Воспитательная программа по экологии Я - Эколог в рамках деятельности классного руководителя

Экологическая обстановка в мире выдвигает проблему формирования экологической культуры населения в число наиболее значимых. Основа проявления экологической культуры — деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Показатель эффективности формирования экологической ответственности — не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная программа по экологии Я - Эколог в рамках деятельности классного руководителя

Воспитательная программа

экологической направленности

в рамках деятельности

классного руководителя

«Я - эколог».

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Экологическая обстановка в мире выдвигает проблему формирования экологической культуры населения в число наиболее значимых.

Основа проявления экологической культуры - деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Показатель эффективности формирования экологической ответственности - не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Данная программа является комплексным обобщением элементов экологического воспитания в таких предметах как история, география, естествознание, литература.

Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.

Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об экологической обстановке нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками экологической информации - справочными и учебными пособиями, картами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

Объект изучения: - экология родного края: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, город).

Цель системы экологического образования - создать условия для духовно- ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня экологической грамотности, образованности.

Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.

1. Начальная степень - пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его макромира.

2. Внедрение экологических вопросов в другие учебные дисциплины.

3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа.

4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города).

Для чего изучается экология в начальной школе?

Именно в ней закладываются основы познавательного интереса к изучению города (села), окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для экологической, духовно- ценностной и практической ориентации ребенка).

Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность, лично для него, окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом - наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.). В процессе изучения экологии решаются следующие задачи:

Задачи Программы:

  • Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

  • научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  • сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);

  • развить интерес к природе родного края, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в охране природе;

  • сформировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • сформировать бережное отношение к растениям и животным.


  • Воспитание любви к малой Родине.

  • Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).

  • Развитие логического мышления, речи, памяти.

  • Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.

  • Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.

  • Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о сохранении и процветании своей Родины, своего народа и региона.

Формы работы с детьми.

Существуют различные формы организации экологического воспитания. Их можно отнести к двум категориям: к первой относятся программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, ко второй - внеклассные занятия.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристские технологии, проектные технологии.

Экологические игры, Экологические тропы, Экологические марафоны, Экологические сказки, Экологические проекты, Экскурсии, Походы, Выставки рисунков и фотографий, Совместные классные часы с Детской библиотекой.

Содержание программы.

Тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Дата

Введение в экологию

Беседа. Игра


    Я - Эколог.

    Беседа. Игра


      Туристический поход.

      Туристический поход.


        Наблюдения в природе.

        Игра-викторина.


          Фотоконкурс «Причуды природы»

          Творческий отчет.


            Экологическая игра «Зелёные разведчики»

            Практическая деятельность по составлению справочника эколога.


              «Планета Загадок»

              Работа с энциклопедической литературой.


                Моя школа - мой дом.

                Правила поведения, бережного отношения.


                  Мой двор, моя улица.

                  Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана.


                    Экологическая тропа. Обзорная экскурсия в краеведческий музей.

                    Экскурсия.


                      Мой город. Жемчужина Западной Сибири.

                      Рассказ-экскурсия по родному городу.


                        Промышленные предприятия города.

                        Заочная экскурсия по городу.


                          Мой край на экологической карте страны.

                          Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


                            Народы Югры.

                            Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность


                              Конкурс «Юный натуралист»

                              Экскурсия в краеведческий музей, конкурс.


                                Игры народов Югорского края.

                                Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность


                                  Мой вклад в дело сохранения природы родного края.

                                  Творческий отчет.


                                    Игра-викторина.

                                    Беседа. Игра


                                      Удивительная природа. Растительный мир Югры.

                                      Индивидуальные сообщения.


                                        Лекарственные растения Югры.

                                        Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность


                                          Животный мир Югры.

                                          Творческий отчет.


                                            Птицы Югорского края.

                                            Игра-викторина.


                                              Живое серебро наших рек и озёр.

                                              Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность


                                                Красная книга Югры.

                                                Экскурсия в краеведческий музей


                                                  Заповедники Югры.

                                                  Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.


                                                    Творчество писателей Югорского края о любви к природе.

                                                    Творческий отчет.


                                                      Сказки народов ханты.

                                                      Игра-викторина.


                                                        Мансийские сказки и легенды.

                                                        Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность


                                                          Экскурсия в деревню Русскинские.

                                                          Экскурсия.


                                                            Подготовка к защите индивидуальных проектов по экологии.

                                                            Исследовательская работа.


                                                              Конкурс исследовательских работ.

                                                              Исследовательская работа.


                                                                Экскурсия к водоёму.

                                                                Экскурсия.


                                                                  Конкурс сочинений о родном крае.

                                                                  Творческий отчет.


                                                                    Экскурсия в пожарную часть.

                                                                    Экскурсия.


                                                                      Экологический марафон

                                                                      Знания и умения учащихся в конце обучения: Результаты реализации Программы:


                                                                      • Сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

                                                                      • сформированы представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

                                                                      • сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

                                                                      • Сформированы умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

                                                                      • сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

                                                                      • сформированы компетентности об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

                                                                      • сформированы умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);

                                                                      • развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

                                                                      • сформировано ценностное отношение к природе родного края и всем формам жизни;

                                                                      • сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;

                                                                      • сформированы умения и навыки бережного отношения к растениям и животным.

                                                                      Практический результат применения программы:

                                                                      Практическим итогом реализации данной программы является создание совместного с учениками проекта "Экологический марафон. Игра для учащихся 3-4 классов".

                                                                      Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это - детская самостоятельность, это - конкретное практическое творческое дело, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

                                                                      Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность и поэтому ее необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, дает выход за границы учебной деятельности.

                                                                      Литература:

                                                                      1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.

                                                                      2. Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

                                                                      3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. - Администрация Прокопьевского района , 1999.

                                                                      4. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

                                                                      5. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. - М. : Недра, 1991.

                                                                      6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.

                                                                      7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С.19-22.

                                                                      8. Ишутинова, Л. М. Грибы - это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. - 2000. - № 6.- С.68.

                                                                      9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. - М.: Издательский дом «С - ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.

                                                                      10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. - М.: Вита - Пресс, 1995.

                                                                      11. Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.

                                                                      12. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. - Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. -М.: Московский лицей, 1996.

                                                                      13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. - М.: Учпедгиз, 1961.

                                                                      14. Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. - Кемерово, 1977.

                                                                      15. Моисеев, В. Земля Кузнецкая Текст /В. Моисеев. - Кемерово, 1986 Мир и человек Атлас. - М.,1987.


                                                                      1. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. - Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

                                                                      2. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник - тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. -М.: Дрофа, 1997.

                                                                      3. Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. - М., 1993.

                                                                      4. Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. - Кемерово, 1993.

                                                                      5. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. - 1991. - № 5. - С. 2-8.

                                                                      6. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.

                                                                      7. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.

                                                                      8. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.

                                                                      9. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. - М.: Просвещение, 1988.

                                                                      10. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. - Кемерово, 2006.

                                                                      11. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. - Кемерово, 2008.

                                                                      12. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. - Чапаевск, 1998.

                                                                      13. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. - М.: Просвещение, 1986.

                                                                      14. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. - М.: Знание, 1986.

                                                                      15. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. - М.: Агропромиздат, 1991.

                                                                      16. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. - Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

                                                                      17. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

                                                                      18. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). - М.: Просвещение, 1989.

                                                                      19. Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.

                                                                      20. Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.

                                                                      21. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

                                                                      22. Юный натуралист: журнал. - 1988. - № 5.

                                                                      Составитель: Пластинина Елена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа№3»


                                                                      © 2010-2022