- Преподавателю
- Классному руководителю
- Консультация для родителей по введению ФГОС НОО
Консультация для родителей по введению ФГОС НОО
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Анциферова А.В. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Консультация для родителей по введению ФГОС
Уважаемые родители!
За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
В настоящее время целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 11 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте standart.edu.ru
ФГОС НОО призван обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования (standart.68edu.ru/)
Стандарт выдвигает три группы требований:
-Требования к результатам освоения ООП НОО;
-Требования к структуре ООП НОО;
-Требования к условиям реализации ООП НОО.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Выделяют следующие виды УУД:
-
Личностные
-
Регулятивные
-
Познавательные
-
Коммуникативные
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Выделяют три вида личностных действий:
- личностное, проффесиональное, жизненное самоопределение;
- Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение (смысл) имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
- Нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия обеспечивают школьникам организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно);
- планирование (составление плана и последовательности действий);
- прогнозирование (предвосхищение результата)
- контроль
- коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия и результата);
- оценка
- саморегуляция (способность к волевому усилию, к преодолению препятствий).
Познавательные УД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные УД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- постановка и формулирование проблемы.
Логические УД:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез - составление целого из частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез (предположений) и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К ним относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников);
- постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий);
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
УУД представляют собой целостную систему. Их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и т.д.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
К концу обучения в начальной школе складывается портрет выпускника:
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
любознательный;
-
владеющий основами умения учиться;
-
готовый самостоятельно действовать;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.