Использование логических задач для развития мышления на уроках русского языка

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


« Жуковская основная общеобразовательная школа »







Сообщение для педсовета


на тему: « Использование логических задач для развития мышления на уроках русского языка ».




Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности и дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли.

Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное - привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.

Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников и логическое мышления.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции.

Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Подбери противоположные понятия:

большой - …

свет - …

радость -…

храбрость - …

быстрый - …

тусклый - …

день - …

сладкий - …

печальный - …

начало - …

длинный - …

ложь - …

победа - …

смерть - …

молодость - …

бодрый - …

В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.

лес - … - … - … - бор

кошка - … - мышка

Приставьте козе рога (рога - коза) рога - роза - коза.

Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот - ком - сом - сор - сыр

Доведите мышку до норки (мышка - норка)

Протяните мост через реку (мост - река)

Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза

чашка, тарелка, миска

рубашка, брюки, платье

морковь, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш

мальчик, клен, пень

лиса, варенье, лавка






© 2010-2022