- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательная программа по экологии Я - Эколог в рамках деятельности классного руководителя
Воспитательная программа по экологии Я - Эколог в рамках деятельности классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пластинина Е.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Воспитательная программа
экологической направленности
в рамках деятельности
классного руководителя
«Я - эколог».
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Экологическая обстановка в мире выдвигает проблему формирования экологической культуры населения в число наиболее значимых.
Основа проявления экологической культуры - деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Показатель эффективности формирования экологической ответственности - не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Данная программа является комплексным обобщением элементов экологического воспитания в таких предметах как история, география, естествознание, литература.
Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.
Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об экологической обстановке нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками экологической информации - справочными и учебными пособиями, картами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.
Объект изучения: - экология родного края: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, город).
Цель системы экологического образования - создать условия для духовно- ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня экологической грамотности, образованности.
Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.
1. Начальная степень - пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его макромира.
2. Внедрение экологических вопросов в другие учебные дисциплины.
3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа.
4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города).
Для чего изучается экология в начальной школе?
Именно в ней закладываются основы познавательного интереса к изучению города (села), окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для экологической, духовно- ценностной и практической ориентации ребенка).
Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность, лично для него, окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом - наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.). В процессе изучения экологии решаются следующие задачи:
Задачи Программы:
-
Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
-
научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
-
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
-
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
-
сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-
сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
-
развить интерес к природе родного края, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в охране природе;
-
сформировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-
сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
-
сформировать бережное отношение к растениям и животным.
-
Воспитание любви к малой Родине.
-
Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).
-
Развитие логического мышления, речи, памяти.
-
Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
-
Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
-
Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о сохранении и процветании своей Родины, своего народа и региона.
Формы работы с детьми.
Существуют различные формы организации экологического воспитания. Их можно отнести к двум категориям: к первой относятся программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, ко второй - внеклассные занятия.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристские технологии, проектные технологии.
Экологические игры, Экологические тропы, Экологические марафоны, Экологические сказки, Экологические проекты, Экскурсии, Походы, Выставки рисунков и фотографий, Совместные классные часы с Детской библиотекой.
Содержание программы.
Тематический план
№
Тема занятия
Форма проведения
Дата
Введение в экологию
Беседа. Игра
Я - Эколог.
Беседа. Игра
Туристический поход.
Туристический поход.
Наблюдения в природе.
Игра-викторина.
Фотоконкурс «Причуды природы»
Творческий отчет.
Экологическая игра «Зелёные разведчики»
Практическая деятельность по составлению справочника эколога.
«Планета Загадок»
Работа с энциклопедической литературой.
Моя школа - мой дом.
Правила поведения, бережного отношения.
Мой двор, моя улица.
Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана.
Экологическая тропа. Обзорная экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия.
Мой город. Жемчужина Западной Сибири.
Рассказ-экскурсия по родному городу.
Промышленные предприятия города.
Заочная экскурсия по городу.
Мой край на экологической карте страны.
Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
Народы Югры.
Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность
Конкурс «Юный натуралист»
Экскурсия в краеведческий музей, конкурс.
Игры народов Югорского края.
Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность
Мой вклад в дело сохранения природы родного края.
Творческий отчет.
Игра-викторина.
Беседа. Игра
Удивительная природа. Растительный мир Югры.
Индивидуальные сообщения.
Лекарственные растения Югры.
Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность
Животный мир Югры.
Творческий отчет.
Птицы Югорского края.
Игра-викторина.
Живое серебро наших рек и озёр.
Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность
Красная книга Югры.
Экскурсия в краеведческий музей
Заповедники Югры.
Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.
Творчество писателей Югорского края о любви к природе.
Творческий отчет.
Сказки народов ханты.
Игра-викторина.
Мансийские сказки и легенды.
Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность
Экскурсия в деревню Русскинские.
Экскурсия.
Подготовка к защите индивидуальных проектов по экологии.
Исследовательская работа.
Конкурс исследовательских работ.
Исследовательская работа.
Экскурсия к водоёму.
Экскурсия.
Конкурс сочинений о родном крае.
Творческий отчет.
Экскурсия в пожарную часть.
Экскурсия.
Экологический марафон
Знания и умения учащихся в конце обучения: Результаты реализации Программы:
-
Сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
-
сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
-
сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-
Сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
-
сформированы компетентности об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
-
сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
-
развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-
сформировано ценностное отношение к природе родного края и всем формам жизни;
-
сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
-
сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным.
Практический результат применения программы:
Практическим итогом реализации данной программы является создание совместного с учениками проекта "Экологический марафон. Игра для учащихся 3-4 классов".
Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это - детская самостоятельность, это - конкретное практическое творческое дело, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность и поэтому ее необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, дает выход за границы учебной деятельности.
Литература:
-
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
-
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
-
Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. - Администрация Прокопьевского района , 1999.
-
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
-
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. - М. : Недра, 1991.
-
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С.19-22.
-
Ишутинова, Л. М. Грибы - это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. - 2000. - № 6.- С.68.
-
Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. - М.: Издательский дом «С - ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
-
Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. - М.: Вита - Пресс, 1995.
-
Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.
-
Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. - Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. -М.: Московский лицей, 1996.
-
Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. - М.: Учпедгиз, 1961.
-
Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. - Кемерово, 1977.
15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая Текст /В. Моисеев. - Кемерово, 1986 Мир и человек Атлас. - М.,1987.
-
Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. - Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
-
Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник - тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. -М.: Дрофа, 1997.
-
Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. - М., 1993.
-
Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. - Кемерово, 1993.
-
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. - 1991. - № 5. - С. 2-8.
-
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
-
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.
-
Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. - М.: Просвещение, 1988.
-
Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. - Кемерово, 2006.
-
Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. - Кемерово, 2008.
-
Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. - Чапаевск, 1998.
-
Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. - М.: Просвещение, 1986.
-
Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. - М.: Знание, 1986.
-
Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. - М.: Агропромиздат, 1991.
-
Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. - Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
-
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). - М.: Просвещение, 1989.
-
Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.
-
Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.
-
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
-
Юный натуралист: журнал. - 1988. - № 5.
Составитель: Пластинина Елена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа№3»