Выступление на педсовете: Роль классного часа в становлении детского коллектива

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

лицей № 1 им. М. В. Ломоносова г. Орла



Выступление на педсовете: Роль классного часа в становлении детского коллектива













РОЛЬ КЛАССНОГО ЧАСА В СТАНОВЛЕНИИ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

(из опыта работы)


Выступление на педсовете



Учитель начальных классов

Болоболова Людмила Алексеевна




РОЛЬ КЛАССНОГО ЧАСА В СТАНОВЛЕНИИ

ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

(из опыта работы)


Характерные черты классного часа.

- во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

- во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

- в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

- в-четвертых, это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Не случайно некоторые ученые называют эту форму воспитательной работы часом классного руководителя.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3) формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4) содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Первое место в этой системе занимает личностно-ориентированный классный час. Его основные отличия:

  • Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности;

  • Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка.

  • Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения;

  • В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и способов организации коллективной деятельности и общения. В течение уже нескольких лет мы проводим такие классные часы в параллели в форме игры-путешествия по различной тематике (учащиеся четырех классов параллели путешествуют по четырем различным станциям, на которых узнают новую для себя информацию, участвуют в мини-конкурсах с творческими заданиями. Такой классный час проводится 1 - 2 раза в четверть, готовится заранее, часто имеет соревновательный характер, учащиеся могут подобрать дополнительный материал по теме классного часа, выполнить полученные накануне задания. Большую помощь в организации таких классных часов оказывают учащиеся 8 «А» класса.

Учитывая то, что в последнее время увеличивается количество детей с проблемами в поведении, возникла необходимость продумать работу по формированию нравственных качеств личности. А что, как не классный час, будет больше всего этому способствовать? Поэтому мною была разработана система классных часов под общим названием «Нравственное воспитание через сказки и игры». Почему сказка? Братья Гримм писали «Настоящая сказка отличается тем, что никогда не прерывается ее связь с жизнью, потому что сказка строится на ней и к ней же возвращается».

Сказка - это наиболее верный язык для детей, который они понимают и чувствуют лучше всего. Самые хорошие и красноречивые объяснения, логические доводы и доказательства часто не могут исполнить роли простой сказки для сердца ребенка. Главное - разбудить сказкой душу. На своих занятиях с детьми я рассматриваю сказку, как повод к размышлению, к обсуждению той или иной нравственной проблемы. А размышление - это работа, поэтому я учу детей работать со сказкой. Ребята могут эту работу не замечать, так как она естественно вытекает из сказки. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем уровне, разглядеть свой собственный мир чувств и переживаний. Что, как не сказка помогает пофантазировать? Кто такой «Я»? Каким бы я хотел видеть самого себя? А каким мне хочется выглядеть в глазах окружающих? Каким я сам увижу окружающий меня мир, если буду глядеть через волшебное зеркало, позволяющее рассмотреть все не только глазами, но и сердцем? Какое место во мне занимает совесть и чем она помогает мне в жизни? Что я смог бы сделать, обладай я волшебством, для людей, для всей матушки - земли? Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, которых не может быть в окружающем нас мире. Она способна перед каждым из нас открыть дверцу в подсознание.

В науке существует концепция сказкотерапии - лечения сказками. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие снизить поведенческий негативизм ребенка или взрослого. Через сказку человек может в иносказательной форме познать законы мира, в котором он родился и живет, заглянуть в уголки собственной души. Сказка лечит от тревожности, страхов, агрессивности, но она и греет душу, вселяет веру, что никогда не поздно стать счастливым. Только важно выбрать для себя именно этот путь. Не ошибиться. Научиться видеть не только глазами, но и сердцем, предвидя последствия своих слов, поступков и даже мыслей. Жить для себя - тоже выбор. Но насколько счастливее тот из нас, кто может дарить свое сердце другим людям! И чем раньше человек это поймет, тем больше у него времени и сил останется для того, чтобы стать счастливым.

Сказка - универсальный способ разговора с детьми. То, что поймет и прочувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

При отборе сказки очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья, но как всякие жемчужины они очень редки и приходится просматривать массу литературы в их поисках.

Второй важный момент при работе со сказкой - необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребенок не давал определенные ответы, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

Очень важно, в конце беседы о сказке подчеркнуть главную мысль, заложенную в ней. В своих занятиях я использую для этого цитаты из произведений великих писателей, поэтов, композиторов, художников, педагогов, цитаты из священных писаний. И ребенок, после сказки, воспринимает эти слова совершенно особенно. Они для него уже не «цитата», оторванная от жизни, а наполненные смыслом слова.

В каждое занятие включается игра. Известно, что ребенок учится, играя, и что, играя, он за три минуты выучит столько, сколько не выучит и за час. Я старалась подбирать игры, обучающие культуре общения, развивают внимание к другим людям. Прекрасно, когда ребенок умеет вести себя в обществе, но, если это - только результат привитой привычки, общение с другими не сделает его жизнь содержательнее и интереснее, и в сложных жизненных ситуациях такое умение вести себя исчезает без следа. И совершенно другое дело, когда навыки общения у ребенка воспитываются, исходя из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку, как к бесценной и неповторимой душе.

При составлении программы сначала были определены основные разделы, то, о чем хотелось бы поговорить с детьми: счастье, доброта, милосердие, сострадание, трудолюбие, семья, стремления и ценности.

Сказки Д. Биссета «Як», «Про лужу и булочку с изюмом», «Про поросенка, который учился летать» помогли ответить на вопрос: «Как найти счастье?», сказка Х. К. Андерсена «Рассказы солнечного луча» - узнать, к кому приходит счастье; сказка О. Уайльда «Великан - эгоист» помогла понять, как научиться быть добрым; прочитав сказку Д. Биссета «Сказка про слона, про костер и про белую уточку», обсудили, должно ли добро быть умным; а сказка Леонардо да Винчи «Лесной жаворонок» помогла понять, может ли добро излечить. Сказки Н. Телешова, Д. Биссета, М. Скребцовой помогают раскрыть такие понятия как благородство, сопереживание, храбрость, целеустремленность, щедрость, истинное богатство.

Огромную помощь в подготовке классных часов оказали книги А. Лопатиной, М. Скребцовой. Авторы предлагают осмыслить собственный жизненный опыт, чувства в разговоре о проблемах произведения, его «проживание-переживание» в творческих заданиях. Работа по книгам предполагает диалог между родителем и ребенком, учителем и учеником, их эмоциональную, духовную близость. Взаимодействие детей и взрослых поможет выстраиванию доверительных отношений в семье, стимулирует интерес детей к учебе.

Самое важное в серии книг А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой - их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви, помогает стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира.

Причины плохого поведения и выбор сказок для коррекции

№ п/п

Причина

Выбор сказки

1

Желает привлечь к себе внимание

В этом случае нужна сказка, где описаны модели поведения и способы привлечения к себе внимания окружающих.

2

Желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.

Необходима сказка, где предложены модели проявления лидерских качеств.

3

Желает за что-то отомстить взрослому.

В сказке должно быть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4

Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи.

Нужна сказка, в которой второстепенные герои оказывают главному герою помощь и предлагают способы преодоления страха.

5

У него не сформировано чувство меры.

Нужна сказка, доводящая ситуацию до абсурда, показывающая последствия поступков героя, но оставляя выбор стиля поведения за ним.

Методическая база:

  1. Сказки следующих авторов: Д. Биссет, Г. Андерсен, А. Сент - Экзюпери, О. Уайльд, Н Вагнер, Э. Фарджон, Ц. Топелиус, Н. Рерих, Леонардо да Винчи, Л. Короткова, А Лопатина, М. Скребцова, индийские народные сказки, китайские легенды, истории, предания и др.

  2. Репродукции картин Н. Рериха, В. Васнецова, Рафаэля, А. Куинджи, Н. Ге, И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова и др.

  3. Произведения композиторов: Шопен, Э. Григ, И. Бах, А. Вивальди, Дебюсси, Сен - Санс и др.


© 2010-2022