Мы-граждане России!

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства» .Рекомендуется использовать в начальной школе 2 сентября на Всероссийском уроке, посвященном 20-летию Конституции РФ.Предназначена для обучающихся 2-4 классов. Она даёт возможность представить серьёзный материал в доступной форме. Использование компьютерных технологий позволяет обеспечить лучшую осознанность и осмысленность по той информации, которую учитель хочет донести до школьников. Компьютерн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеполянская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан


Классный час:

«Мы- граждане России!»

(20-лет Конституции Российской Федерации)


Мы-граждане России!

Выполнила:

Шишкина Людмила Геннадьевна

учитель начальных классов



октябрь 2013

Пояснительная записка
Обоснование целесообразности использования компьютерных технологий.

Компьютерная презентация содержит материал для проведения классного часа по этой теме.
Презентация предназначена для обучающихся 1классов. Она даёт возможность представить серьёзный материал в доступной форме. Использование компьютерных технологий позволяет обеспечить лучшую осознанность и осмысленность по той информации, которую учитель хочет донести до школьников. Компьютерная презентация выступает как наглядный метод обучения, который в сочетании со словесными методами выступает и как средство обучения.

Цель: расширить представление о Конституции, символики России.


Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;
объяснить основные обществоведческие понятия;
развивать познавательный интерес к своей Родине;
воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
воспитывать патриотические чувства;
формировать чувство гордости за свою страну;

Методы: рассказ учителя, беседа с учащимися, игры.

Оборудование: Конституция России. Государственные символы России - герб, флаг, гимн; компьютер, проектор, экран, карточки с изображением флага и герба.





Ход занятия

  1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу.

Нарядные, парадные, такие ненаглядные.

Причесанные с бантиками девочки сидят.

И мальчики отличные, такие симпатичные,

Такие аккуратные на нас сейчас глядят.

Учитель: А почему вы такие нарядные, какой сегодня праздник? (Ответы детей)

.1ученик.

Каждый год бывает осень…

Для детей учебный год

Начинается с дня знаний,

Торжествует весь народ!

2 ученик

Поздравляем вас, ребята!

Будьте радостны всегда,

Пусть для вас веселой будет

Эта школьная пора!

3 ученик.

С удовольствием учитесь,

Получайте только пять,

Ну а добрый наш учитель

Будет в этом помогать!

4 ученик.

Пусть все будет получаться,

Все задания легки,

Превращаются пусть в радость

Все ответы у доски.

5 ученик.

Дневники не знают двоек,

Самым дружным будет класс,

А проблем и разногласий

Не случалось, чтоб у вас.

2.Основная часть.

Учитель: А еще сегодня у нас День рождения - день рождения нашего класс. Вы первый раз учениками пришли в школу. И в голове у вас много вопросов:


  • Как себя вести?

  • Что можно делать, а чего нельзя?

  • На что вы имеете право и на что не имеете?

Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам.

Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция - это основной закон нашего государства. В этом году не только день рождения нашего класса, но и день рождения Конституции Российской Федерации - 12 декабря ей уже будет 20 лет.

Мы-граждане России!

Кто законы соблюдает

Тот, конечно, уважает

Конституцию, страну,

Родину свою одну.

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он -

Конституции Закон,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ. Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)

Учитель: На первой странице Конституции - гимн нашей страны. Гимн - это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя) Учитель: Прослушаем гимн нашей страны.

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

Учитель: В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.

Флаг России выглядит так:

Белый цвет - Отечество,

Синий цвет - Верность,

Красный цвет - Отвага.

Мы-граждане России!

Учитель: Следующий символ нашей страны - герб. Что на нем изображено?

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной короны и судебной.

Мы-граждане России!

Скипетр - это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества.

Держава - это шар с крестом - символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

Игра «Собери герб и флаг»

Учитель: На столах вы видите карточки. Попробуйте из них составить герб и флаг Российской Федерации. Работаем в парах! Когда будете готовы, беретесь за руки, поднимаете их вверх и говорите: «Мы готовы!» (Дети в парах собирают герб и флаг)

Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

Ученики имеют право:

На уважение человеческого достоинства;

На свободу информации, совести, на свободное выражение мнений.

Право на получение бесплатного начального, общего, среднего образования;

Право на выбор образовательного учреждения;

На получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

На получение образования на родном языке;

На бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

На получение дополнительных образовательных услуг;

На свободное посещение мероприятий;

На охрану здоровья;

На перевод в другое образовательное учреждение.

Обязанности учеников в школе:

выполнять устав образовательного учреждения, добросовестно учиться;

бережно относиться к имуществу;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

выполнять требования педагогов в образовательном учреждении в части, отнесённой уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

-А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

Учитель: Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Подумайте , какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

(должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю).

-Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

Учитель: Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

Игра «Кто нарушил право?» Учитель: А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено. 1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц») 2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города) 3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.) 4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга) 5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева) 6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Присяга Президента Российской Федерации.

- А кто является президентом нашей страны?(ответы детей) В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность - перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, - обязан принести присягу народу России.Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей - члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации. А это слова, которые обязан произнести Президент:

Мы-граждане России!

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность.

Итог. Учитель: Вот и молодцы ребята! Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.) А право? (Бесплатно учиться.) Мы сегодня очень о многом поговорили, но давайте не забывать, что мы на дне рождения 1-а класса. А на день рождения принято дарить подарки. Отличный подарок - это книга, а учебник - самая главная книга ученика. Примите, пожалуйста, свой первый учебник - Азбуку! Ну и конечно, какой день рождения без угощений! (Учитель раздает конфеты) Вот и подходит к концу ваш первый урок Знаний. Завтра вас ждут настоящие уроки. В добрый путь, милые первоклассники! Успехов вам в учёбе!

Использованная литература и интернет - источники:
1. Конституция Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб.уни.изд-во, 2007.
2. Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.
3. Гребёнкина А.К., Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель»,2000.
5. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие. - М.: «ТИД» Русское слово - РС», 2002.
6. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России. - Издательский дом «Литера», 2006.
7. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Ривина Е.К. Греб и флаг России. - М.6 АРКТИ, 2002.
9. http//festival. 1 september.ru/articles/410170/
10. privetse.narod.ru/poeziaorosii.html
11. rossimvolika.ru 12.tsvetyzhizni.ru/detki/letnie-zagadki.html 13.kostyor.ru/history/symbols/ 14. rosforce.ru/simvolika-rossii/






© 2010-2022