- Преподавателю
- Классному руководителю
- Исследовательская работа Коми костюм
Исследовательская работа Коми костюм
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перепелова Е.С. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты
Национальный костюм
северных коми
Автор: Перепелов Глеб
ученик 2 класса
Хозяинов Арсений
ученик 2 класса
МОУ «СОШ №44» г.Воркуты
Руководитель: Перепелова Екатерина Семёновна,
учитель начальных классов
г. Воркута
2012 г.
Оглавление
-
Ведение
-
Основная часть
-
Заключение
-
Список использованных источников
-
Приложения
Проблема: Народный национальный костюм должен быть отражением традиций нашей малой родины. Стареют мастерицы, национальные костюмы ветшают, лежат в сундуках как реликвия.
Целью нашей работы является
-
сохранение коми народных традиций, воспитание уважения к традиционной культуре.
-
развивать и способствовать умение работать со справочной литературой, умение вести диалог, анализировать, развивать критическое мышление.
-
пропагандировать национальные ценности.
Фольклор коми - сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки - дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками
Традиционная одежда коми, проживающих на северо-востоке республики, сходна с одеждой северорусского населения, ненцев и коми-ижемцев.
Женская и девичья одежда очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей, особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.
Так как у местного населения основное занятие оленеводство, то и в одежде сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.
Традиционной женской одеждой северных коми считается сарафан с кофтой, т.е. сарафанный комплекс одежды.
Рубаха является основным элементом женской одежды. Издавна использовали домотканые холсты, парчу, сатин, атлас, альпак, сукно, шелк.
Рубаха украшается вставками из контрастной ткани. Ворот, подол и кромка рукавов вышивается узором. Народы коми живут в условиях северной природы, поэтому и орнамент включает в себя растительные
окраски.
Поверх рубахи надевался сарафан. По покрою сарафаны различают косоклинные и прямые.
Косоклинный сарафан в основе своей имел три прямых полотнища: два спереди и одно сзади, и 4 клина, вставленных по 2 в бока. Поддерживался сарафан с помощью лямок, которые сзади делали вырезными, а спереди пришивными.
Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитые из 5-6 полотнищ ткани. Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали ткаными или плетеными ремешками. Ширина сарафана в подоле достигала 4 метров. Для пышности под сарафан надевают несколько юбок.
Поверх сарафана или юбки женщины надевали передник без нагрудничка с вышивкой и кружевами.
Женский головной убор различают по возрастному принципу. У девушки головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос. У молодых может быть венчик в виде ленточки, а также ободок из бересты. Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывала голову специальным чепцом - «волосник», при гостях поверх волосника одевался платок. Головных уборов у женщин было много, иногда одевался на голову поверх волос сборник на твердой основе, кокошник, ситка.
В костюмах северянок преобладают зеленые и фиолетовые тона. Когда приходила старость, женщина повязывала голову темным платком, избегала носить яркие одежды.
Ношение традиционной одежды неразрывно связано с соблюдением определенных последовательностей одевания, строгое соблюдение запретов, связанных с ношением и хранением. Так, например, не разрешалось снимать юбку через ноги, так снимают только с покойника. На головном уборе одна из частей крепилась вокруг головы, а впереди образовывался крест на крест, это служило оберегом для женщины. Одежда хранилась в не вывернутом наизнанку состоянии, в недоступном от посторонних глаз месте.
Верхняя одежда у северных коми близка к мужской - малица, заимствованная у ненцев. Она отличается от мужской, только отделкой по подолу орнаментом, украшениями из различных кусочков меха и сукна, а также меховой опушкой- оборкой.
В холодные дни одевался поверх совик, аналогичный малице, сшитый из сукна.
Из обуви северные коми летом и осенью носили поршни сшитые из сыромятной кожи, стягиваемые ремешком у щиколотки; коты- кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Надевали такую обувь с холщовыми портянками или длинными шерстяными чулками, связанными яркими нитками с национальным орнаментом.
Зимой носили пимы (сапоги из оленьего меха (камыса) ворсом наружу). Украшали переднюю часть пим кусочками меха или цветного сукна, бисером.
Русскоязычная письменность, пасы - знаки заменяли слова и целые предложения. До сих пор пасы можно встретить как элемент коми орнамента в оформлении костюмов
В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника»
восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.
«Зубья пилы» или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.
Одежда наших бабушек с течением времени ветшает, залеживается в сундуках. Чтобы сохранить традиции, старинной одежды северных коми, мы должны не только изучать ее, но и знать секреты ее изготовления и ношения.
С самого раннего возраста меня привлекла одежда коми бабушек. Во время праздников всегда у бабушек была красивая яркая одежда. Позднее я шила для кукол одежду. Всегда поражали меня растительные орнаменты, напоминающие крестики, ромбики, полукруги, рога оленя. Повзрослев, стала интересоваться и изучать таинственные орнаменты, собирала материал о народном костюме.
Я считаю, что каждый живущий в нашей республике должен не только знать, но сохранять культуру народа коми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Статья Е.В.Картовщиковой «Изучение народного костюма коми». Научно-методический журнал «Школа и производство» 2006 г. №6
-
Г. Климова «текстильный орнамент коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1984 г.
8