Программа Равнение на Победу!

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 им. А.А. ПЕРФИЛЬЕВА



Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №14 от 30.08.2014 №270


Утверждаю:

Директор МБО СОШ №14

________________С.Н. Жигарев




Программа

РАВНЕНИЕ - НА ПОБЕДУ!


(Лагерь-экспедиция

гражданско-патриотического направления)



Возраст участников: 12-16 лет





Авторы:

Е.В. Ерёмина учитель географии


Г.Ф.Заворотная, педагог дополнительного образования


Адрес учреждения:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 14

имени Героя Советского Союза Анатолия Перфильева

Владимирская область

г. Александров

улица Перфильева, дом 3-А


2014 г.

  1. Краткая аннотация программы.

Программа «Равнение на Победу» разработана в 2014 г.

Основная цель - Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством туристической и -поисково-исследовательской деятельности.

Общее количество участников, охваченных данной программой - 30 человек в возрасте 12-16 лет, обладающих навыками и умениями начальной туристической подготовки и поисково-исследовательской деятельности.

Программа реализуется в три этапа.

В рамках основного этапа (июнь-июль) участники экспедиции проходят 200 км по дорогам Александровского района Владимирской области и Велижского района Смоленской области, посещая места боевой славы, братские могилы, в которых захоронены земляки. На маршруте ведется поисково-исследовательская работа, уточняются данные о местах захоронения и перезахоронения александровцев.

Основная форма реализации программы - палаточный лагерь-экспедиция.

Разнообразие форм деятельности, представленных в программе, позволяет предположить достижение положительного результата в процессе ее реализации.


  1. Обоснование значимости программы.

Современное развитие России поставило перед обществом задачу духовного возрождения. Особая роль в решении данной проблемы отводится гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

С целью воспитания у молодежи чувства патриотизма и гражданской позиции через соприкосновение с военной историей, приобщение к трудовому и ратному подвигу народа, равнение на его лучших представителей, в 2014 году была разработана программа лагеря-экспедиции «Равнение на Победу».

Мы остановили свой выбор на этой форме организованного отдыха детей и молодежи, т.к. лагерь-экспедиция требует минимальных затрат и дает высокий педагогический эффект.

Реализация данной программы позволит продолжить изучение боевого пути 1115 сп 332 сд 4 Ударной Армии Калининского фронта, поисково-исследовательскую деятельность по сбору информации о воинах - александровцах данного полка, погибших на Смоленщине в период ВОВ, начатую в 2011г. в рамках программы«Гражданско-патриотического воспитания учащихся в МБОУ СОШ №14 на 2011- 2015 года»

  1. Цели и задачи.

Цели:

1. Гражданско-патриотическое воспитание подростков через туристско-краеведческую и поисково-исследовательскую деятельность.

2. Создание оптимальных условий для самореализации детей через организацию их полноценного отдыха и досуга в учебное и каникулярное время.

3. Увековечивание памяти защитников Отечества.

4. Физическое развитие и оздоровление детей средствами туризма.

Задачи:

1. Проведение туристических походов по Александровскому району Владимирской области.

2. Проведение поисково-исследовательской экспедиции «По дорогам боевой славы» по Велижскому району Смоленской области.

3. Знакомство с городами Москва, Смоленск.

4. Участие в турслете АЦДЮТиЭ.

5. Закрепление умений и навыков туристической деятельности и поисково-исследовательской работы в экстремальных условиях.

6. Проведение операции «Обелиск».

7. Изучение подвигов героев-земляков и посещение их малой родины.


  1. Механизм реализации программы.


1. Концептуальные подходы.

Деятельность лагеря-экспедиции основывается на следующих принципах:

  • комплексного подхода (оздоровление, досуг, исследовательская трудовая деятельность);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • доступности;

  • добровольности, при условии полного самоуправления и самообслуживания подростков;

  • обучение и воспитание в коллективе.

2. Основное содержание.

Представленный проект предусматривает участие детей в различных видах деятельности, то способствует созданию условий каждому ребенку познать и реализовать себя в соответствии со своими наклонностями и способностями в любом из предлагаемых видов деятельности.

2.1. Поисково-исследовательская деятельность.

Работа с «Книгой Памяти».

Работа с архивными документами.

Фиксирование на карте мест захоронения земляков.

Проведение опроса родственников погибших, местных жителей исследуемых населенных пунктов.

Установление хронологии боевых действий на территории Велижского района Смоленской области.

Фотосъемка.

2.2. Туристическая деятельность.

Ориентирование на местности по карте и компасу, движение в заданном направлении.

Составление «временной ленты» и простого описания маршрута.

Отработка элементов туристической техники, основных способов преодоления естественных препятствий.

Организация движения на маршруте.

Организация ночлегов и привалов.

2.3. Общественно-полезный труд.

Облагораживание территории вокруг обелисков памяти павших в годы ВОВ.

Посильная помощь ветеранам войны.

2.4. Экскурсионная работа.

Экскурсия в музей Вооруженных Сил, на Поклонную гору (г. Москва).

Экскурсия в школьные музеи Боевой Славы г. Александрова, г. Струнино.

Посещение мемориалов, памятников, монументов, обелисков, образцов боевой техники и вооружений в городах и населенных пунктах, увековечивающие память погибших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Посещение музея Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) г. Смоленск, краеведческого исторического музея г. Велиж.

Посещение воинской части п. Арсаки.

2.5 Досуговая деятельность.

Ролевые игры.

Участие в турслете.

Краеведческие конкурсы.

Вечера у костра.


  1. Основные этапы и сроки реализации программы.

Реализация данной программы условно подразделяется на три этапа:

  • подготовительный;

  • основной;

  • заключительный.

1. Подготовительный этап (апрель - май 2014 г.).

1. Комплектование групп. Анкетирование и тестирование участников с целью выявления их склонностей к отдельным видам поисково-исследовательской деятельности.

2. Работа с «Книгой Памяти» и картотекой военкомата г. Александрова с целью выявления мест захоронения александровцев - участников ВОВ на территории Велижского района Смоленской области и установление информации о семьях погибших.

3. Изучение литературы по теме «Смоленщина в годы ВОВ», составление хронологии боевых действий 1115 сп в ходе боев за освобождение Смоленской земли (1942 - 1943 гг.).

4. Разработка с учащимися подробных маршрутов и графиков лагеря-экспедиции.

5. Участие в городской «Вахте Памяти».

6. Подготовка личного и общественного снаряжения.

7. Подготовка маршрутных документов, подача документов в МКК.

8. Медицинское обследование.

9. Инструктаж по ТБ.

2. Основной этап (июнь - июль 2014 г.).

I смена.

1-2 дни - Лагерь дневного пребывания на базе школы № 14 Общее собрание детей и родителей.

3 день - Однодневный пешеходный поход по маршруту: г. Александров - д. Новинки - д. Холопово - д. Крутец - г. Александров. Опрос жителей.

4-7 дни - Тренировки по технике пешеходного туризма, по ориентированию. Подготовка к туристическому слету.

8-9 дни - Участие в туристическом слете. Вечер у костра. Купание.

10 день - Лагерь дневного пребывания на базе Центра. Встреча с родственниками погибших на Смоленщине.

11 день - Пешеходный поход по маршруту: г. Александров - д. Мошково - д. Следнево - д. Соколово - г. Струнино - г. Александров.

12 день - Экскурсия в музей Боевой Славы школы №14. Устный журнал «Герои - наши земляки».

13-14 дни - Пешеходный поход по маршруту: г. Александров - г. Карабаново - д. Степково - д. Коведяево - д. Алабухино - д. Зеленцино - г. Александров.

15 день - Экскурсия в воинскую часть с. Арсаки.

16-18 дни - Пешеходный поход по маршруту: г. Александров - ст. Мошнино - д. Сивково - д. Степаниха - д. Зубарево - г. Александров.

19-21 дни - Лагерь с дневным пребыванием на базе школы № 14. Встречи с родственниками погибших на Смоленщине.

II смена.

1-2 дни - Лагерь дневного пребывания на базе школы № 14. Общее собрание детей и родителей. Подготовка к экспедиции.

3-4 дни - Проезд по ж/д г. Александров - г. Смоленск, автобусом г. Смоленск - г. Велиж. Пешеходный переход г. Велиж - д. Верхнее Красное. Обустройство временного палаточного лагеря.

5 день - Пешеходный переход д. Верхнее Красное - д. Холмы - д. Замошье - д. Верхнее Красное.

6 день - Проезд автобусом д. Верхнее Красное - д. Верховье. Пешеходный переход д. Верховье - д. Беляево - д. Миловиды - д. Никоны - д. Ананчено. Исследование деревень.

7 день - Пешеходный переход д. Ананчено - д. Мокрая Нива - д. Цыганы. Посещение братских могил.

8 день - Пешеходный переход д. Цыганы - д. Плоское - д. Печенки - д. Васюки - д. Саксоны.

9 день - Знакомство с г. Велиж. Работа в архивах Велижского райвоенкомата. Посещение краеведческого музея, памятников истории, воинских кладбищ и братских могил.

10 день - Пешеходный переход г. Велиж - д. Узвоз - д. Маклок - д. Ехны. Исследование деревень.

11 день - Пешеходный переход д. Ехны - д. Белоусово - д. Рудомые - д. Селезни. Исследование деревень.

12 день - Пешеходный переход д. Селезни - д. Рудня - д. Заозерье - д. Панево - д. Чепли.

13 день - Пешеходный переход д. Чепли - д. Филимоново. Полудневка. Обустройство временного палаточного лагеря.

14 день - Пешеходный переход д. Филимоново - д. Бакланово.

15 день - Проезд автобусом д. Бакланово - г. Демидов. Посещение мест захоронения земляков. Проезд автобусом г. Демидов - г. Смоленск.

16-17 дни - Знакомство с городом-героем Смоленском.

18-19 дни - Проезд ж/д г. Смоленск - г. Москва - г. Александров.

20-21 дни - Лагерь дневного пребывания на базе школы № 14.

3. Заключительный этап (август - ноябрь 2014 г.).

1. Обработка и систематизация собранного материала.

2. Оформление отчета экспедиции.

3. Оформление фотовыставки «По дорогам боевой славы», фотоальбома «Память, высеченная в камне».

4. Освещение работы экспедиции в СМИ.

5. Подготовка докладов учащихся к краеведческим конференциям в рамках движения «Отечество».


  1. Кадровое обеспечение программы.

Руководители лагеря-экспедиции::

Ерёмина Елена Викторовна, учитель географии школы № 14; руководитель объединения «Поиск»; автор программы: «Память сердца», «Мир русской деревни»; руководитель поисково-исследовательской экспедиции «По дорогам войны» (2010 год ).


  1. Предполагаемые конечные результаты, их социальная значимость и целесообразность.

В реализации программы примут участие 30 детей.

Относительно дешевый отдых в условиях полевого палаточного лагеря-экспедиции позволит участвовать в проекте детям из многодетных, неполных, малообеспеченных семей; поисково-исследовательская экспедиция создаст условия для самореализации одаренных детей, проявляющих повышенный интерес к истории края.

В ходе реализации программы могут быть достигнуты следующие результаты:

1. 30 подростков на практике закрепляют навыки поисково-исследовательской работы и туристические умения.

2. Участники экспедиции пройдут 150 км по местам боев 1115 сп 332 сд 4 УА Калининского фронта на территории Велижского района Смоленской области.

3. Собранные материалы позволят:

  • уточнить места захоронений и перезахоронений александровцев на территории Велижского района Смоленской области;

  • пополнить фонды музея Боевой Славы школы №14 г. Александрова;

  • создать новые экспозиции к 60-летию Победы;

  • пополнить банк данных для книги об александровцах - участниках ВОВ;

  • создать фотоэкспозицию «По дорогам боевой славы»;

  • оформить фотоальбом «Память, высеченная в камне»;

  • подготовить доклады для краеведческих конференций в рамках движения «Отечество».

4. В ходе операции «Обелиск» будут приведены в порядок территории близ памятников героям ВОВ.

5. Участники экспедиции получат первый юношеский разряд по туристическим походам.

6. Оздоровление, личностное и физическое развитие участников программы.


  1. Результаты реализации программы на настоящий момент.

1. Установлена связь с Советом ветеранов г. Александрова, военными комиссариатами г. Александров, г. Смоленск, г. Велиж.

2. Совместно с Советом ветеранов организованы поездка в Музей Вооруженных Сил г. Москва, встречи с участниками ВОВ.

3. В процессе работы над «Книгой Памяти» составлен список александровцев - участников ВОВ, погибших в Велижском районе Смоленской области. Проведена работа в архиве военного комиссариата г. Александрова по сбору информации о семьях погибших. На основании полученных данных разработаны маршруты экспедиций по Александровскому району Владимирской области и Велижскому району Смоленской области.

4. Сделан запрос в военный комиссариат г. Велиж о местах захоронений и перезахоронений земляков.

Смета расходов на реализацию программы

«Равнение на Победу».

№ п/п Название статьи Общая сумма расходов в рублях

Финансирование Другие

1. Питание 8.000 30.050

2. Проживание 2.250 --

3. Экскурсионные

расходы. 500 1.000

4. Фотоуслуги. 1.500 1.000

5. Канцтовары. 1.000 500

6. Приобретение

снаряжения 2.000 4.000

7. Транспортные

расходы 14.500 --

ИТОГО: 29.750 36.550


© 2010-2022