- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа дополнительного образования Эрудит (8-11 класс)
Программа дополнительного образования Эрудит (8-11 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ефимова И.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82
Программа интеллектуального развития в кружке "Эрудит"
Разработала:
Ефимова Ирина Валентиновна
учитель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Основное направление работы - культурно-образовательное, раскрытие духовного потенциала детей, социальная адаптация, творческое, интеллектуальное и эстетическое развитие, развивающий досуг.
Эстетические потребности учеников развиваются во взаимосвязи с формированием навыков изготовления художественных произведений.
Члены кружка обучаются составлению фотоколлажей, декоративных композиций, листовок и карт туризма, составлением познавательного текста о том, или ином предмете быта, туристическом уголке и прочее.
Это сочетается с проведением игровых психологических тренингов, направленных на преодоление трудностей социальной адаптации детей в нашем обществе.
В процессе занятий дети знакомятся с мировым культурно-художественным наследием (Италия, Франция, Германия, Испания и др.), с национальным культурным наследием нашей страны и Малой Родины (видеофильмы, художественные альбомы, видео экскурсии).
Ожидаемый результат - повышение общего культурно-эстетического уровня, формирование духовных потребностей через знакомство с гениальными творениями художественной культуры и зодчества, через первичную профессиональную подготовку.
Состав кружка: 2 группы по 6 человек ( на базе 2х школ), что даст возможность организовать соревнования и дискуссии между участниками групп, что, в свою очередь, создаст наибольшую атмосферу заинтересованности у детей.
В кружке занимаются дети 11-16 лет.
Специфика программы кружка заключается, прежде всего, в ее ориентированности на познавательно - развивающее обучение, погружение в общение.
Программа направлена на создание такой формы обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться.
Основная цель программы достигается такими средствами как познание самого себя в совокупности таких сторон процесса, как: само организованность, содружество, соучастие, взаимопонимание, взаимодействие и реализуется через знакомство с психологией общения и овладения элементарными навыками эффективного взаимодействия со сверстниками, членами своей семьи, педагогами и др. людьми.
На занятиях используются разные виды работы:
-
телеуроки - знакомство с основными эпохами в развитии человечества и мировой художественной культуры, совмещенные с лекциями, просмотрами видеофильмов, слайдов: "Фольклорные праздники и игры славян", "Боги и жрецы Древнего Египта", "Мир фламенко и кастаньет", "Святочные гаданья в крещенский вечерок", "Родных краев любимые просторы" и др.;
-
психологические занятия - "Давайте поговорим", "Практикум неречевого общения", "Правила доброго общения", "Сокровища и тайны дружбы", "Мое место в школе";
-
психологическое тестирование - "Умеем ли мы дружить?", "Моя семья", "Здоровый образ жизни";
-
Игры на развитие памяти, фантазии и воображения, внимания, психологических качеств личности, наблюдательности - "Умей слушать многих", "В мире звуков и изображений", "Понаблюдай за своими движениями" и др.
-
ролевые игры - "Планета друзей", "Лидер", "Морские командные учения";
-
конкурсы - конкурсы стихов и песен о Малой Родине, фито и фото коллажей, рисунков, агитплакатов и пр.;
-
работа с Семейными архивами, составление родословных;
-
викторины - "Что ты знаешь о культуре Древнего Египта», « Спарта - страна, или образ жизни» и др.
-
практические занятия по обучению составления фитоколлажей, декоративных композиций (в вазах, корзинах, объемных настенных и в "плоскости");
-
работа по индивидуальным заданиям (исследовательская работа).
-
Систематическая работа над анализом материала
-
создание презентаций, выпуск информационных бюллетеней,
-
творческие работы ко Дню Победы и к праздничным датам
-
экскурсии -в Музей Боевой Славы, в Выставочный зал г.Шахты, интернет-библиотеку , театр "Пласт",пожарную часть поселка и др.
-
праздничные и развлекательные досуговые мероприятия -литературно-музыкальные композиции к юбилейным датам, литературные гостиные и пр..
-
участие в различных конкурсах и викторинах, НПК Муниципального и Областного уровней.
Цель работы кружка
Способствовать формированию социально развитой личности, развитию патриотизма и гражданственности молодежи. Создать дополнительные условия для формирования социальных, информационных, коммуникативных компетенций.
Задачи работы кружка:
- прививать учащимся навыки научно- практической и исследовательской работы;
- развивать умения работать с исследовательским материалом, анализировать и обобщать его;
- выработать у учащихся навыки и умения работать с научной литературой при подготовке докладов, рефератов, лекций, бесед, оформления стендов, выпуска газет;
- воспитывать уважение к трудовым подвигам земляков (сбор материала о жителях Малой Родины);
- учить применять полученные знания на практике.
График занятий кружка:
Занятия проводятся еженедельно (консультации - по необходимости).
Участники кружка должны знать:
- способы и методы проведения исследований, опросов, анкетирования, экспериментов, дискуссий;
- варианты исследовательской и творческой работы.
Участники кружка должны уметь:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- оформлять исследовательский материал;
- проводить опросы;
- выполнять исследовательскую работу;
- систематизировать собранный материал;
- обобщать материал.
Оценкой творческой деятельности учащихся можно считать следующие критерии:
- проявление интереса к истории Родного края, экологии, географии и др. наукам;
- стремление учеников к самостоятельному, более глубокому изучению познавательного материала;
- умение пользоваться знаниями в процессе выполнения практических заданий;
- стремление к сотрудничеству;
- участие в соревнованиях, конкурсах и массовых мероприятиях имеющих различную направленность;
Программа данного объединения разработана с учетом преемственности общего образования школьников и учитывает содержание естественнонаучного образования (программа школы).
Учебно-тематический план (72часа)
№п/п
Тема занятия
Всего часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Ознакомление с темами и формой работы кружка.
1
1
2.
Видео урок: «Основные эпохи развития человечества» .Конспектирование. Работа по таблице.ИПК
3
1
2
3.
Видео урок: «Мировая художественная культура». Конспектирование. Работа с карточками-заданиями.ИПК
3
1
2
4.
Викторина по пройденным темам.
1
1
5.
Лекция. Демонстрация слайдов. «Фольклорные праздники и игры славян». Практическое задание: «Праздники в моей семье» ИПК
3
1
2
6.
Психологическое тестирование: «Моя семья»
1
1
7.
Работа с семейными архивами. Составление родословных, фото коллажей.
3
1
2
8.
Конкурс на лучшую работу по пройденной теме.
1
1
Защита
9.
Видео урок: "Святочные гаданья в крещенский вечерок". Христианские обычаи на Руси. Практическое задание: «Рождественское поздравление» ИПК
4
2
2
10.
Конкурс на лучшую поделку, рисунок к празднику.
1
1
Защита.
11.
«История Древнего мира. Боги и жрецы Древнего Египта». Демонстрация слайдов. Дискуссия по теме. ИПК
2
1
1
12.
Игра на развитие фантазии и воображения: "В мире звуков и изображений".
1
1
13.
Конкурс рисунка и поделок на тему: «Древний мир»
4
1
3
Защита.
14.
Викторина: «Спарта - страна, или образ жизни?»
1
1
15.
Лекция. Демонстрация слайдов. «Эволюция. Экология. Действительность». ИПК. Работа с карточками-заданиями.
2
1
1
16.
Психологическое тестирование: «Здоровый образ жизни»
1
1
17.
Видео урок: «Удивительный мир растений. Природа Земли и будущее».ИПК
1
1
18.
Конкурс рисунка, агит- листовки: «Берегите природу»
2
1
1
защита
19.
Декоративное искусство в нашем быту. Изготовление поделки для украшения интерьера из природного материала.
5
1
4
20.
Конкурс поделок.
1
1
Защита.
21.
« Я и окружающий мир» (дискуссия).
1
1
22.
Практическое задание: «Родных краев любимые просторы». Разработка путеводителя по местам Малой родины. Проект.
6
2
4
Защита.
23.
«Животный мир».Исследовательская работа в виртуальном музее «Природы и быта». ИПК
6
2
4
24.
Ролевая игра: «Планета друзей»
1
1
25.
Мировая религия. Направления и основные положения. Показ презентации:»Религии мира» ИПК
1
1
26.
История Православной религии и культуры. Работа с таблицами, карточками.
2
1
1
27.
Православное христианское отношение к природе.
1
1
28.
Религия и наука. Религия и философия.
1
1
29.
Мифы, легенды и религия.
1
1
30.
Иконопись и иконописцы. Показ презентации: «Древнейшие чудотворные иконы». Работа с карточками-заданиями. ИПК
2
1
1
31.
Православные праздники на Руси. Пасха, Троица и другие. Презентация. ИПК. Работа с раздаточным материалом.
2
1
1
32.
Конкурс творческих работ по теме.
1
1
Защита
33.
«День Победы- День Памяти и Скорби» творческое задание.
1
1
34.
Конкурс работ по теме.
Итоговое награждение самых активных участников за год.
3
3
Защита
35.
Резервное время.
2
Итого:
72
24
46
Учащиеся должны соблюдать правила поведения и ТБ, расписания занятий, режим труда и отдыха.
При проведении практических работ возможно воздействие на учащихся следующих опасных вредных факторов: порезы и уколы при небрежном обращении с инвентарём и оборудованием.
При проведении каждого практического занятия обязательным является проведение инструктажа по ТБ.
Используемая литература:
-
Н.И. Дереклеева «Уроки нравственности», ООО «5за знания», М.2006
-
Л.Соколова, «Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе», Новосибирск, 2007
-
Б.А. Татьянкин, «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» ООО «5за знания», 2007
-
Интернет сайты:
-
jenshina.net/rukodelie/4906-kvilling-dlya-nachinayuschih-materialy-instrumenty-tehnika.html
-
prazdnik.vladbazar.com/pozdravleniya-na-svadbu/
-
inpearls.ru/author/409/2
-
referats.5-ka.ru/33/7190/1.html
-
yandex.ru/yandsearch
-
golden-ship.ru/load/brak_semja_deti/36
-
vashpsixolog.ru/working-with-parents/156-programmy-/1212-programma-qsemejnaya-gostinayaq
-
disserr.ru/contents/170725.html
-
ostrovknig.ru/vcd-57-2/catalog.html
-
5. НМ журнал №7/2010. «Заместитель директора школы по воспитательной работе», Центр «Педагогический поиск»