Особенности использования интерактивных технологий в работе классного руководителя

Главная цель использования интерактивных форм обучения в том, чтобы помочь учителям средних школ Северокавказского региона организовывать сбалансированный воспитательный процесс, учитывающий как региональные культурные особенности, так и потребности развития многонационального российского государства, а также развитие у учителей школ региона навыков использования в процессе обучения интерактивных методов, способствующих развитию критического мышления, улучшению доступа детей к качественному сред...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ахромеева Н.П., заместитель директора по УВР МОУ СОШ №3 г.Буденновска

Вот уже более двадцати лет российские школы проходят через множество изменений и испытаний. Новые школьные стандарты, введение частного образования, интернационализация подходов к образованию, широкая коммерциализация школьного образования, принятие тестовой системы ЕГЭ - это далеко не полный перечень вызовов российской школе. Один из самых сложных вызовов заключается в том, что в обществе произошла смена ценностных ориентиров, связанных с демонтажем советской идеологии и заменой ценностями свободного рынка. Эти изменения далеко не всегда проходят безболезненно (как для детей, так и для взрослых) и привели к появлению существенных разногласий внутри общества в восприятии и переосмыслении основ поведения и ценностей жизни, и, как следствие, требований к образованию в школе.

В национальных республиках Северного Кавказа процессы трансформации школьного образования усложняются спецификой адаптации национальных культур к новым требованиям, особенностями образования на родном и русском языках, а также спецификой национальной идеологии. Одним из результатов проходящих в республиках школьных реформ стало наполнение процесса школьного обучения национально-региональным содержанием. Для достижения наибольшей эффективности этого процесса расширение представления школьников о культуре своего этноса должно быть сбалансировано предоставлением знаний о культуре народов России и мира - только таким образом можно формировать представление о современной культурной многовариантности Российского государства и мира в целом. С учетом многообразия культур и народов, населяющих Россию, школьникам должны быть привиты базовые национальные ценности в концепции межэтнического мира и согласия. Это сложный и многоплановый процесс, неотделимый от воспитания активной жизненной позиции будущих граждан, чувства патриотизма и ответственности за свою страну.

Распад СССР вызвал за короткий период времени огромные перемещения населения между вновь образованными странами. Российское государство, как правопреемник, на протяжении последних 20 лет находится в первой тройке стран мира, принимающих максимальное количество мигрантов (в большинстве своем из стран бывшего СССР). В самой России также велики внутренние перемещения населения, в том числе направленные из ряда национальных республик в российские регионы, причем некоторые из них связаны с вооруженными конфликтами.

Как воспринимаются последствия миграционных процессов учителями? Многие из них отмечают наличие тенденции развития гипертрофированного восприятия значимости своего этноса, поддержанной выпуском соответствующих региональных учебников по истории и географии родной республики и политикой республиканских властей. Такие процессы могут привести к развитию этнической нетерпимости и, как следствие, - к потенциальным конфликтам, поскольку дети, попадая в другую среду (например, в центральные регионы России) продолжают вести себя в соответствии с традициями своего народа, отличающимися от традиций русскоязычных территорий (например, особенно много нареканий может вызывать громкая речь, громкое включение национальной музыки и т. п.).

Таким образом, главная цель использования интерактивных форм обучения в том, чтобы помочь учителям средних школ Северокавказского региона организовывать сбалансированный воспитательный процесс, учитывающий как региональные культурные особенности, так и потребности развития многонационального российского государства, а также развитие у учителей школ региона навыков использования в процессе обучения интерактивных методов, способствующих развитию критического мышления, улучшению доступа детей к качественному среднему образованию и открывающих новые перспективы для педагогического творчества.

Исследования, проведенные в сельских и городских школах республик Северного Кавказа показали высокую уязвимость учеников в возможностях получения качественных знаний, предписанных программой и стандартами. Существуют три важные группы причин этого явления. Первая связана с отставанием материально-технической базы и оснащения процесса образования, вторая - с недостаточно высоким качеством знаний и компетенций самих преподавателей, третья - с низкой мотивацией учеников и их родителей к получению знаний.

В ходе проведения фокус-групп были выявлены свои «проблемные», или, как их называли учителя, - группы «неблагополучных детей». Это прежде всего, дети-инвалиды, дети с девиантным поведением, а в республиках, побывавших в условиях военных действий, - это и дети с поствоенным синдромом и инвалиды войны. Многих из этих детей часто скрывают дома, считая, что им не место в обычной школе. Возможности же посещения специализированных школ для них, особенно в сельской местности, - минимальны. Другая группа детей, испытывающих сложности с доступом к образованию, - это дети беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов. Все больше расширяется новая проблемная группа - дети из религиозных семей (среди которых преобладают девочки), так как они часто не имеют возможности закончить среднюю школу.

Еще одна категория детей, которая повсеместно была отмечена учителями как проблемная, связана с особенностями организации процесса образования в республиках. Это дети, непосещавшие детские сады и плохо говорящие по-русски. После введения стандартной системы тестов и ЕГЭ их возможности успешно сдать экзамены значительно сократились. Так, по мнению учителей, требования теста по русскому языку и литературе не учитывают различий в стартовой подготовке сельских и городских детей, а также тех, для кого русский язык не является родным.

В основе интерактивных методов лежат объективные, структурные проблемы, связанные с различиями в образе и уровне жизни людей в городах и сельской местности, миграция, этническая неоднородность, различный доступ к современным технологиям, рынку труда и т. п.

Проведенные в регионе исследования позволили выработать рекомендации для возможных проектов по улучшению качества образования. Одной из таких рекомендаций было повышение профессиональной компетентности учителей в области использования интерактивных образовательных технологий.

Цель активного использования интерактивных методов обучения - обучить тому, как можно снизить силу предубеждений, возникающих в моносреде этнического большинства, и улучшить общий климат общения в классе. Наиболее удобным способом внедрения «интерактивных методик» является применение их учителями в своих классных часах.

Общеизвестно, что классные часы, которые еженедельно проводят классные руководители, являются важным элементом в воспитании гражданина страны. При этом большое значение имеет как их тематика, так и методы, применяемые учителем при работе с учащимися. Темы данных классных часов могут быть предложены самими учителями исходя из их знания традиционных требований к этому виду деятельности.

Учащиеся, школьная администрация, родители ожидают от учителей творчества, создания таких ситуаций, в которых ученики проявляют инициативу и получают интересный для себя опыт. Учителя отмечали, что традиционные классные часы часто воспринимаются школьниками как потеря времени. Дети скучают, им не интересна зубрежка дополнительных стихов к праздникам. Для многих классных руководителей классный час часто превращается в мероприятие, на котором они должны заставлять немотивированных детей проявлять свою лояльность и восторг по поводу далеких от их интересов тем.

Классные часы с использованием интерактивных технологий основаны на признании индивидуальности и ценности каждого учащегося и направлены на развитие у всех участников воспитательного процесса понимания ценностей своего народа и российской нации, на осознанный и ответственный выбор поведения в соответствии с этими ценностями, включая готовность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию.

Особенно важно развить у учащихся умение критически оценивать как свои действия, так и действия окружающих, выявляя, какие из этих действий соответствуют принятым в обществе представлениям о добре и зле, должном и недопустимом. В ходе классных часов создаются ситуации, в которых учащиеся могли бы самостоятельно прийти к осознанию ценности существования различных мнений, традиций и обычаев. Признание этих ценностей неизбежно находит свое отражение в формировании осознанной нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, и требует развития навыков того, как противостоять этим действиям.

В соответствии с принципами компетентностного подхода в образовании, предлагаемые классные часы открывают новые возможности для вовлечения учащихся в реальную, личностно-значимую для них деятельность, в которой развиваемые убеждения и навыки закрепляются и становятся актуальными для самих обучающихся. Практически каждый проект классного часа содержит в себе учебные ситуации, способствующие развитию у детей навыков конструктивного общения в мире многообразия. Проекты интерактивных классных часов призваны помочь учителю достойно ответить на вызовы, с которыми сталкивается школа: агрессивное наступление рыночных отношений, социальная апатия и нетерпимость, гипертрофированное восприятие своего этноса, культуры и религии.

Список литературы:

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009.

2. Валерий Тишков - личный сайт//Культура и образование.

valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/puti_mira_/kultura_i_.html

3. Карабанова О. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания.

prosvpress.ru/2011/09/individualnyie-traektorii/#more-1532

4. Компас. Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи.

eycb.coe.int/compass/ru/contents.html

5. Компасито. пособие по обучению детей правам человека.

eycb.coe.int/compasito/ru/chapter_0/3_int.html

6. Я хочу провести тренинг. под ред. Степанова О., Голованова Т., Сигадулина. Москва: Детский фонд ООН ЮНИСЕФ, 2006.



© 2010-2022