Программа гражданско - патриотического воспитания молодёжи

 Гражданско-патриотическое  воспитание подрастающего поколения – это одно из приоритетных направлений в системе воспитания. Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Духовный ч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Михалевич Наталья Ивановна -

заместитель директора по воспитательной работе

Муниципального казенного образовательного учреждения

Северного района

Новосибирской области

Гражданцевской средней общеобразовательной школы

























ПРОГРАММА



гражданско-патриотического воспитания детей и

молодёжи



«Моя Родина - Россия»

















  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения - это одно из приоритетных направлений в системе воспитания.

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Духовный человек - это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.

Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Гражданско - патриотическое становление обучающихся, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Важнейшей задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Данная программа гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательного учреждения.


  1. Цели и задачи программы

Цель данной программы: Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы, семьи и социума села, района главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью - совместное обеспечение условий для гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся: для воспитания в нем личности, гражданина, патриота своей Родины.


Задачи программы:


  1. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания с учётом историко-культурных ценностей, обычаев и традиций нашей Родины.

  2. Внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы.

  3. Оказание помощи семье в решении проблем в гражданско-патриотическом воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей.

  4. Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.

  1. Основные направления реализации программы

-Разработка содержания учебных дисциплин в интересах привития учащимся базовых национальных ценностей.

-Создание кружков, спортивных секций, объединений по интересам творческой направленности.

-Разработка положений и условий конкурсов, конференций, состязаний и обеспечение массового участия в них учащихся.

-Деятельность ученического самоуправления.

-Разработка диагностических методик и внедрение их в практику образовательно-воспитательного процесса.

-Реализация функции образовательного процесса в ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ развитии и воспитании обучающихся.

-Укрепление материально-технической базы Музейной комнаты.


  1. Основные формы деятельности:

1. Учебная деятельность по предметам.

2. Система классных часов, нетрадиционных уроков.

3. Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.

4. Работа школьной Музейной комнаты, обогащение его экспозиций.

5. Конференции, семинары, концерты, праздники.

6. Система мероприятий школьной библиотеки, совместное проведение мероприятий с сельской библиотекой.

7. Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.

8. Участие в районных, региональных, международных конкурсах, смотрах

9. Организация родительского всеобуча.

10. Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий.

11.Выставки творческих работ.

12.0рганизаиия работы школьного самоуправления.

13.Участие в акциях, неделях добра.

14.Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми посёлка, района, шефство над людьми пожилого возраста.

15.Организация экскурсий в музей района, П.П. Бажова (село Бергуль), церковь в селе Северном, встреча с духовным наставником.


5. Основные участники программы:

-Директор школы;

-Заместители директора учебной, воспитательной работе.

-Педагоги- предметники.

-Классные руководители.

Руководители клубов, кружков, секций.

-Старшая вожатая школы.

-Руководитель Музейной комнатой.

-Родители и родительские комитеты классов.

- Общественные организации, социальные службы села Гражданцева.

-Обучающиеся 1-11 классов.

-Воспитанники группы дошкольного образования.

-Воспитатели группы дошкольного образования.


6.Социальные связи:

Администрация района, сельского совета.

Управление Образования района.

Отдел культуры администрации района.

Комитет по делам молодежи.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Подразделение по делам несовершеннолетних РОВД.

ДДТ.

ДЮСШ.

Совет ветеранов.

Библиотека.

Отдел опеки и попечительства.

Соцзащита.

Сельский Дом Культуры.


7. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнёрства;

- индивидуально-личностного развития;

- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

- социальной востребованности воспитания

8. Базовые национальные ценности:

В основе принципов гражданско-патриотического воспитания лежат основные признаки нравственности, патриотизма и гражданственности.

9. Традиционными источниками патриотизма являются:

Россия, многонациональный народ Российской федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Традиционным источникам патриотизма определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение к Отечеству;

- гражданственность - Служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям. Институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука - ценность знаний, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии - представление о вере, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления реализации гражданско - патриотического развития и воспитания:

Реализация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям.

духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении;

повышение культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству;

усвоение высоконравственных норм поведения, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

принятие личностью базовых национальных ценностей, формирование чести, ответственности и коллективизма, воспитание правовой культуры и законопослушания, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу;

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за отчизну перед прошлым, настоящим и будущими поколениями;

формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, активной социальной позиции;

художественно-эстетическое- эстетическое воспитание базируется на соединении в единые блоки учебных и внеурочных форм деятельности: изучение гуманитарных дисциплин, эстетики и занятий музыкой, искусством танца, живописью, дизайном. В ее в основе лежит познание ребенком материала от ощущений через эмоции к ассоциации, к анализу, а затем к творчеству.

Художественно-эстетическая деятельность является способом проявления потребностей самовыражения и самоутверждения. В учебной деятельности это реализуется через уроки ИЗО, музыки.

Формирование эстетического восприятия искусства и действительности, давать правильную оценку эстетическим явлениям, стремление вносить красоту в жизнь, стать творцом красоты реализуется в основном во внеурочной сфере жизнедеятельности. Во внеурочной художественно-эстетической деятельности учащихся школы происходит формирование образов:

Я - эстетическое восприятие: Я воспринимаю, Я восхищаюсь, Я испытываю удовольствие.

Я - в художественном творчестве: Я творю, Я выдумываю, Я пробую.

Научно-познавательное (интеллектуальное)- это направление имеет особую значимость в школе, т.к. идет накопление знаний о мире, влияющих на развитие познавательных способностей. Обучающиеся приобретают навыки самообразования и научной организации интеллектуального труда. Это направление предполагает не только развитие у обучающихся интеллектуальных способностей, но и всех субъектов воспитательного процесса - педагогов и родителей через различные формы, методы, приемы.

Гражданско-патриотическое - данное направление направлено на осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении государства, его защите от внешних угроз;

понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

воспитание беззаветной любви и преданности своему Отечеству, своей малой родине, гордости за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Спортивно-оздоровительная - формирование осознанного понимания необходимости вести здоровый образ жизни, мотивация на устойчивое развитие и самосовершенствование себя самого;

приобщение всех обучающихся к различным формам физической культуры путём привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, состязания

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противостоять.

Кроме этого, оно предусматривает организацию интересного и плодотворного досуга во внеурочное и каникулярное время путём проведения различных спортивно-массовых мероприятий. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической направленности.

Экологическое - научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни, обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивать природные задатки и способности детей;

воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека;

формирование культуры отношения к растениям и животным на идеях гуманистической педагоги и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития сознания;

формирование у детей культуры общения с животными, отношение к растительному миру как части экологической культуры;

освоение опыта практического применения знаний и умений о растительном и животном мире;

осознания угрозы жизни людей, экологической катастрофы.

В ходе данной деятельности изучается экологическое состояние села, Района, прокладываются экологические тропы и маршруты, на которых проводится экскурсионная работа, учебно-познавательная и учебно-исследовательская деятельность.

Осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к окружающей среде. Среди которых экологические праздники, викторины, конкурсы в рамках Дней защиты от экологической опасности

Правовое воспитание базируется на соединении учебных и внеурочных форм деятельности:

повышение уровня правовой культуры обучающихся через уроки истории, права, обществознания.

пропаганда правовых знаний через конкурсы, викторины, встречи с работниками правоохранительных органов;

формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формированию власти и участию в государственных делах;

формирования навыков управления и культуры управления через организацию и деятельность ученического самоуправления;

воспитание законопослушности и сознательно поддерживаемого правопорядка обучающимися.

Трудовая деятельность- формирование трудовых навыков на уроках трудового обучения в младших и средних классах и профессионального труда в старших классах:

воспитание уважения к труду, трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей, предприимчивости, самостоятельности, творческого подхода к работе;

воспитание в личности обучающихся понимания конкурентоспособности, умения реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе;

формирование психологической установки и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа реализации человека;

вооружить обучающихся основными трудовыми навыками и умениями (политехническими, по самообслуживанию);

стремление к созиданию на благо Родины;

профориентация, уважение к любой профессии.

10. Прогнозируемые результаты программы

- создание системы гражданско - патриотического развития и воспитания на основе единства деятельности школы и различных структур;

- активизация деятельности населения посёлка, района по воспитанию молодежи на духовно-нравственной, трудовой, культурной основе;

- совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве;

- создание системы социально-педагогической и психологической защиты детей и подростков;

- оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;

- формирование образа выпускника - социально значимой личности.

11. Этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 5 лет.

I этап: проектный - 2011-2012 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический - 2012-2014 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными школами города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический -2014-2015 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

Обобщить результаты работы школы.

Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

Спланировать работу на следующий период.

Литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.

4. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

5. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.6.

6. ПРОГРАММА гражданского и патриотического воспитания учащихся «Мы - дети России». Быценко К. А.,зам. директора по воспитательной работе.

План

основных мероприятий по реализации

Программы гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи

п\п

Мероприятия

Период

исполнения

Ответственные

1.

Изучение проектов постановлений, распоряжений, программ, положений, приказов, планов мероприятий по организации гражданско-патриотического воспитания граждан.

В течение учебного года

Администрация школы

2.

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы.

В течение учебного года

Руководители методических объединений, учителя-предметники

3.

Создание «методической копилки» разработок и сценариев мероприятий и классных часов с патриотической направленностью.

В течение учебного года

Методическое объединение классных руководителей, заместитель директора по воспитательной работе

4.

Изучение государственной символики Российской Федерации

В течение учебного года

Классные руководители

5.

Проведение воспитательных мероприятий и игр:

  • игра «Зарница»;

  • конкурс «А ну-ка, парни!»;

  • смотр строя и песни;

  • игры-конкурсы «Знай и люби свой родной край», «Русский мир»;

  • праздник, посвященный Дню защитника Отечества

По плану

Учителя физической культуры, истории, зам. директора по воспитательной работе, ответственная за Музейную комнату.

6.

Проведение Уроков мужества - дни Воинской Славы:



Программа гражданско - патриотического воспитания молодёжи

Программа гражданско - патриотического воспитания молодёжи

-18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

-21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

- ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год);

-10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

-9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

-24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);

-11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

-8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

-1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

-23 февраля - День защитника Отечества;

-5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

-2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

-23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

-27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

-9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).


По плану

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, старшая вожатая школы, учителя истории, заведующая Музейной комнатой.

7.

Классные часы, беседы, лекции, праздники (Памятные даты):

1 января - Новый год.

13 января - День российской печати.

25 января - День студентов (Татьянин день) .

8 февраля - День российской науки.

14 февраля - День Святого Валентина (День всех влюбленных).

21 февраля - Международный день родного языка.

8 марта - Международный женский день

2 апреля- День единения народов Беларуси и России.

12 апреля - День космонавтики

1 мая - Праздник весны и труда.

6 мая - День Святого Георгия Победоносца, покровителя воинства Российского.

7 мая - День радио.

9 мая- День Победы.

18 мая - Международный день музеев.

24 мая - День славянской письменности и культуры.

27 мая - День Петербурга. Всероссийский день библиотек.

6 июня - Пушкинский день России.

12 июня- День России.

22 июня - День памяти и скорби.

25 июня - День дружбы, единения славян.

27 июня - День молодежи России.

8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности.

22 августа - День Государственного флага Российской Федерации.

1 сентября - День знаний.

5 октября - День учителя России.

4 ноября - День народного единства.

30 ноября - День матери России.

9 декабря - День героев Отечества.

12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

По плану

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, старшая вожатая школы, учителя истории, заведующая Музейной комнатой.

8.

Выпуск тематических стенгазет к памятным датам истории Отечества.

По календарю

Заместитель директора по ВР.

9.

Организация туристических автобусных экскурсий по родному краю.

По плану внеурочных мероприятий

Заместитель директора по ВР.

Классные руководители

10.

Выставка детских рисунков

«Я люблю тебя, Россия»

По календарю

Старшая вожатая школы

11.

Организация лектория для родителей.

По плану

Координатор по работе с родителями, классные руководители

12.

Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников.

По плану

Руководитель методического объединения классных руководителей

13.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации, на сайте школы.

В течение учебного года

Заместитель директора по воспитательной работе

14.

Уборка школьной территории, в сквере Победы.

Весна, осень.

Классные руководители.

15.

Проведение спортивных праздников, соревнований.

По плану

Учитель физической культуры, руководители спортивных секций, учитель - организатор основ безопасности жизнедеятельности.

16.

Встречи с духовным наставником при церкви в районном центре села Северного.

В течение учебного года.

Учитель курса ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.

17.

Участие в областных акциях.

По плану

Заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая школы, классные руководители.

18.

Акция «Ветеран живет рядом».

Ежегодно

Классные руководители, старшая вожатая школы.

19.

Конкурс чтецов «Дети о войне».

ежегодно

Учителя литературы, классные руководители.

20.

Совещание для классных руководителей «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования».

По плану

Руководитель методического объединения классных руководителей

21.

Организация традиционных встреч:

- ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

- с вдовами погибших на войне;

- с воинами-интернационалистами;

- с призывниками.

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, старшая вожатая школы.




© 2010-2022