- Преподавателю
- Классному руководителю
- Индивидуальный план самообразования по теме: «Эффективное развитие логического мышления у учащихся младших классов»
Индивидуальный план самообразования по теме: «Эффективное развитие логического мышления у учащихся младших классов»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бузунова Е.В. |
Дата | 10.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Индивидуальный план самообразования
по теме: «Эффективное развитие логического мышления у учащихся младших классов»
на 2012 - 2015 год
учителя начальных классов: Бузуновой Елизаветы Васильевны
2012-2013 учебный год
1) Доклад с практическими наработками «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать»;
открытый урок во 1 классе по математике «Обобщающий урок по теме «Сложение»;
2)Доклад с практическими наработками по проведению дидактико-интеллектуальных игр на уроках и во внеурочное время;
открытый урок во 2 классе по русскому языку «Словарная работа на уроке»;
3)Доклад с практическими наработками по проведению логических пятиминуток на каждом уроке с целью развития логического мышления младших школьников;
открытый урок по природоведению по теме: «Семейный бюджет»
Самообразовательная работа над темой:
-
Общешкольная тема: «Создание условий для личностно - ориентированного
подхода в обучении учащихся».
-
Индивидуальная тема самообразования: «Развитие логического мышления
младших школьников»
-
Работа над темой начата в 2012 году.
-
Предполагается закончить работу над темой в 2015 году.
-
Цели и задачи самообразования:
Основная воспитательная цель - передать свою увлечённость учебным процессом воспитанникам.
Я поставила перед собой задачи:
-
Разработать систему изучения новых тем и контроля знаний учащихся в младших классах.
-
Развитие познавательного интереса к обучению через игру, нетрадиционные уроки и внеклассную работу.
-
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля знаний учащихся.
-
Разработать систему контроля диагностики и мониторинга развития личностной сферы - мониторинг познавательных интересов; диагностика обучаемости и обученности, зоны ближайшего развития.
Ведущая идея моей педагогической практики - максимально раскрыть перед ребёнком спектр приложений общеучебных знаний, чтобы они поняли насколько удивительна, заманчива и всесильна различная наука.
Основные идеи в моей работе, это:
-
личностный подход к ученику;
-
обучение и воспитание в деятельности;
-
учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;
-
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
-
сотрудничество педагога и учащихся;
-
теория развивающего обучения (Л. В. Занков );
-
теория развития познавательного интереса (И. Гальперина, Щукина )
Цель моего самообразования:
-
Изучение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
-
Углубление знаний в области психологии детей;
-
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
-
Повышение общекультурного уровня.
Разработать программно - методическое обеспечение образовательного процесса:
-
Разработка календарно - тематического планирования обучения по предметам;
-
Разработки поурочного планирования по предметам;
-
Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по математике и информатике (в течение учебного года;)
-
Подбор из газет, журналов и пособий тренировочных упражнений по ведущим вопросам темы (в течение учебного года);
-
Сделать обобщение по программно - методическому обеспечению образовательного процесса на МО учителей начальных классов (июнь 2010 г);
-
Написать рекомендации по использованию опыта работы по данной теме для коллег, выступить на областном МО;
-
Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать с Интернет и из методической литературы) - проводить диагностику 1-2 раза в год.
Вопросы поставить на самоконтроль и отчитываться по мере необходимости на педагогических советах, МО школы, перед коллегами и директором школы по итогам полугодия.
-
Основные вопросы, намечаемые для изучения.
-
Углубление работы с учащимися требующих коррекции знаний и с «трудными учащимися». Научить применять каждого ученика стандартные знания в нестандартных ситуациях.
-
Укрепление материально - технической базы кабинета (учебник и дидактический материал - каждому ученику). Научить каждого ученика умению работать на компьютере.
-
Изучить и применять технологию модульного обучения на уроках.
-
Изучить программы и создать дидактический материал для информатики в начальных классах.
Литература по теме:
В течение года изучить литературу по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности урока» и «Формирование ИКТ (информационно - коммуникативные) компетентности школьников»
Книги:
-
«Нетрадиционные формы работы с родителями», Т. А. Фалькович и другие. Изд. «5 за знания », М. 2005 год;
-
«Мастерская учителя», сборник статей - общие методики. Изд. «5 за знания », М. 2005 год;
-
«Информатика и информационно - коммуникационные технологии: элективные курсы в предпрофильной подготовке», сборник планов и программ. Изд. «Просвещение», М. 2006 год.
-
«Нестандартные формы внеклассной работы», изд. «Учитель - АСТ», Волгоград, 2006 год.
-
Информатика в начальной школе. Н. Н. Ускова. Изд. «Владос», 2004 год.
-
«Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников», С.Г.Воровщиков, Е.В.Орлова и другие. Изд. «5 за знания», М. 2009 год;
-
«Основы интегрированного обучения» Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова Изд. Дрофа, 2008 год
-
«Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать» С.Г.Воровщиков, М.М.Новожилова Изд. «5 за знания», 2006 год
-
«Психология и воспитание» А.В.Мудрик РАО Москва 2006 год
Отчитаться о результатах изучения литературы на заседаниях при администрации школы по итогам года, на заседаниях школьного МО в июне 2015 г.
8.По данной теме предполагается изучить опыт - методистов:
Л. В. Занкова, Щукиной и учителей Русских Л. Л. и Лучниковой В. Я., а также изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов.
9.Творческое сотрудничество по теме самообразования с Институтом повышения квалификации Павлодарской области.
10. Практические выходы :
(доклады, рефераты) - на городской секции учителей начальных классов, на занятиях школьного методического объединения; на педагогических советах школы;
участие в конкурсах районных и областных по педагогическому мастерству.
Участие в системе школьной методической работы:
-
Участие в заседаниях МО школы по учебной и по внеклассной работе, в работе педагогических советов и МО района по начальным классам.
-
Подготовить задания «логические пятиминутки» на каждый урок.
-
Подготовить и провести недели начальных классов по предметам и по экологии.
-
Участие в неделе открытого урока (согласно общешкольного плана); открытых внеклассных мероприятиях (согласно общешкольного плана).
Что изучить?
Литература (Интернет-ресурсы)
Сроки
I.Изучение научно-профессиональной и учебно-методической литературы.
Стандарты образования. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2010.
Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010.
"О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе" (Письмо МО РК № 220/11-12 от20 . 02. 1999).
"Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (Письмо МО РК от 19 ноября 1998 № 1561/14-15).
"Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе" (Письмо МО РК и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).
standart.edu.ru/
В течение года
-
Изучение нормативных документов министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе.
-
Изучение литературы, описывающей реализацию единой методической темы школы, приоритетных направлений работы школы и задач Программы развития школы.
-
Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003
Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Казахстана . Астана 2010.
Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.
Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
В течение года
-
-
Изучение литературы, описывающей реализацию единой методической темы МО.
-
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8
schools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
vernadsky.dnttm.ru - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
В течение года
-
-
Изучение литературы, описывающей реализацию методической темы педагога.
-
Проектные задачи в начальной школе. Москва «Просвещение» 2010
Стандарты второго поколения. Проектная деятельность школьников.
Стандарты второго поколения. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. под ред. О.Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2009.
В течение года
-
-
Изучение педагогических инноваций, технологий.
-
Стандарты образования. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М. Просвещение, 2010.
Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009
В течение года
-
-
Изучение частно - предметных вопросов
-
Стандарты второго поколения. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2010
Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. - М.: Ювента, 2009.
В течение года
II. Изучение опыта коллег.
-
-
Обучение на школьных
-
-
-
педчтениях:
-
«Школьные педагогические чтения «Весенний педагогический марафон».
-
-
педсоветах:
-
-
«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»;
-
«Мастерство педагогического коллектива по укреплению духовного, физического и психологического здоровья школьников».
-
-
семинарах:
-
Районный практико-ориентированный семинар «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, имеющих трудности в обучении»;
-
-
Обучение на методических спецкурсах педагогов школы
-
Обучение на заседаниях МО.
-
4. Изучение опыта коллег на открытых учебных занятиях, внеклассных мероприятиях школы и города.
Выводы июнь 2015 года. Отчет будет предоставлен в виде методического пособия по теме самообразования.
2015 год
ноябрь
март
январь
6