Внеклассное мероприятие Женские национальные костюмы

«Женские национальные костюмы». Цель: Познакомить детей с историей культуры русского и калмыцкого народа; воспитывать любовь уважение и преданность к своей Родине. Развивать и сохранять родной язык, развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление и развитие речи.   Оборудование: диск, интерактивная доска.   Форма проведения: информационно - познавательная беседа.   Ход занятия:   Ребята, сегодня мы рассмотрим тему, связанную с народными костюмами, в частности, с калмыцки...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОУ РК «Матросовская коррекционная школа - интернат»














Методическая разработка

внеклассного мероприятия на тему:

«Женские национальные костюмы»

мероприятие с использованием ИКТ для учеников начальных классов














Подготовила:

учитель начальных классов

Ганшина Оксана Алексеевна











с. Матросово, 2014г.

«Женские национальные костюмы».

Цель: Познакомить детей с историей культуры русского и калмыцкого народа; воспитывать любовь уважение и преданность к своей Родине. Развивать и сохранять родной язык, развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление и развитие речи.

Оборудование: диск, интерактивная доска.

Форма проведения: информационно - познавательная беседа.


Ход занятия:


Ребята, сегодня мы рассмотрим тему, связанную с народными костюмами, в частности, с калмыцким народным костюмом и русским народным костюмом, ознакомимся с их основными конструктивными типами и коснёмся некоторых вопросов, связанных с историей развития костюма, имеющих большое познавательное значение.


Основная часть.

Само слово «костюм» - итальянское, оно происходит от слова «кутум», что означает «обыкновение», «обычай», «привычка». И, действительно, сама манера одеваться у человека - это самая настоящая привычка, связанная с обычаем, обыкновением одеваться по погоде, по настроению, поскольку так принято одеваться в обществе, с тем, чтобы было удобно, красиво, модно.

Эволюция костюма - это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, чего смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Успехи инженерной мысли сказались в материалах; успехи сельского хозяйства - в освоении всех волокнистых растений, произрастающих на земле. В костюме соединяется все, что известно об искусстве вышивки, ювелирном деле. Костюм даёт представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях.

Любой народный костюм является сложным ансамблем, состоящим из одежды, обуви, головного убора и аксессуаров, дополняющих этот ансамбль.

«Лучшую еду отдай гостю, лучшую одежду носи сам» гласит калмыцкая народная поговорка.

Калмыцкий национальный костюм - это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда.

На тело девушка надевала рубаху. Ребята как по калмыцки рубаха- киилиг. Киилиг шился из белой материи. Поверх девушка надевала еще особый корсет, похожий на жилетку - белкүсч, который задерживал рост грудных желез. Сверху жилета девица одевала бииз. Девичье платье «бииз» появилось в конце 19 века. В выработке покроя этого платья были использованы элементы женского платья народов Северного Кавказа, тюркских народов.

Особенностью платья «бииз» является длинный вырез «кермч» на рукаве снизу, от подмышки до запястья. Края рукавов по разрезу оторочены кружевом, на груди прямоугольный вырез, украшенный манишкой с растительным орнаментом.

Обязательным элементом платья был пояс «бүс» из сукна или бархата, также имевший значение оберега. Такое же значение имел накосник «йовун» - подвеска к косе. Коса у девушки всегда одна, ведь две косы - это атрибут замужней женщины.

Головные уборы девушек:

Камчатка - шапка типа пилотки из черного бархата с помпоном из красных шелковых нитей.

Җатаг - низкая круглая шапка, плоская наверху.

Тоорцг - круглая шапка с низким околышем из черного бархата, расшитая бисером в комбинации с металлическими блестками и кистью из ниток цветного шелка.

Халмг - шилась из двух половинок разной величины с отворотом. Околыш украшается вышивкой. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы.

Калмыцкий народный костюм четко и однозначно отражает основные этапы жизнедеятельности человека. Особенно строго эти различия видны в женском национальном костюме. Он четко дает понять, как резко изменяется жизнь девушки после замужества. Женщина всегда является хранительницей очага, а значит, является носителем и хранителем культуры народа. Видимо, поэтому женский калмыцкий костюм не перетерпел значительных изменений в новых условиях жизни, как это произошло с девичьим костюмом. Внешний облик замужней женщины-калмычки формируют следующие виды одежды.

Это верхнее распашное платье-халат «цегдг», нижнее платье с рукавами-буфф «терлик», нижняя рубашка «киилиг», пышный головной убор. Цегдг и терлиг были расшиты по краям, подолу, манжетам, воротнику-стойке и на груди ярким орнаментом, имеющим значение процветания, цветения, как весенняя степь.

Национальным своеобразным элементом женского костюма были шиверлики с подвесками «токуг», являющейся воплощением магических представлений народа. Считалось, что к волосам, длинным и красивым, легко прилипает всякая нечисть, сглаз и так далее. Поэтому их надо было прятать в шиверлики, оберегать от всего дурного. Кроме того, волосы женщины могли околдовать мужчину и помешать ему в его делах. Токуг же является оберегом, через который не могла пройти нечистая сила. В отличие от девичьего костюма, в женском отсутствовал пояс, так как, выйдя замуж, женщина «распоясывается», то есть включается в стадию детородную и выполняет свою главную функцию - продолжательницы родов.

Таким образом, костюм замужней женщины, пышно украшенный орнаментом являлся отражением ее социального положения и указывал на фазу цветения ее жизни. Со временем, угаснув и пройдя детородный возраст, пожилая женщина- калмычка уже не носила на своем платье орнамент.

В зимнее время калмыки носили шубы. Ребята как по калмыцки шуба - девл. Шубы шили из овчины, из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки, из шкур жеребят, из каракуля.

Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее неповторимую красоту, свое искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры. Писал Ф.М.Пармон

Для русского костюма стали характерными два основных типа: южный и северный.

Женский крестьянский костюм южного типа состоял из рубах: нижняя исподняя - «черная» и верхняя нарядная - «красная».

Трудовые рубахи - «подольницы » шили для каждого вида сельскохозяйственных работ.

Праздничные рубахи имели свои особенности, особое внимание при их изготовлении уделялось украшению рукавов. Ластовицы (подмышки) были кумачовыми, а сам рукав, вышивался. Были рубахи с длинными рукавами и орнаментом, и с отдельно надевающимися на рубаху рукавами.

Символом зрелости, физической активности женщины служила набедренная одежда - понёва, прообраз будущей юбки. Понёва состояла из трех полотнищ шерстяной клетчатой ткани темных насыщенных цветов и могла быть распашной или глухой. Позже стали делать поневы с прошвой, когда переднее полотно шилось из другой ткани. Чем старше была женщина, тем темнее понева. Во время работы поневу обычно носили «кульком», подвернув полы за пояс.

Передник-запона дополнял одежду крестьянки. Запона охватывала фигуру женщины от груди до щиколотки и завязывалась высоко над грудью.

Головной убор сложной замысловатой формы - неотъемлемая часть женского костюма, символ плодородия, силы. Головные уборы очень разнообразны. Самый распространенный - «сорока».

Такой убор составлялся из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5кг. Три основные из них: налобная часть - кичка(с рогами или гладкая); чехол из бархата, ситца или кумача - «сорока»; полотнище сзади - позатылень. Ленты на висках и позатылень, гремящие украшения из металлов, махры и опушки из меха и перьев имитировали распущенные волосы - знак защиты от злых духов и сил, иными словами - оберег.

Волосы, заплетенные в две косы и уложенные короной на голове, замужние женщины прятали от «дурного глаза» и от позора в маленькую шапочку - «повойник».

Скромней выглядел костюм девушки. Отличительные его признаки: белый цвет, отсутствие поневы и косник - украшение девичьей косы.

На селе чаще ходили босыми. Обувь - плетеную или кожаную - надевали лишь в праздники и холодное время года.

Самой распространенной обувью на Руси были лапти, которые плели из лыка различными способами, что делало этот вид обуви очень разнообразным. Чем больше полос лыка, тем красивее и разнообразнее были лапти. Лыко разных пород дерева придавало лаптям различные оттенки цвета. Пара лаптей носилась 5-6 дней, потом она становилась негодной. Поэтому, отправляясь в дальний путь, приходилось брать с собой 3-4 пары.

Простой кожаной обувью служили постолы, поршни, изготавливаемые лишь из одного - двух кусков кожи.

Очень распространенной женской обувью в южных губерниях были коты - туфли на толстой подошве с каблуками. Коты надевались на несколько пар чулок (до 8пар), поэтому их размер был большим. Эта обувь богато украшалось аппликацией из сафьяна, блестками, мелкими гвоздиками и даже бубенчиками. Держались коты на ногах с помощью шнурков - оборов.

Давайте, друзья отвлечемся и поиграем с вами в игру.

Игра «Серебряный пояс».

Ребята, давайте вспомним название вещей на калмыцком языке.

Шапка - махла сапоги - һосн

Пальто - күлт

Шуба - девл

Платье - бүшмүд

Варежки - беелә

Рубашка - киилиг

Носки - өөмсн

Платок - альчур

Юбка - майг

Ботинки - башмг

Женский костюм северного типа.

Под влиянием европейской одежды 17 века складывался второй тип женского костюма - северный.

В северный женский костюм входили: нижняя и «красная» рубахи, повойник12, сарафан13, душегрея14 - короткая распашная одежда на лямках, иногда ее заменял шугай15 - одежда типа кофты.

Интересные изменения за несколько лет претерпел сарафан 16. Происхождение этой одежды точно неизвестно, но есть сведения, что прообразом сарафана послужил восточный халат. Круглый сарафан в сборку появляется в конце 17 века и получает название «москвич». А в начале 19 века в селах, которые располагались вблизи больших городов, сарафаны шились в виде приталенного платья.

Пояс-оберег был неотъемлемой частью костюма. Чтобы не испортить дорогую ткань, его носили даже под сарафаном.

Очень разнообразными были головные уборы русских крестьянок севера, получившее обобщенное название - кокошники. Как и «сорока», кокошник символизировал расцвет жизни, ее животворящее начало.

Кроме традиционного кокошника существовали и сборники, шишаки, кики, каблучки. Украшением служила поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленного перламутра. В будни, занимаясь тяжелым трудом, женщины покрывали голову платком поверх шапочки-повойника.

Разнообразными были головные уборы девушек. В основе они имели форму обруча, венка и назывались по-разному: повязка, начельник, почелка. Их особенность - открытая теменная часть. В некоторых селах Севера просватанные девушки покрывали темя особо вышитым куском ткани - натемником.

Невеста всегда меняла повязку на особый убор - корону, украшенную фольгой и самоцветами.

В зажиточной среде обувью служили сапожки из кожи или сафьяна, в бедной - лапти. Костюм на Руси давал полную информацию о владельце, указывая и на семейное положение, и на материальный достаток, и на общественную роль человека в деревне.

Первые несколько лет после свадьбы статус женщины очень высок, на ней яркий и нарядный костюм даже в будни. В детстве и в старости одежда скромнее. Костюм пожилой женщины не такой яркий, без орнамента, а на голове шлычка или завязанная поверх повойника косынка.

Аксессуары.

Праздничный наряд девушки и молодой женщины дополняли бисерные шейные и нагрудные украшения, поясные подвески, серьги из птичьих перышек, бусин, бисера, шарики - пушки. Богатые крестьянки носили ожерелья из янтаря, жемчуга, кораллов, гранатов. С многоцветностью южнорусского костюма гармонировали широкие и длинные полихромные полосы монист и гайтанов, к которым подвешивали медные кресты.

Дополнению к женскому калмыцкому костюму были не только тогуки, но и серьги - сиик. Девушкам полагалось носить серьги только в правом ухе. После замужества разрешалось носить это украшение в обоих ушах.

Женщины носили серебряные и золотые серьги с несколькими глазками из бриллиантов, кораллов или жемчуга. Были серьги большие - серебряные, похожие на овечью или змеиную голову, с бриллиантовыми глазками, на длинных плечиках, и были серьги небольшого размера - очень изящные, похожие на головки степных цветов, на сердце, на седло и других форм.

Заключительная часть

А сейчас мы проведем игру на «Самого внимательного».

1. Какие одинаковые вещи встречаются в калмыцком и русском народных костюмах? (Рубаха, пояс, накосник ).

2. Назовите головные уборы девушек -калмычек.( Камчатка, тоорцг, халмг).

3. Назовите головные уборы русских девушек. (Сорока, повойник, кокошник, шишаки, кики, каблучки, платок).

4. Самая распространенная обувь на Руси? (Лапти)

5. Какую обувь вы еще запомнили? (Коты, постолы, поршни).

6. Чем отличается костюм девушек от костюма замужней женщины? (Яркостью, богато орнаментирована ).

Итог

В заключении, обратимся к поверьям народа, связанным с ношением одежды. Знаток калмыцкой старины У. Душан оставил нам сведения, что прежде чем одеть всякую новую одежду, ее должны были благословить окружающие. Детям давали сладости, монеты с благопожеланиями - йорялями.

Өмссн шин хувцнчн

Өлзәтә болҗ,

Өмссн эзнь ут наста болҗ,

Бат кишгтә болҗ,

Ирх җилдән энүнәсн

Сән-сәәхн хувц өмсх бол!

Пусть новая ваша одежда

Прочной и ладной будет,

Пусть ткань износится в свой черед,

Но ее хозяин долго живет.

Лучшие вещи без оглядки даря,

Остаются нарядными, как заря,

Будьте в здравии всегда!

7

© 2010-2022