Организация проектной деятельности в педагогическом колледже

В средних специальных образовательных организациях на современном этапе всё более широкое признание получает концепция, направленная на такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором обучение решает задачу вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность,моделирующую процесс их дальнейшего самообразования. Неотъемлемой частью этой концепции является проектная технология обучения. Роль студентов в учебном процессе принципиально меняется в работе на...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация проектной деятельности в ОБОЯНСКОМ

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ колледже

В средних специальных учебных заведениях на современном этапе все более широкое признание получает концепция, направленная на такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором обучение решает задачу вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования. Неотъемлемой частью этой концепции является проектная технология обучения.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка даже и не ощущается. Вспомните ответ С.Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».

Роль студентов в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, студент становится субъектом деятельности. При этом он свободен в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Для чего нужен метод проектов?

  • для осуществления компетентностного подхода;

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей обучающихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у студентов компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Это вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

  • разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

  • реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

  • оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

«Проект» в буквальном переводе с латинского означает «брошенный вперед».

Цель проектной деятельности - понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Учебный проект или исследование с точки зрения студента - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проблема проекта «Почему?».

Актуальность проблемы (это важно для меня лично) - мотивация.

Цель проекта «Зачем?».

Целеполагание (мы делаем проект).

Задачи проекта «Что?»

Постановка задач (для этого мы делаем).

Методы и способы «Как?»

Выбор способов и методов (мы это можем делать), планирование.

Результат «Что получится?»

Ожидаемый результат (как решение проблемы).

На каждом этапе роль преподавателя и студентов меняется.

1-й этап - погружение в проект.

Преподаватель

Студент

Формулирует

Осуществляют

  1. проблему проекта

  2. сюжетную ситуацию

  3. цели и задачи

  1. личностное присвоение проблемы;

  2. вживание в ситуацию;

  3. принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-й этап - организация деятельности.

Организует деятельность -

предполагает

Осуществляют

  1. организовать группы;

  2. распределить амплуа в группах;

  3. спланировать деятельность по решению задач проекта;

  4. возможные формы презентации результатов

  1. разбивку на группы;

  2. распределение ролей в группе;

  3. планирование работы;

  4. выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-й этап - осуществление деятельности.

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно

  1. консультирует студентов по необходимости;

  2. ненавязчиво контролирует;

  3. дает новые знания, когда у студентов возникает в этом необходимость;

  4. репетирует со студентами предстоящую презентацию результатов

  1. каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

  2. консультируются по необходимости;

  3. «добывают» недостающие знания;

  4. подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Принимает отчет

Демонстрируют:

  1. обобщает и резюмирует полученные результаты;

  2. подводит итоги обучения;

  3. оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений);

  4. рефлексию деятельности и результата;

  1. понимание проблемы, цели и задачи;

  2. умение планировать и осуществлять работу;

  3. найденный способ решения проблемы;

  4. дают взаимооценку деятельности и ее результативности

В нашем колледже накоплен большой опыт проектной деятельности. Это и участие студентов выпускных групп, обучающихся по специальности «Дошкольное образование» и получающих дополнительную подготовку «Руководитель физического воспитания» в ролевых проектах «Туристический поход», «Спортивный праздник» для детей дошкольного возраста и долгосрочный интегрированный проект «Живая связь времен» студентов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство и черчение».

Но я хочу чуть подробнее остановиться на проекте по изучению жизни и творчества курской поэтессы Лидии Шелест, над которым мы со студентами работали в течение этого учебного года.

Вы знаете, что для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Проблему желательно взять из реальной жизни, она должна быть знакома и значима для студента, ее решение должно быть важно.

Началось всё с вопроса: знакомо ли нам имя Лидии Шелест? Ее интересная судьба и творчество?

Меня это заинтересовало. Необходимо было заинтересовать студентов. С преподавателем литературы Юрьевой Л.Г. мы организовали проведение литературной гостиной по творчеству М.Цветаевой, чей юбилей отмечался не так давно, и в конце прозвучал вопрос: знаете ли вы, что поэты серебряного века - это не только Ахматова, Пастернак, Бальмонт, Цветаева, но и курская поэтесса Лидия Шелест, у которой с нашим городом Обоянью существует определенная связь. И могила ее находился на нашем городском кладбище.

Предложили взять почитать стихи Л.Шелест (ее сборник «Не заката хочу, а рассвета»).

Нашлись студенты, которых заинтересовали стихи. В предисловии к этому сборнику очень кратко были даны биографические сведения поэтессы. Этих сведений для студентов было недостаточно. Они захотели узнать о ней больше.

Так и выявилась проблема, определилась цель.

Наметили план действий:

  • поиск, сбор, систематизация информации (архив, краеведческий музей, библиотеки города, библиотека филиала Колледжа культуры);

  • коммуникативные отношения с целью получения информации.

Выяснилось, что жива дочь поэтессы, которая охотно пошла на общение с нами; ее внуки, которые бережно хранят память о знаменитой бабушке.

Общение с ними для наших студентов стало очень ценным. Одно дело - найти информацию в Интернете, а другое - живое общение, рассказ о фактах жизни, которые нигде не описаны. Тем более, что это общение оказалось чрезвычайно продуктивным: фотографии из семейного альбома были подарены. А участие в презентации книги Л.Шелест «Прислушайся к сердцу» в библиотеке им.Асеева стало убедительным доказательством студентам, что выбранная ими тема, действительно, важна и интересна не только им, но и многим людям. Познакомились на презентации с людьми, которые также занимаются изучением творчества Лидии Шелест, произошел обмен информацией, обмен опытом.

Мы взаимодействуем в рамках этого проекта с курским педколледжем и СОШ с.Зорино.

Следующим этапом стала презентация студентами исследования о жизни и творчестве Л.Шелест на Знаменских чтениях (достаточно результативно - диплом II степени).

Творчество Л.Шелест многогранно, и одна из студенток решила продолжить исследование более узко. Так на фестивале «Содружество молодых» («Петровские чтения: мир науки, взгляд в будущее» на секции «Литературное краеведение» представила свое исследование на тему «Обоянская тема в творчестве Лидии Шелест» (диплом I степени).

О заинтересованности студентов именно этой темой говорит тот факт, что для участия в творческих фестивалях «Студенческая весна Соловьиного края» и «Я вхожу в мир искусств» они также выбрали стихи Лидии Шелест.

Как видите, это участие тоже результативное.

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно действовать в дальнейшем.

Проект имеет продолжение.

Наши дальнейшие планы работы над проектом:

  • создание экспозиции о Лидии Шелест в музее Обоянского педагогического колледжа «От гимназии - к колледжу»;

  • исследование по темам «Война в стихах Л.Шелест», «Тема любви и разлуки;

  • проведение литературной гостиной для ОУ и района с приглашением родственников поэтессы;

  • поддержание в порядке могилы поэтессы на городском кладбище;

  • исследование жизни и творчество мужа Л.Шелест, писателя Бориса Башилова, чей юбилей будет отмечаться в этом году.

Данный проект, на мой взгляд, успешен, так как при оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности), хотя, мне кажется, положительной оценки достоит любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

© 2010-2022