- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект урока по математике Задачи на совместную работу
Конспект урока по математике Задачи на совместную работу
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Турава Н.А. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5 класс
Открытый урок по математике (ФГОС)
Автор: Турава Наталья Анатольевна,
учитель математики МОУ «Новомичуринская СОШ № 2» Пронского района Рязанской области
Тема: "Задачи на совместную работу"
Тип урока: открытие новых знаний.
Образовательные технологии: технология деятельностного метода.
Основные цели:
-
сформировать умение решать задачи на совместную работу по формуле и с использованием таблицы в простейших случаях;
-
повторить и закрепить понятие степени числа, навыки вычисления в дробных выражениях.
Планируемые результаты:
Личностные
- развивать умение слушать; ясно, точно, громко излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- формулировать представления о математике как способе познания.
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах.
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимою информацию).
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Учебник: Математика, 5 класс Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. «Математика, 5» - М. : Ювента, 2013.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, доска магнитная, ½ листа ватмана с приклеенными полосками двустороннего скотча.
Демонстрационные материалы: презентация, фрагмент мультфильма,шаги алгоритма, задачи на части(схемы).Приложение
Раздаточный материал: таблицы пустые 4 шт. для каждого ученика, цветные полоски для проведения рефлексии(по три цвета для каждого), маркеры( 1 на стол)
Содержание:
Этап урока
Деятельность учителя
1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности
Посмотрите всё ль в порядке ?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят ?
Все ли правильно глядят ?
Прозвенел сейчас звонок -
начинается урок !
-Ребята! Сегодняшний урок я предлагаю вам провести в деревне Простоквашино с любимыми героями российского мультфильма.
-Откройте тетради, запишите дату, «Классная работа».
Записывают в тетрадях дату и «Классная работа».
-А начать урок я хочу словами французского философа и математика Рене Декарта:
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
-Как вы думаете, почему он так сказал? Нам с вами нужно уметь размышлять?
-Потому что простое заучивание приносит меньше пользы, чем то знание, до которого додумываешься сам.
-Правильно. Если бы люди не размышляли, то никогда не сделали великих открытий - не полетели бы в космос, не изобрели бы компьютера и т. д.
-Поэтому нам с вами нужно уметь размышлять.
-
А вы хотите узнавать новое?
-
А как считаете,сможете это сделать?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
-Чтобы узнать что-нибудь новое, надо вспомнить старые знания, которые пригодятся нам для открытия нового знания.
- Угадайте ключевое слово всех наших последних занятий. У меня есть три подсказки:
В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:
- это частые прерывистые звуки…;
- это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья…;
- она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.
Это слово: ДРОБЬ.
-
Решим несколько задач на дроби по готовым схемам: (схемы вывешиваю на магнитах на доску)
(остальные работают в тетрадях)
-Теперь вспомним как решать небольшие дробные выражения:(вывешиваю на магнитах на доску)
Далее три человека у доски решают дробные выражения:(остальные работают в тетрадях, проверяют отвечающих у доски)
-У вас в домашнем задании была задача на работу :
Героям «Простоквашино» надо заготовить на зиму 90 поленьев дров. Матроскин с д.Фёдором могут выполнить эту работу за 10 часов, а Шарик - за 15 часов. За какое время выполнят эту работу наши герои, если будут работать все вместе?
-Справились? Заполните таблицу на экране. Объясните своё решение.
-Как называются задачи. Где кто-то выполняет некоторые действия, работает?
-Задачи на работу.
-А как назвать задачи,где идёт речь о работе сразу нескольких объектах?
-Задачи на совместную работу.
-Как вы считаете, в жизни встречаются такие ситуации, когда лучше работать вместе, чем по-одному?
-Да. Вместе работа выполняется быстрее, легче,веселее.
-Вот и кот Матроскин утверждает:
(видеофрагмент мультфильма «Совместный труд....»)
-Итак, запишите тему сегодняшнего урока «Задачи на совместную работу».
-Записывают тему урока в тетрадях.
-Если вы так успешно справились с домашней задачей, то может и со следующей справитесь быстро?
Почтальон Печкин может съесть коробку конфет за 2 минуты, Матроскин - за 3 минуты, а Галчонок - за 6 минут. За сколько минут они «уплетут» все конфеты вместе?
-Пытаются решить задачу, используя таблицу.
-Что у вас получилось? (выслушиваю варианты ответов)
3.Выявление места и причины затруднения
-Почему ответы разные? В чём состоит затруднение?
-Мы не знаем объём работы
4.Построение проекта выхода из затруднения
-Тогда сформулируйте цель нашего урока.
-
Вывести алгоритм решения задач на совместную работу, где неизвестен объём работы.
-
Научиться решать задачи на совместную работу, где неизвестен объём работы.
5.Реализация построенного проекта
-Действительно, не всегда в задачах на совместную работу известен объём работы, или его невозможно выразить в каких-то единицах измерения. Например,построить дом, сделать домашнее задание, сделать уборку в квартире и т. д.
-
Как же тогда можно обозначить всю целую выполненную работу?
-
Её можно обозначить единицей.
-
А чем тогда выразится производительность?
-
Частью.
-
Попробуйте теперь заполнить таблицу к предложенной задаче в пробном действии.
Заполняют таблицу, пробуют решить её.
-
Теперь из предложенных шагов составьте алгоритм решения таких задач.
Выходят к доске. Расставляют шаги алгоритма в правильном порядке.
Физминутка
-Давайте немного отвлечёмся от математики и разомнём свои мышцы.
Выше, выше подтянитесь,
Ну - ка плечи распрямите,
Поднимите, отпустите,
Вправо, влево поверните,
Рук, коленями коснитесь…
И тихонечко садитесь.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Итак, инструмент для решения таких задач у нас теперь есть. Значит ли, что мы уже умеем их решать?
-Нет. Надо потренироваться подействовать по этому алгоритму.
-Итак, решим следующие задачи, используя алгоритм и готовые пустые таблицы.
Корова сама может съесть стог сена за 3 месяца, а телёнку хватило бы его на 6 месяцев. Хватит ли им на двоих этого стога на два месяца?
Выходят к экрану, заполняют таблицу. Дорешивают задачи.
Дядя Фёдор сам может убрать дом за 12 часов, Матроскин - за 15 часов, а Шарик - за 20 часов.Узнав,что с курорта едут родители, они решили сделать уборку все вместе. Сколько времени у них уйдёт на это?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Ну что? Научились?
-А как проверить?
-Решить самостоятельно.
-Правильно, следующую задачу вы решаете самостоятельно и затем сами себя проверите, сверившись с эталоном.
Папа может сам вымыть всю посуду за 12 минут, а мама - за 6 минут. За какое время они вымоют посуду, если объединят свои усилия?
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют себя по эталону.
-Молодцы! Почти все справились успешно.
8.Включение в систему знаний и повторение.
-В оставшееся время предлагаю повторить ранее пройденный материал.
№ 579 из учебника.
Дробное выражение, записанное заранее на доске:
(4 5/8 * 3 1/5 + 4 5/8 * 2 4/5) / ( 4 5/8 * 6/7)
Выставляем оценки.
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Вспомните цель нашего урока.
-Достигли ли мы её?
-Запишите домашнее задание: № 612, 613; по желанию на отдельную оценку творческое задание «Придумать задачу на совместную работу с героями любимых мультфильмов и сделать к ней рисунок»
-А теперь вспомните весь сегодняшний урок, вспомните, как работали вы, что у вас получилось, что - нет, что было новым, а что просто вспомнили.
-Рефлексию урока предлагаю вам провести необычно.-На экране вы видите облако слов. Выберите из него одно или два слова, которые наиболее точно отражают ваши ощущения от урока.
-Напишите выбранное слово крупно печатными буквами на цветной полоске и прикрепите его на ватман.
Пишут маркерами на цветных полосках выбранные слова и приклеивают в листу ватмана.
-Таким образом у нас получилось «Облако слов» нашего урока.
-Спасибо всем за совместную работу!