Разработка программы по внеурочной деятельности для 6 класса

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

"Устье - Угольская школа"






Программа

внеурочной деятельности

"Час социального развития"

для учащихся 6 Б-го класса






Разработала: Курлянцева М. А.,

Учитель физики










п. Шексна

2015 год


Пояснительная записка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.

Для того, чтобы выполнить социальный заказ, школе необходимо формировать у обучающихся исследовательское поведение, способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Чем раньше погружать ребенка в эту деятельность, тем больше вероятность получить желаемый результат.

Реализация программы «Час социального развития» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность.

Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.

Общая характеристика программы:

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю, заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.

Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.

Направление программы - социальное.

Объем программы - 25 часов.

Цель программы:

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи:

  • развитие и приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.

  • создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;

  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Принципы реализации Программы:

- учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.

Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, творческие конкурсы, викторины, , интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.


Результаты освоения программы.


Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

- самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

- уважительное отношение к иному мнению,

- положительное отношение к школе,

- навыки взаимодействовия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

- сформировать эстетические ценности и чувства,

- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

- сформировать элементарные основы экологической культуры.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу,

- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

- задавать вопросы,

- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,

- формулировать собственное мнение и позицию,

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

- слушать и понимать речь других людей,

- работать по предложенному учителем плану,

- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

- строить сообщения в устной и письменной форме,

- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений,

- обобщать,

- устанавливать аналогии,

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.



Тематическое планирование.


Тема занятия

Содержание и форма занятий

Результат

Дата проведения

1

Вводное занятие

Беседа

Знакомство с курсом

2

Акция "Белый цветок"

Коллективно-творческое дело

Изготовление цветка для ярмарки "Шекснинские осинины"

3

Социальный проект "Сделаем вместе"

Коллективно-творческое дело

Уборка пришкольной территории

4

"Сохраним лес"

Социальный проект

Создание презентации, проекта, фотографии, рассказов

5

День народного Единства. История праздника

Поход в библиотеку

Отчет по результатам экскурсии

6

Театральная игра "Терем-теремок"

Коллективно-творческое дело по формированию здорового образа жизни

Отчет по результатам игры

7

Операция: "Кормушка"

Коллективно-творческое дело

Создание кормушек для птиц из подручных средств

8

"Моя мама -лучшая на свете"

Семейный праздник

Коллективный проект, создание сценария вечера

9

Флора и фауна Шекснинского края

Поход в музей

Отчет по результатам экскурсии

10

"Конституция - основной закон РФ"

Беседа познавательная

Отчет по результатам беседы

11

"Новый год в странах мира"

Фестиваль детского творчества

Подготовка сценок

12

Социальный проект "Подарок солдату"

Коллективно-творческое дело

Создание подарка для солдата

13

"Шекснинская заманиха"

Поход в музей

Отчет по результатам экскурсии

14

"Рубцов - наш земляк"

Поход в библиотеку, чтение стихов

Чтение стихов

15

Я имею право

Беседа о правах ребенка

Отчет по бесседе

16

Путешествие по поселку Шексна

Коллективно-творческое дело

Создание презентации

17

Как на масленичной неделе

Посещение музея

Отчет по экскурсии

18

"21 марта - Земли"

Воспитание уважительного отношения к родному дому, школе, поселку

Создание рисунков, плакатов

19

"Сказка на новый лад"

Урок-игра, приуроченная ко дню театра

сценка

20

Акция "Скворечник"

Коллективно-творческое дело

Развешивание скворечников во дворах

21

Акция "Здоровье - мое богатство"

Коллективно-творческое дело

Создание плакатов

22

Викторина "Космос далекий и близкий"

викторина

23

Акция "Зеленый росток"

Коллективно-творческое дело

Выращивание и сбор рассады для клумб школы

24

"Ни кто не забыт, ни что не забыто"

Экскурсия в музей школы

Отчет по экскурсии

25

"Мои увлечения"

Проект

Создание презентации


Материально-технического обеспечение:

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,

- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Список методической литературы для учителя:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Воронина Е.А., к.п.н., зав. кафедрой воспитания, дополнительного образования и культурологии АОУ ВО ДПО ВИРО.

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296).





© 2010-2022