1. Этикет теснейшим образом связан с нравственностью. Этикет - это внешняя форма, правила поведения, которым может следовать человек и в которых находят свое отражение его нравственные принципы. Правила поведения сопряжены с общими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброжелательность, внимание к окружающим, приветливость, тактичность, скромность. Это значит, что в основе этикета заложена вежливость, а быть вежливым означает как себя вести. Культура человека формируется на основе внутренних качеств личности. Поведение находится в прямой зависимости от характера, следовательно, для более эффективного изучения правил этикета необходим разговор о чертах человеческого характера. Поэтому в программе особое внимание уделяется рассмотрению этих качеств, выявлению их в человеке, выработке способов их воспитания в себе.

Данный раздел программы предусматривает научить детей соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Предусмотрен разбор конфликтных ситуаций.

  1. В программе предусмотрена серия уроков, направленных на приобретение умений по сервировке стола, украшению одежды, оформлению подарков.

  2. Каждое занятие построено по принципу сценария. Оно включает беседу и игру. Содержание каждого урока направлено на то, чтобы вызывать у ребенка интерес к обсуждаемой теме. Большое внимание уделяется эмоциональному настрою учеников.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Воспитание по программе реализуется через подачу теоретического материала, беседы, экскурсии, конкурсы, игры, прогулки.

Формы работы:

  • ролевые игры,

  • дискуссии,

  • тренинговые упражнения,

  • рисование,

  • конкурсы,

  • викторины,

  • тесты,

  • беседы,

  • мини-сочинения,

  • кл.часы.

  • праздники

Предлагаемые на уроках игры, сценки, юмористические тесты оживляют атмосферу занятий, создают эмоциональный тонус, содействуют усвоению материала.

Огромную помощь в изучении этикета оказывают мудрые мысли великих людей, пословицы и поговорки на заданную тему. Они являются подсказками в трудных ситуациях. Каждый урок начинается с мудрой мысли или поговорки по теме и является канвой занятия.

Ученикам предлагается вести дневники. В них страничка добрых дел и раздел «За что меня можно любить и за что меня можно ругать?». Учащимся предлагается делать сообщения, самим проводить занятия.







Программа основы этикета и искусства общения

Программа основы этикета и искусства общенияПрограмма основы этикета и искусства общения

Программа основы этикета и искусства общения

Программа основы этикета и искусства общения

Программа основы этикета и искусства общенияПрограмма основы этикета и искусства общенияПрограмма основы этикета и искусства общенияПрограмма основы этикета и искусства общения


Программа основы этикета и искусства общенияПрограмма основы этикета и искусства общения

Программа основы этикета и искусства общенияПрограмма основы этикета и искусства общения

Программа основы этикета и искусства общенияПрограмма основы этикета и искусства общения




  1. Словесные методы (игра - основной метод: творческая, сюжетно-ролевая,; этические беседы, лекции, уроки нравственности:, объяснение, консультация);

  1. демонстративно-наглядные (показ схем, фильмов, иллюстративного материала и т.д.);

  2. проблемно - поисковый метод (создание и постановка проблемных ситуаций, организация поисковой творческой деятельности; анализ полученной информации);

  3. посещение музея, просмотр спектаклей, организация творческих встреч; со священнослужителями, работниками полиции, пожарной охраны и медицинских учреждений;

  4. метод практической работы: чтение и обсуждение этических трудов и рассказов по этикету, наблюдение, анкетирование, тренинги.

  5. занятия с элементами социально-психологического тренинга, диагностика.

  6. драматизация, моделирование, проигрывание и анализ ситуации общения.







Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная

значимость:

  1. Освоение общих правил культурного поведения.

  2. Формирование личности, грамотно разбирающейся в основах владения чувствами, мыслями и эмоциями, способной противостоять различного рода непредвиденным обстоятельствам и умеющей свободно общаться с людьми разного возраста и пола.

  3. Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни.

  4. Формирование у подростков гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности.

  5. Формирование у подростков умений и навыков правового поведения.

Пройдя курс программы, учащиеся получают представления о специфике человеческого общения и, я надеюсь, захотят хоть что-то изменить в своих отношениях с окружающими людьми. Они учатся решать конфликтные ситуации и находить выход из затруднительного положения. Решение этических задач в форме разыгрывания сценок, игр, тестов позволяют практиковаться, проверять и закреплять свои знания и умения, в ненавязчивой форме вводить в привычку применение правил этикета.



Тематическое планирование уроков этикета


№ темы

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

История этикета

2

3

Основа этикета

2

4

Самое первое правило этикета

2

5

Волшебные слова - слова помощники

2

6

Магия улыбки

2

7

Положительные и отрицательные качества человека

2

8

Культура человека

2

9

Человек в обществе

4

10

Телефонный этикет

3

11

Мы принимаем гостей

6

12

Мы идем в гости

4

13

Творческий урок

2

14

Заключительное занятие

1

ИТОГО:

35

Программа основы этикета и искусства общения

10

© 2010-2022