Программа воспитательной работы Мы - будущее

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Программа воспитательной работы

«Мы - будущее»


на 2014-2019 г.

(5 - 9 класс)


«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»

Пайэтт


Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае
удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо
ни с каким другим.

Демокрит


Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?

Конфуций

Классный руководитель

Рысляева И.Е.

Пояснительная записка


Воспитание - великое дело:

им решается судьба человека.

В. Белинский


Культура - это умение ткать свой узор жизни в сочетании с узорами других жизней.

(В.Г.Кротов)


Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души невозможно.

(М.Монтель)


Истинный показатель цивилизации - это не уровень богатств и образования,

не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной.

(Р.Эмерсон)


Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности классного руководителя.

В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Программа рассчитана на период 2014-2019 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.

Цель и задачи программы воспитания

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Главная цель воспитательной программы - воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся

  • формировать гражданско-патриотические качества личности

  • воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию

  • формировать культуру здоровья

  • воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности

  • воспитывать чувство уважения к родителям, семье

  • воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству

  • воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности

  • формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

Программа предусматривает

  • воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе

  • воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

  • воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей

  • посещение театров и музеев, выставок

  • воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

Формы реализации задач:

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования); организация групповых занятий со школьным психологом

  • посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

  • тематические классные часы,

  • дискуссии, диспуты, конференции

  • ролевые, деловые, образовательные игры;

  • экскурсии, походы, уроки в музее

  • соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;

  • проектные игры;

  • участие в общешкольных и городских благотворительных акциях

  • организация занятости во второй половине дня.

Ожидаемые результаты

На первом этапе развития личности 5-6 класс:

  • лидерские качества;

  • сплоченность коллектива.

На втором этапе развития личности 7-9 класс:

  • способность включения в работу;

  • способность к выполнению намеченных целей;

  • способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.- желание самосовершенствоваться;

  • формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.

Нормативная база

  1. Закон об образовании.

  2. Конвенция ООН о правах ребёнка.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

  4. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. (Методические рекомендации)

  5. Устав МКОУ СОШ №7.

Основные принципы программы воспитания «Мы - будущее».

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы - наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:

  • Принцип целостности в воспитании.

Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы

  • Принцип культуросообразности

Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека

Принцип природосообразности

Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать

  • Принцип воспитания творческой личности ребенка.

Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику - доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.

Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

  • Принцип сотрудничества.

Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества


Этапы и сроки реализации программы:

Диагностический этап - сентябрь-октябрь 2014 г (начало 5 класса, впоследствии, начало каждого учебного года)

Основной этап - 2014-2018 годы (5-8 классы)

Обобщающий - 2018-2019 уч.год (9 класс)

При этом в каждом учебном году могут наблюдаться все 3 этапа для внесения изменений и дополнений, соответствующих возрасту и проблемам, возникающим в период реализации программы


Деятельность по реализации программы


Диагностический этап (5 класс)

Цель: углубленное психолого - педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива

Задачи:

  • провести психолого-педагогическое обследования детей с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

  • провести обследование стадии развития классного коллектива

  • проанализировать результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместно деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.

На данном этапе собирается и анализируется как можно больше фактической информации, определяется направление, проблема в отношении каждого из учеников. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося, собеседование, использование методик и проведение диагностик).

По результатам работы составляется «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом », обсуждается и составляется план работы, в котором предполагается:

выявление имеющихся ресурсов

постановка цели на предстоящий учебный год;

определяется и оценивается базовый уровень проблем ребёнка.

Мероприятия:

  • Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта)

  • Беседа с родителями, организационное родительское собрание, анкетирование родителей

  • Комплексная проверка здоровья учащихся

  • Наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий;

  • Анкетирование и тестирование учащихся

1. Изучение личности школьников

Анкетирование учащихся:

  1. Опросник Айзенка.

  2. Оценка психологического состояния по Айзенку.

  3. Методика КОС

  4. Экспресс-методика характеристических особенностей личности.

2. Изучение классного коллектива:

Анкетирование

  1. Социометрия.

  2. Диагностическая методика «Мой портрет в интерьере»

  3. Уровень воспитанности и самооценки класса.

  4. Ранжирование учебных предметов.

  5. Диагностическая методика «Доминирующие мотивы»

Основной этап (6, 7, 8 класс)

Цель: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.

Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.

"Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания" - В.А. Сухомлинский

Цель: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию

Основные задачи:

  • формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;

  • развитие интеллектуальных способностей детей;

  • развитие мышления, памяти, внимания.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский

Цель: развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности

Основные задачи:

  • Физическое развитие посредством спорта и физической культуры;

  • Приобщение к активному отдыху на природе;

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;

  • Учить жить по принципу: «В здоровом теле - здоровый дух»

"Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений" В.А. Сухомлинский

Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других

Основные задачи:

• Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;

• Участие в школьных и районных экологических субботниках;

• Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...» В.А. Сухомлинский

Цели: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны.

Основные задачи:

  • Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;

  • Воспитание чувства прекрасного;

  • Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края.

Цель: формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития толерантной личности.

Задачи:

  • Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе.

  • Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов.

  • Развитие личностных свойств - самостоятельности, самоуважения, отзывчивости, толерантности, эмпатии.

«Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» В.А. Сухомлинский

Цель: создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся.

задачи:

  • формирование культуры общения у родителей;

  • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;

  • выработка совместных требований к ученику;

  • содействие сохранению и упрочнению семьи;

  • вовлечение родителей в воспитательный процесс:

  • создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.

Виды взаимодействия учителя и родителей:

  1. Учебная деятельность

  2. Познавательная деятельность

  3. Общественно - полезная деятельность

  4. Творческая деятельность

  5. Спортивно - оздоровительная деятельность

  6. Экологическая деятельность

Коррекционно-обобщающий этап (9 класс)

Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках реализации программы воспитательной работы по развитию

классного коллектива

На обобщающем этапе планируется провести следующие мероприятия:

  • Отслеживание достижений в развитии учащихся по всем направлениям. Сравнительный анализ.

  • Совет - конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы.

  • Самопрезентация личных достижений учащихся .

Основные аспекты воспитательной работы

Работа с классом по направлениям.

НАПРАВЛЕНИЕ. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: сформировать правовую культуру учащихся

Месяц

Диагностический этап

Основной этап (6, 7 класс)


Основной этап (8 класс)

Коррекционно-обобщающий этап (9 класс)

Сентябрь

Классный час. «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»

Классный час «Мораль и право»

Беседа «Правовые основы современного общества»

Классный час «Конституция РФ-основа общественной системы»

Ноябрь

Диагностика «Я человек, но какой?»

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

Беседа «Социально опасные преступления молодежи»


Классный час «Неформалы. Кто они такие?»

Январь

Обзор публикаций СМИ «Рассказы о жестокости и сочувствии»


Классный час «Мораль и право -дороги ведущие к человечности»


Час общения «Задержан милицией как себя вести?»

Лекция «Право в системе социальных норм»

Апрель

Дискуссия «Добро и зло. Причины наших поступков»

Диалог: «Собственность: права и обязанности»

Ролевая игра «Устройство на работу»

Викторина «Знаешь ли ты что такое трудовое законодательство»


НАПРАВЛЕНИЕ. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Основные задачи: развитие самоуправления, научить понимать соотношение внутренней и внешней политики государства; воспитывать интерес к политике в сфере международных отношений; научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

Месяц

1йгод реализации программы

2-йгод реализации программы

3-йгод реализации программы

4-йгод реализации программы

Сентябрь

Классный час «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Классный час «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Классный час «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Классный час «Выбор актива класса» Отчет о работе класса за предыдущий год

Октябрь

Классный час «Символика Российского государства»


Викторина «Знаешь ли ты политические термины»

Классный час «Военные династии»

Лекция «Политические партии в РФ»

Декабрь

Конкурс песни на героико -патриотическую тему.

Дискуссия «гении и злодеи в политике государств»

Диспут «Что значит жить достойно»

Лекция «Молодежь в условиях социального кризиса»

Февраль

Конкурс сочинений «Мой

мир и я»

Выпуск стенгазеты к Дню защитников Отечества

Выпуск стенгазеты к Дню защитников Отечества

Праздник «Вечер встречи выпускников школы»

Май

Возложение цветов на Могилу Неизвестного солдата


НАПРАВЛЕНИЕ. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: формирование активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Октябрь

Сплочение коллектива «Разрешите представиться» анкетирование


Классный час «Чем я отличаюсь от других»

Беседа «Я в мире людей»

« Дискуссия «Общение в моей жизни»

Декабрь

Классный час «Поведение и культура» анкетирование

Тестирование по методике «Хранилище человеческих качеств»


Занятие «Конфликт неизбежность или…»

Классный час «Нравственность -это разум сердца»

Март

Тематический вечер «Что есть добро»

Вечер отдыха «Речь и этикет»

Вечер отдыха «Моя родословная»

Вечер отдыха «Азы народного этикета»

Май

Дискуссия «Золотое правило нравственности»


Тестирование «Можете ли вы влиять на других»

Этический КВН

Вечер отдыха «Без друзей на свете плохо жить»


НАПРАВЛЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: формировать художественный и эстетический вкус учащихся

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Сентябрь

Беседа «Культура одежды» Праздник знаний

День музея Посещение музея

Классный час «Природа в музыке и поэзии». Праздник знаний

Классный час «Народные промыслы»

Октябрь

Осенние посиделки

Выезд в театр

Вечер «Золотая осень»

Выезд в театр

Вечер «Очей очарованье»

Выезд в театр


«Осень грустная пора» вечер

Выезд в театр

Декабрь

Экскурсия в один из музеев по желанию ребят

Классный час «Природа в музыке и поэзии»


Классный час «Таланты и поклонники»

Вечер посвященный поэту-земляку.

Февраль

Выезд в театр

Выезд в театр

Выезд в театр

Выезд в театр

Апрель

Экскурсия в лес «Берегите первоцветы»

Экскурсия по городам

Экскурсия в музей

Экскурсия по интересным местам

Май

Поход


Поход

Поход

Поход


НАПРАВЛЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Основные задачи: укрепление здоровья, повышение уровня физического развития.

Проводится по плану учителей по физической культуре.

НАПРАВЛЕНИЕ. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: просвещение школьников в области формирования здорового образа жизни

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Сентябрь

Составление индивидуальной карты

Составление индивидуальной карты

Составление индивидуальной карты

Составление индивидуальной карты

Октябрь

Твое здоровье и личная гигиена

анкетирование

Твое здоровье и насилие

Твое здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

Твое здоровье и пространство свободного времени

Ноябрь

Твое здоровье и курение

анкетирование

Твое здоровье и наркотики

Твое здоровье и алкоголь

Твое здоровье и ИППП (инфекции перед. полов. путем)

Январь

Твое здоровье и питание. Тест

Твое здоровье и окружающая среда

Твое здоровье и ВИЧ/СПИД

Твое здоровье и планирование семьи

Февраль

Твое здоровье и эмоции. Тест

Твое здоровье и стресс

Взаимоотношения с другими людьми

Твое здоровье и ПАВ

Март

Травматизм в быту

Травматизм в быту

Травматизм в быту

Травматизм в быту


НАПРАВЛЕНИЕ . ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные задачи: формировать систему ценностных семейных ориентаций


Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Декабрь

Беседа «Семейные реликвии». Тестирование

Беседа «Соседи далекие и близкие»

Деловая игра «Знаки внимания к членам семьи»

Беседа «Финансовые проблемы в семье»

Апрель

Беседа «Христианские праздники в русской семье»

Деловая игра «Сервировка праздничного стола»

Классный час «Учитесь говорить друг другу комплименты»

Классный час «Как готовить себя к семейной жизни»




НАПРАВЛЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основные задачи: воспитать убежденность в приоритете экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных групп и личностей.

Месяц

1йгод реализации программы

2йгод реализации программы

3йгод реализации программы

4йгод реализации программы

Сентябрь

Беседа «Экологическая обстановка города»

Беседа «Роль растений в жизни человека»»

Викторина «Певчие птицы Тульской области»

Беседа «Красная книга Тульской области»

Ноябрь

Беседа «Как улучшить окружающую среду »

Беседа «О деятельности зеленых»

Беседа «Охрана флоры и фауны»

Лекция «Право по защите окружающей среды»»

Май

Экологический десант «Экологическая тропа»

Экологический десант «Экологическая тропа»

Экологический десант «Экологическая тропа»

Классный час «Цифры и факты: экологические катастрофы»


Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Мы - будущее» целесообразно использовать следующие критерии:

  • Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;

  • Уровень воспитанности;

  • Сформированность ценностных отношений учащихся;

  • Формирование мотивации к обучению;

  • Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

  • различные методики диагностики;

  • беседы с учащимися;

  • наблюдения;

  • интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.

Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

  • Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

  • Активная гражданская позиция.

  • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

  • Творческий подход к любым видам деятельности.

  • Коммуникабельность, умение общаться.

  • Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.

  • Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.

Мониторинг эффективности программы.

Показатели

Методики изучения

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося:

1. освоение учащимися образовательной программы

2. развитость мышления

3. познавательная активность учащихся

4.сформированность учебной деятельности.


  1. тест интеллектуального развития

  2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

  3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося:

1. нравственная направленность личности

2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

  1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

  2. Методики "Репка" ("Что во мне выросло")

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика:

1. коммуникабельность

2. сформированность коммуникативной культуры учащихся

3. знание этикета поведения

  1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность эстетического потенциала ученика

1. развитость чувства прекрасного

2. сформированность других эстетических чувств

  1. Методика Торренса

  2. Педагогическое наблюдение

Сформированность физического потенциала ученика

1. состояние здоровья

2. развитость физических качеств личности

Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе

1. комфортность ребенка в школе

2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе

1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

Сформированность классного коллектива

1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. развитость самоуправления

3. сформированность совместной деятельности


  1. Методика "Наши отношения"

  2. Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин)

  3. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова).


Работа с классом

Характеристика классного коллектива

В классе 18 учеников, из них 7 девочек и 11 мальчиков. Класс сформирован из детей нашей школы - 14 человека (4 класс) и 4 детей пришедших из разных школ. Большинство детей - 79% имеют полную семью, 46% - являются единственным ребенком в семье.

Проводимые мною исследования показали, что дети имеют достаточный уровень интеллектуального развития, многие имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное, яркое мышление. В основном дети легко и радостно идут на контакт.

87% ребят занимаются в системе дополнительного образования: музыкальных и художественных школах, спортивных кружках.(Гуров Никита, Базарь Альбина, Матафонова Василиса, Дмитриев Сергей и др.)

В коллективе за это время выделились следующие лидеры: Бурахина Оксана, Дмитриев Сергей, Базарь Альбина. Эти ребята являются активными помощниками и организаторами любых классных дел. Но есть группа воспитанников - 25% с которыми предстоит индивидуальная работа по культуре поведения на уроке и перемене.

В целом же класс кажется достаточно ярким и перспективным.


Заповеди класса:

НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.

МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.

НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.

ПОМНИ:

  • Наша школа самая лучшая потому, что она - наша.

  • Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.

  • Если тебе хорошо, поделись с товарищем.

  • Поспешишь - весь класс насмешишь.

  • Заходя на урок, не думай о секундах свысока.

  • Дорожи дружбой ребят в классе - это твоё «ежечасное трёхразовое питание»

«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»

  • Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.

  • Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.

  • Помни, что учитель - твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.

  • Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.

  • Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).

  • Помни - твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.

  • Помогай учителю в организации досуга.

  • Принимай участие в ежедневной уборке класса.

  • Не будь в стороне от интересных дел.

  • Будь ответственным: пообещал - сдержи слово.

  • Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.

  • Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.

Традиции класса, которые могут творить чудеса

Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?

  • традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания: "Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!" "Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!"

Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.

  • традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класс:

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?

Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:

а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.

  • традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе "Книги рекордов Гиннеса", в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.

  • традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

  • традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

а) Учиться честно, говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.

  • традиция, когда в классе существует "Праздник добрых пожеланий", который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.

Законы класса

1. Закон Правды.

Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.

2. Закон Добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон Заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Закон Любви.

Любовь - одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

5. Закон Милосердия.

Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай о них.

6. Закон Памяти.

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

7. Закон Уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

8. Закон Старости.

Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

9. Закон Свободы.

Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

10. Закон Смелости.

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

11. Закон Чести.

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, достоинстве.


Диагностический этап (5 класс)


Цель и задачи на 2014-2015учебный год.

Цель:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;

воспитание гражданских и патриотических качеств личности через пропаганду и утверждение здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Коллективный уровень:

  • Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

  • Через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края;

  • Продолжать формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

  1. Групповой уровень:

  • Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность микроколлективов в классе, школе;

  • Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

  • Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;

  • Развивать умение работать в коллективе, команде, решать творческие способности;

  • Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров;

  • Продолжить традиции домашних сборов коллективов.

  1. Индивидуальный уровень:

  • Продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни;

  • Активизировать участие каждого учащегося в КТД, в выполнении поручений;

  • Разъяснять важность для каждого человека приручать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

  • Развивать культуру общения.









Работа с классом по направлениям.

1 четверть ( сентябрь - октябрь).

Дата.

Направление.

Вид деятельности.


Правовое воспитание

Классный час. «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»

Беседа «Правовые основы современного общества»


Гражданско-патриотическое воспитание.

Классное собрание «Выбор актива класса».

Отчет о работе класса за предыдущий год


Нравственное.

Беседа «Я в мире людей».

Час общения «Чем я отличаюсь от других»


Художественно-эстетическое.

Классный час «Природа в музыке и поэзии».

Выезд в театр


Физическое воспитание.

Мини - футбол .

«Школа безопасности».

Осенний кросс.


Валеологическое.

Составление индивидуальной карты

Твое здоровье и основы безопасности жизнедеятельности


Экологическое

Викторина «Певчие птицы Тульской области»

Беседа «Экологическая обстановка города»

2 четверть ( ноябрь - декабрь).

ДАТА.

НАПРАВЛЕНИЕ.

МЕРОПРИЯТИЕ.


Правовое воспитание.

Беседа «Социально опасные преступления молодежи»

Диагностика «Я - человек, но какой?»


Гражданско- патриотическое воспитание.

Викторина «Знаешь ли ты политические термины»

«Жители моей страны» кл. час



Нравственное.

Классный час «Поведение и культура»


Художественно - эстетическое

Вечер «Золотая осень» (виртуальная экскурсия в музей ИЗО.)


Физическое

Военно - спортивные соревнования.


Валеологическое

Твое здоровье и ВИЧ/СПИД .

Твое здоровье и алкоголь. Кл. Час.


Экологическое.

Беседа «О деятельности зеленых»





3 четверть (январь - февраль - март).

ДАТА.

НАПРАВЛЕНИЕ.

МЕРОПРИЯТИЕ.


Правовое воспитание.

Час общения «Задержан милицией как себя вести?»


Гражданско- патриотическое воспитание.

Классный час «Военные династии»

Диспут «Что значит жить достойно»



Нравственное.

Занятие «Конфликт - неизбежность или…»

«Приятно ли со мной общаться» тренинг

«Золотое правило жизни» классный час



Художественно - эстетическое

Классный час «Таланты и поклонники»



Физическое

Баскетбол. Стрельба. «Школа выживания» Президентские состязания.


Валеологическое

Твое здоровье и питание.

Твое здоровье и эмоции. Тест


Экологическое.

Беседа «Охрана флоры и фауны»





4 четверть (апрель - май).

ДАТА.

НАПРАВЛЕНИЕ.

МЕРОПРИЯТИЕ.


Правовое воспитание.

Диалог: «Собственность: права и обязанности»


Гражданско- патриотическое воспитание.

Возложение цветов на Вечный Огонь. «Этот праздник с сединою на висках» вечер.

«Острова профессий» - познавательная беседа - конкурс.


Нравственное.

Беседа . «Соседи далекие и близкие»


Художественно - эстетическое

Экскурсия в музей.


Физическое

Русская лапта.


Валеологическое

Взаимоотношения с другими людьми


Экологическое.

Экологический десант «Экологическая тропа»




Индивидуальная деятельность с учащимися и педагогами

Месяц

Индивидуальная работа

с учащимися

Связь с учителями

сентябрь

Работа с личными делами вновь прибывших учеников.

Посещение уроков, индивидуальные беседы

октябрь

Контроль за посещаемостью, успеваемостью и подготовкой к урокам учащихся «группы риска»

Посещение уроков, индивидуальные беседы

ноябрь

Беседы с отдельными учащимися, посещение квартир

Ежедневная справка учителей-предметников о поведении, успеваемости класса

декабрь

Беседа с учащимися о занятости во внеурочное время

Консультации по ведению тетрадей

январь

Беседа с учащимися, привлечение к участию в мероприятиях

Посещение уроков истории, обществознания, физкультуры

февраль

Беседы с мальчиками о поведении на переменах

Беседы с учителями, выявление проблем у отдельных учащихся

март

Беседа о правилах подготовки к занятиям

Посещение уроков

апрель

Беседы о поведении на уроках и переменах

Консультации по ведению тетрадей

май

Индивидуальные беседы с учащимися «группы риска»

Выявление трудностей в подготовке к урокам


Основной этап (6 класс)


Цели и задачи на 2015-2016 учебный год


Цель №1: реализация программы развития классного коллектива на основе психодиагностических данных.

Реализация проектов, направленных на развитие интеллекта, формирования ЗОЖ, позитивного отношения к труду, умению адаптироваться в окружающем мире.

Цель №2: вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию

Основные задачи:

  • формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании;

  • развитие интеллектуальных способностей детей;

  • развитие мышления, памяти, внимания.

Цель №3: развитие физкультурно-оздоровительной деятельности, способствующей познавательной активности

Основные задачи:

  • Физическое развитие посредством спорта и физической культуры;

  • Приобщение к активному отдыху на природе;

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом;

  • Учить жить по принципу: «В здоровом теле - здоровый дух»

Цели №4: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других

Основные задачи:

• Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;

• Участие в школьных и районных экологических субботниках;

• Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.

Цели №5: развитие активной социальной деятельности и инициативы детей, изучение истории родного края, страны.

Основные задачи:

  • Воспитание чувства коллектива и одновременно осознания неповторимости каждого человека;

  • Воспитание чувства прекрасного;

  • Развитие уважительного отношения к истории и культуре родного края.

Цель №6: формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития толерантной личности.

Задачи:

  • Диагностирование специфики взаимоотношений в классном коллективе.

  • Обучение правилам и культуре общения, разрешения конфликтов.

  • Развитие личностных свойств - самостоятельности, самоуважения, отзывчивости, толерантности, эмпатии.

Цель №7: создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие учащихся.

задачи:

  • формирование культуры общения у родителей;

  • оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;

  • выработка совместных требований к ученику;

  • содействие сохранению и упрочнению семьи;

  • вовлечение родителей в воспитательный процесс:

  • создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.


1 четверть ( сентябрь - октябрь).

Дата.

Направление.

Вид деятельности.


Правовое воспитание

Классный час «Мораль и право»


Гражданско-патриотическое воспитание.

Классное собрание «Выбор актива класса», отчет о работе класса за предыдущий год.


Нравственное.

Час общения «Чем я отличаюсь от других»


Художественно-эстетическое.

Классный час «Природа в музыке и поэзии»


Физическое воспитание.

Проводится по плану учителей по физической культуре.


Валеологическое.

Устный журнал «Твое здоровье и окружающая среда»


Экологическое

Беседа «Роль растений в жизни человека»


Семейная культура

Час общения «История моей семьи»

2 четверть ( ноябрь - декабрь).

ДАТА.

НАПРАВЛЕНИЕ.

МЕРОПРИЯТИЕ.


Правовое воспитание.

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»


Гражданско- патриотическое воспитание.

Внеклассное мероприятие «Мои земляки - герои войны»


Нравственное.

Тестирование по методике «Хранилище человеческих качеств»


Художественно - эстетическое

Выезд в театр


Физическое

Проводится по плану учителей по физической культуре.


Валеологическое

Дискуссия «Твое здоровье и наркотики»


Экологическое.

Беседа «О деятельности зеленых»


Семейная культура

Презентация «Мой семейный праздник»


3 четверть (январь - февраль - март).

ДАТА.

НАПРАВЛЕНИЕ.

МЕРОПРИЯТИЕ.


Правовое воспитание.

Классный час «Мораль и право -дороги ведущие к человечности»


Гражданско- патриотическое воспитание.

Выпуск стенгазеты к Дню защитников Отечества


Нравственное.

Вечер отдыха «Речь и этикет»


Художественно - эстетическое

Виртуальная экскурсия по городам России


Физическое

Проводится по плану учителей по физической культуре.


Валеологическое

Практикум «Твое здоровье и стресс» (проводит психолог)


Экологическое.

Практикум «Учусь дружить с растениями»


Семейная культура

Беседа «Соседи далекие и близкие»


4 четверть (апрель - май).

ДАТА.

НАПРАВЛЕНИЕ.

МЕРОПРИЯТИЕ.


Правовое воспитание.

Диалог: «Собственность: права и обязанности»


Гражданско- патриотическое воспитание.

Конкурс песни на героико-патриотическую тему. Возложение цветов на Могилу Неизвестного солдата


Нравственное.

Тестирование «Можете ли вы влиять на других»


Художественно - эстетическое

Поход - экскурсия в усадьбу графа Бобринского


Физическое

Проводится по плану учителей по физической культуре.


Валеологическое

Устный журнал «Травматизм в быту»


Экологическое.

Экологический десант «Экологическая тропа»


Семейная культура


Работа по развитию классного самоуправления

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у детей формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления по направлениям.

Третий уровень предполагает школьное самоуправление.

Цели и задачи самоуправления в классном коллективе.

Цель: формирование у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности, создание отношений товарищества.

Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;

  • создание условий для равноправного сотрудничества всех учащихся класса;

  • воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;

  • создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей.

Принципы самоуправления в классном коллективе:

1. Принцип взаимодоверия;

2. Принцип взаимопомощи;

3. Принцип сотрудничества;

4. Принцип сменяемости актива;

5. Принцип единого планирования.

Структура классного самоуправления.

Собрание

отряда

Программа воспитательной работы Мы - будущее

Совет

отрядаПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

Постоянные сектора

Временные

группыПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

учебныйПрограмма воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

Программа воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

трудовой

спортивный

досуг

редколлегия

Собрание отряда.

Высший орган классного коллектива, собирается 1 раз в четверть.

Цель: обеспечить каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решения по вопросам деятельности коллектива.

Первое полугодие пятого класса собрания ведет его председатель - классный руководитель, приобщая более активных учеников. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет отряда. В перспективе - вести собрание будет Совет отряда (ребята должны будут самостоятельно организовать собрание).

Сложность заключалась в том, что принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания.

Решение: использование приёма «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включённости участников собрания в выработке решения.

Таким образом, у учеников развивается самостоятельность в принятии решения, навыки общения друг с другом, умение прислушиваться к мнению товарищей.

В работе используются и другие методы:

· Беседы.

· Дискуссия, обсуждение.

· Работа в парах.

· Ролевые игры.

· Работа в малых группах.

· Практические задания.

Совет класса.

Высший орган управления в классном коллективе между собраниями, собирается 1 раз в две недели, классное собрание проводится 1 раз в месяц.

Состав

  1. Командир - отвечает за работу классного коллектива;

  2. Лидеры - представляют интересы класса в Совете лидеров школы, своевременно доводят информацию с заседания школьного Совета;

  3. Руководители секторов - отвечают за работу своего направления.

Классный руководитель помогает совету класса в его работе рекомендациями, деловыми предложениями.

Постоянные сектора.

Учитывая интересы ребят и результаты диагностики, сформированы группы по 4-5 человек, которые являются постоянным рабочим коллективом класса.

  1. Учебный.

  • Ведёт ведомость посещаемости;

  • Собирает дневники на проверку;

  • Сообщает об изменениях в расписании;

  • Составляет рейтинг успеваемости.

  1. Трудовой.

  • Следят за порядком, чистотой, правилами поведения на перемене;

  • Отвечают за организацию дежурства по школе;

  • Следят за цветами в классе;

  • Организуют ребят на генеральную уборку класса и распределяют фронт работ.

  1. Спортивный.

  • Организуют участие в спортивных мероприятиях;

  • Помогают в проведении физкультминуток на уроках;

  • Организуют подвижные игры на переменах;

  • Лыжи.

  1. Редколлегия.

  • Отвечают за оформление классного уголка;

  • Оформление класса к мероприятиям.

  1. Досуг.

  • Организация участия класса в мероприятиях различного уровня;

  • Организация и проведение классных мероприятий;

  • Привлекают родителей к делам класса.

Временные группы.

Создаются наряду с постоянными секторами в зависимости от проводимого мероприятия. Например, спортивные команды, друзья малышей (мероприятия в подшефном 2 классе).

Правила временных групп:

  • создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;

  • решение о создании принимается всем классом;

  • в составе временных групп могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;

  • прекращают своё существование после выполнения задания.

Функции ученического самоуправления:

  • - самоактивизация

  • - организационное саморегулирование

  • - коллективный самоконтроль

Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов ученических коллективов в решение той или иной проблемы, а также систематическую работу по включению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность последнего самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организационных задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных задач.

Для развития ученического самоуправления необходимо: единство коллектива, наличие воспитательной системы в школе, личный пример педагогов, создание и развитие системы общешкольного самоуправления.

Права и обязанности членов самоуправления

Члены самоуправления имеют право:

- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;

- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;

- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;

- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;

- входить в состав других объединений.

Члены самоуправления обязаны:

- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;

- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

- проявлять уважение к старшим;

- уважать взгляды и убеждения других людей;

- уважать достоинство и свободу другого человека;

- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.

Поощрения и наказания

Члены самоуправления поощряются за достижения в учебе и спорте, за общественную работу.

Члены самоуправления могут быть наказаны за нарушение Устава школы. К ним могут быть применены следующие меры:

- выговор или замечание;

- лишение права участвовать в общих делах.

Основные принципы деятельности:

Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.

Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.

Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.

Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до сведения всех.

Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.

Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.)

Стадии коллектива

Первая стадия

Вторая стадия

Третья стадия

Характеристика стадии

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

Функции самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Содержание

функций

Получение задания, определение режима выполнения, составление плана, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и т. д.

Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов

Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.

Работа органов самоуправления (группы актива)

Коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации дел в порядке очередности

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы

Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

Универсальные темы классных ученических собраний для развития самоуправления.

№ занятия

Тема

1.

Выявление наиболее активных учащихся класса. Изучение портфолио.

2.

3.

Формирование органов ученического самоуправления:

  • защита программы развития классного коллектива кандидатами в лидеры класса

  • выбор лидера путем простого голосования

4.

Формирование кабинета министров.

5.

Классный уголок (защита проектов) - информационный стенд класса

6.

Оформление классного уголка

7.

Символика класса: герб, заповеди учеников.

8.

9.

Разработка нормативных документов:

  • положение о классном самоуправлении

  • положение о классных министерствах

  • положение о классном собрании

10.

Изучение Устава школы

11.

Функциональные обязанности органов самоуправления

12.

Формирование законов жизни классного коллектива

13.

Обсуждение основных направлений работы класса совместно с родительским комитетом класса

14.

Корректирование плана воспитательной работы на вторе полугодие

15.

Подготовка к отчетному собранию органов самоуправления.

16.

Отчетное собрание с приглашением общественности. Пути развития самоуправления.

17.

Мастерская «Выборы. Для чего нужны выборы?»

18.

Мастерская «Навыки выступления перед публикой»

19.

Подготовка к проведению дебатов «Я - лидер». Деловое общение.

20.

Дебаты «Я - лидер» (с привлечением общественности)

21.

Организация поздравления мам с праздником 8 марта. Планирование работы

22.

23.

Поздравления мам с праздником

24.

Мастерская «Разрешение конфликтов»


25.

Встреча актива класса с администрацией гимназии «Лучше узнаем гимназию!»


26.

Анализ участия каждого в жизни классного коллектива. Выдвижение кандидатур для участии в конкурсе «Лучший гимназист»


27.

Подготовка материалов кандидатов на конкурс «Лучший гимназист»


28.

Контроль за состоянием учебников и тетрадей. Организация контроля, его принципы и методы.


29.

Конкурс «Лучший дневник класса»: критерии, анализ, подведение итогов.


30.

Изучение удовлетворенности учащимися и их родителей школьной жизнью (аналитическая работа через написание сочинений по теме «Я и мой класс»)


31.

Проведение аналитической работы по формированию классного коллектива


32.

Подготовка к отчетному собранию


33.

34.

Отчетное собрание «Классная жизнь»

Предполагаемый результат:

  • Предоставленная учащимся возможность участвовать в организации классной жизни.

  • Воспитание социальной ответственности за себя и других.

  • Сформировать умения самостоятельно проявлять себя в различных видах творчества, вносить свой вклад в общее дело коллектива.

  • Создать условия для саморазвития, самовыражения, создание гражданских ценностей.

  • Определенный статус и комфортная среда для каждого ребенка в классном коллективе.


Работа с родителями


Одна из главных задач педагогов - это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи с учителем. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей и учителя, которая может быть организована в различных формах.

Тренинг - это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями.

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Индивидуальные собеседования.

Собеседования планируются во время каникул, в течение одной недели, один раз в год. Родители заранее оповещаются о времени собеседования, можно оформить пригласительные. Обычно на организационном родительском собрании согласуется время собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители или родитель со своим ребёнком. В течение запланированных 40-50 минут учитель беседует с родителями, все вместе проверяют состояние тетрадей, учебников, дневника. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания

Пресс - конференция с родителями.

Эту форму работы мы предлагаем проводить в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, логопеда, социального педагога, завучей, директора школы, с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.

Родительские собрания, проводимые детьми

Это собрание проводится вместе с детьми или только детьми. Должна быть проведена большая предварительная работа с детьми: составление сценария, распределение ролей, запоминание текстов, подготовка ведущих собрания. Родители же приходят на собрание как обычно. Перед ними сидят их дети, они на этом собрании стали учёными, учителями, директорами школ и.т.д. Рассказывают заранее выученные тексты по воспитанию детей и в конце своего выступления просят своих родителей поделиться своим опытом по воспитанию. Таким образом, мы воспитываем не только родителей, но и будущих родителей - наших детей.

Групповая работа родителей.

Организация работы с родителями

Программа воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

Управляющий совет

Программа воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущееСовет школы Родительский комитет

Родительская

конференция

ППрограмма воспитательной работы Мы - будущее

Психолого-педагогический семинарсихолого-

педагогический

Родительские собранияПрограмма воспитательной работы Мы - будущееконтакт

Программа воспитательной работы Мы - будущее

Программа воспитательной работы Мы - будущее

Совместные праздники

Программа воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

К

Лекторий

руглый стол

Программа воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

Программа воспитательной работы Мы - будущееПрограмма воспитательной работы Мы - будущее

Семинары-практикумыДень открытых дверей

Творческие встречи

Программа воспитательной работы Мы - будущее

Консультации

Д

Родительские рейдыиспут


Проведя социологический опрос, я получила следующие результаты:

1) образовательный уровень родителей: высшее образование имеют - 36%, неполное высшее образование имеют - 16%, среднее-специальное - 48%.

2) взаимоотношения обучающегося с родителями и другими членами семьи: атмосфера в семье дружелюбная, теплая - 68%, отношения близкие, доверительные - 32% отношения отчужденные - 0%.

3) особенности семейного воспитания: строгий контроль за поведением ребенка - 31%, ограничение самостоятельности - 13% большая самостоятельность ребенка - 24%;

4) родители сотрудничают с учителем - 82%, вступают в противоречие с учителями - 0%.

5) о взаимопонимании ребенка с родителями отмечалось, что у 74% полное взаимопонимание, у остальных хорошее.

Целью программы является создание условий для формирования и развития личности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала на основе интеграции развивающего потенциала семьи и гимназии.

Задачи:

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитания успешного ребенка в семье и школе;

  • Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

  • Развитие активной педагогической позиции родителей;

  • На первом этапе работы особенно актуально стало проектирование целей, перспективы и образа жизнедеятельности классного коллектива и каждого воспитанника индивидуально.

В программе определены направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

  • Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  • Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

2. Совместная деятельность родителей и учащихся:

  • умственное развитие

  • воспитание нравственной культуры

  • воспитание эстетической культуры

  • воспитание физической культуры и здорового образа жизни

  • воспитание трудолюбия и профориентация

3. Мониторинг

  • анкетирование

  • изучение межличностных отношений в классе - метод Богардус

Критерии:

  1. Качество успеваемости.

  2. Межличностные взаимоотношения в классе.

  3. Улучшение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок

  4. Повышение уровня воспитанности обучающихся.

  5. Удовлетворенность родителей совместной деятельностью в гимназии.

Успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители - не просто помощники педагога, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:

Учителю - по-другому взглянуть на себя, свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей.

Родителям - включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий.

Детям - дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.

Ожидаемые результаты:

Реализация основных направлений данной программы позволит

  • Укрепить связь с семьёй;

  • Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;

  • Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

  • Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся;

  • Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся;

  • Достичь высокой степени удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования.

Содержание программы

Направления и содержание деятельности

Формы проведения

сроки

ответственные

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

1. Трудности адаптации пятиклассника

практикум

5 класс

Психолог, классный руководитель

2. Физические проблемы взросления детей

педагогический треугольник

6 класс

Врач, классный руководитель

3. Физиология подросткового возраста, здоровье, личная гигиена.

дискуссионный клуб

6 класс

Классный руководитель Рысляева И.Е., родители Катаева Н.Н., Бурахина М.Н.

4. Психологические и психофизические особенности подростка

родительский лекторий

7 класс

Психолог

5. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

ролевая игра

7 класс

Психолог, классный руководитель

6. Психологические и возрастные особенности развития подростка

Лекция + психологический практикум

8 класс

9 класс

Психолог, классный руководитель

7. Искусство воспитания

Педагогическая мастерская

8 класс

Классный руководитель

8. Профориентация: «Выбор дальнейшего пути: за и против»

родительская конференция

9 класс

Родители, классный руководитель, психолог

9. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

консультации индивидуальные и групповые

7 класс

Классный руководитель

10. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании

интерактив

6 класс

Психолог, классный руководитель

11. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения

дискуссионный клуб

8 класс

Классный руководитель. Родители: Речкина С.В., Торчинашвили Л.Ш.

12. Результативность школьного урока. От чего она зависит?

беседа

6 класс

Классный руководитель

13. Педагогический такт родителей

Родительский ринг

7 класс

Классный руководитель

14. Школа - второй дом. Какой мы ее хотим видеть?

организационно-деятельностная игра.

7 класс

Классный руководитель

15. Человек, которому я доверяю.

родительские чтения

9 класс

классный руководитель

16. Информационное окно

Интернет форум

8 класс, 9 класс

Классный руководитель,

родители

17. Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой.

собрание-диалог, вечер вопросов и ответов

9 класс

Классный руководитель, учителя предметники

2. Совместная деятельность родителей, обучающихся и школы

1. Давайте познакомимся

тренинг

5 класс

Классный руководитель

2. Страна «Семь Я»

Конкурс, выпуск газеты

6 класс

Классный руководитель, родители: А.И. Дмитриева, Гурова М.В.

3. Дети глазами родителей, родители глазами детей

Совместное с детьми родительское собрание

5 класс, конец года

Классный руководитель, актив класса

4. Моя семья - моя радость

Совместное с детьми родительское собрание

6 класс, конец года

Классный руководитель, актив класса

5. Алло, мы ищем таланты

Совместное с детьми родительское собрание

7 класс, конец года

Классный руководитель, совет класса, родители

6. Семья года

Совместное с детьми родительское собрание

8 класс, конец года

Классный руководитель, совет класса, родители

7. Звездный бал

Совместное с детьми родительское собрание

Окончание

9 класса

Классный руководитель, родительский комитет

8. Путешествие в осенний и зимний лес

Туристические походы

ежегодно

Классный руководитель, родительский комитет

9. «Россиянин, твой подвиг бессмертен», «Навек остались молодыми»(героический подвиг узловчан), «Улицы нашего города»,

экскурсии

1 раз в четверть

Родительский комитет

10. « Москва - сердце России», «Славный город Санкт-Петербург», «По золотому кольцу России»

путешествия

ежегодно

Родительский комитет

11. Мисс и миссис Весна.

Рыцарь 21 века

праздник

ежегодно

Классный руководитель, совет класса, родители

12.Встреча поколений

праздник

7 класс

Классный руководитель, совет класса, родители

13. Спорт, семья и я.

Спортивная эстафета

5, 6, 7, 8 класс

Классный руководитель, учитель физической культуры, род.комитет

14. Профессии, которые мы выбираем.

Круглый стол

8, 9 класс

Классный руководитель, родительский актив

15. Мы и наше время

Дискуссионный клуб

9 класс

Классный руководитель, совет класса

16. Что, где, когда?

Интеллектуальная игра

9 класс

Классный руководитель, совет класса

17. Мы и наши дети

Проект

7 класс

Классный руководитель, родительский актив

18.Семейный альбом

Проект

8 класс

Классный руководитель, инициативная группа

3. Мониторинг

1. Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью с гимназией

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

2. Изучение межличностных отношений в классе.

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

3. Изучение уровня воспитанности обучающихся

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель

4. Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок.

Анкетирование, тестирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

У педагога и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то, и другое

Ресурсы программы

1. Материальные ресурсы - компьютер, цифровой фотоаппарат.

2.Методические ресурсы . Литература.

  • Редан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.П.: Психология и педагогика СПб; Питер 2000. 432с. (Учебник нового века)

  • .Научно методический журнал «Классный руководитель». Москва, Луков переулок д.4.

Центр «Педагогический поиск» 2007г.

  • Журнал «Справочник классного руководителя» Информационный центр Ресурсы образования, Москва ЗАО «МЦФЭР» 2007, 2008, 2009.

  • .Н.Е.Щуркова. «Классное руководство». Настольная книга учителя. Москва 2002г.

  • Дневник классного руководителя. Издательство « ВАКО» 2007г

40


© 2010-2022