- Преподавателю
- Классному руководителю
- Кл. час Моя малая Родина
Кл. час Моя малая Родина
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рыжкова Н.А. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Моя малая Родина»
«Нам этот мир завещано беречь!»
.
Цели урока:
1. Воспитание уважения к истории России и наследию прошлого;
2. Знакомство с историей Родного края
3. Углубление знаний учащихся по краеведению;
4. Развитие познавательного интереса;
Задачи:
Образовательная:
1. определить вместе с учащимися понятие «Малая Родина»;
Воспитательная
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: глобус, свеча, фотографии
Ход урока:
-
организационный момент.
Парты в кабинете расставлены по кругу, чтобы все участники могли друг друга видеть.
-
«Моя малая Родина» (Объявление темы урока учителем)
1. - слово учителя: наш урок я хотела бы начать с легенды
Легенда: давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему таланту. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту - путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли. Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие по истории Малой Родины.
2. учитель: Перед нашим путешествием давайте ответим на вопросы:
Что такое Малая Родина?
- Ответы учащихся
3. А теперь мы с вами немного поиграем.
Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина
Ответы детей:
-
родник,
-
природа,
-
рождение,
-
родня,
-
родной,
-
народ,
-
урожай,
-
родить,
-
родинка
(Ребята по очереди выходят к доске и записывают однокоренные слова)
4.Учитель: а теперь ребята давайте отправимся в путешествие по истории нашей малой Родины.
Наш поселок и река носят одинаковые названия, а почему, вы знаете?
а) Этимология первая
«В Книге Большому Чертежу, в перечне рек, «которыя в Двину пали», встречаются названия «Ямца» и «Емца».1 Причём, речь идёт об одной и той же реке: «а Пушенга вытекла из озера, протоку 100 вёрст, пала в Двину против Ямцы реки» ... А ниже устья реки Ямцы 50 вёрст город Колмагоры ... А против Пушенги Двинскои, пала река Емца, протоку 250 вёрст, вытекла от реки от Онеги»».
Этимология термина ЕМЦА выводится с опорой на «Словарь В. Даля» и факты русской истории: «Емить -имать или брать, собирать. Емь ж. ряз. сбор, подать, пошлина или взятка».
б) Этимология вторая.
«северные земли были главными поставщиками ещё одного важного в те времена товара - ловчих птиц, в связи, с чем вариант … от русского слова емь или емы в значении "когти ловчей птицы", также возможен».
в) Этимология третья
«Версия о происхождении названия «Емца» от имени племени «ямь» или «емь», якобы когда-то обитавшего в здешних местах, отрицается результатами исследований, посвященных вопросам происхождения и ареала расселения финского племени «хямь»» и т.д.
А знаете ли вы почему река Емца не замерзает?
В верховье у Емцы очень быстрое течение, довольно много родников питает Емцу, поэтому Емца не замерзает в верховьях. В среднем течении на Емце вместо льда образуется лишь шуга (Шуга, скопления рыхлого губчатого льда, находящиеся в водной толще) , а ледостав проходит лишь в нижнем течении. К тому же, на Емце не бывает ледохода! Емца - одна из двух рек в мире, где не бывает ледохода, хотя он должен быть из-за географического положения. В нижнем течении вместо ледохода в конце апреля на реке возникают вращающиеся воронки, вокруг которых постепенно тает лёд. Природа этого явления до сих пор вызывает споры у учёных.
До недавнего времени, чтобы попасть в среднее течение Емцы, необходимо было получить специальный пропуск.
4. Слово учителя
Ребята наш поселок называется Емца.
А какие названия улиц есть в нашем поселке?
Ответы детей.
5 . А вы знаете о местных авторах, учитель читает стихотворение Л.Н. Арефьевой «Моя Родина
6.» А теперь я расскажу вам о писателях, писавших о нашем крае
(Учитель показывает фотографии писателей, а дети вспоминают, какие произведения этого автора они читали).
С.Г. Писахов, Б.Шергин, Ф. Абрамов, М.Д. Кривополенова.
7. А какую же памятную дату отмечал наш район в этом году?
(85-летие Плесецкоо района)
История
Населённый пункт впервые упоминается в 1894 году. В 1897 году была сооружена станция Плесецкая Наволоцкой волости Онежского уезда Архангельской губернии на узкоколейной железной дороге Вологда - Архангельск и была включена в реестр железных дорог Российской империи. В 1924 году была образована Плесецкая волость с центром в селе Наволок. 4 октября 1926 года образована Плесецкая укрупнённая волость (перешедшая в Архангельский уезд) с центром в посёлке при станции Плесецкая.
9 июля 1929 года в ходе административной реформы на территории Плесецкой волости с присоединением посёлка Самодед был образован Плесецкий район Архангельского округа Северного края. Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 года селение Плесецкое было отнесено к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования Плесецк. В 1963-1965 годах являлся центром двух районов: Плесецкого промышленного и Плесецкого сельского. С 2006 года является также центром Плесецкого городского поселения.
Итоги урока: слово учителя
«Наше Отечество, наша Родина, Родина - мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина».
На этом наш классный час заканчивается, я предлагаю вам заполнить небольшую таблицу.
Нужны ли уроки, посвященные малой родине?
Какие впечатления у вас остались?
Что вам дал этот урок?
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Нужны ли уроки, посвященные малой родине? Да (нет) почему?
Какие впечатления у вас остались?
Что вам дал этот урок?
-
Нужны ли уроки, посвященные малой родине? Да (нет) почему?
Какие впечатления у вас остались?
Что вам дал этот урок?
Фото реки Емца