- Преподавателю
- Классному руководителю
- Использование логических задач для развития мышления на уроках русского языка
Использование логических задач для развития мышления на уроках русского языка
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сёмина Н.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Жуковская основная общеобразовательная школа »
Сообщение для педсовета
на тему: « Использование логических задач для развития мышления на уроках русского языка ».
Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности и дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное - привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников и логическое мышления.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции.
Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.
Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример.
В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.
Подбери противоположные понятия:
большой - …
свет - …
радость -…
храбрость - …
быстрый - …
тусклый - …
день - …
сладкий - …
печальный - …
начало - …
длинный - …
ложь - …
победа - …
смерть - …
молодость - …
бодрый - …
В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.
лес - … - … - … - бор
кошка - … - мышка
Приставьте козе рога (рога - коза) рога - роза - коза.
Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот - ком - сом - сор - сыр
Доведите мышку до норки (мышка - норка)
Протяните мост через реку (мост - река)
Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка, брюки, платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик
Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
мальчик, клен, пень
лиса, варенье, лавка