Экскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народа

Данная экскурсия предназначена для учащихся начальной школы и 5-6 классов. Ученики знакомятся с бытом русских крестьян, внутренним убранством избы.Экскурсоводами являются ученики старших классов, которые рассказывают об экспонатах, переданных в школьный музей учениками и учителями: рушники, скатерти, бытовая утварь, прялки, сундук и т.д.Разработка включает проведение краеведческой викторины. Данное мероприятие содействует воспитанию любви к своей малой родине.
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народаЭкскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народаЭкскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народаЭкскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народаЭкскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народаЭкскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народаЭкскурсия в школьный этнографический уголок Предметы быта русского народа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»













Экскурсия в школьный

этнографический уголок

«Предметы быта русского народа»















Провела: Михирева Г.Н., руководитель школьного музея «Боевой и трудовой славы»









Губкин, 2015

Цели:

  1. Познакомить учащихся с бытом русских крестьян на примере школьного этнографического уголка.

  2. Содействовать воспитанию любви к истории своей малой родины.

Задачи:

  1. Изучать историю родного края, его культурные ценности.

  2. Приобщать учащихся к сбору краеведческого материала, работе с ним, составлению сценариев на основе собранного материала и распространению среди учащихся знаний, полученных при встречах со старшим поколением.

  3. Формировать навыки работы в музее.

Оборудование: предметы экспозиции, стенд «Преданье старины глубокой…», творческие работы учащихся, магнитофон.

Предварительная подготовка : индивидуальные задания экскурсоводам, конкурс рисунков и творческих работ «Предметы быта русского народа».

Место проведения: школьный музей.

План проведения экскурсии.

  1. Введение. Вступительное слово учителя.

  2. Основная часть. Быт русского народа.

- внутреннее устройство дома;

-народные ремесла;

- посиделки.

3. Заключение.

4. Рефлексия.



  1. Введение.

Учитель: Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 году была аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Своя культура и свои традиции сложились и на территории нашего родного края.

  1. Основная часть. Быт русского народа.

1-ый ведущий: Вы находитесь в этнографическом уголке нашего школьного музея, который был создан усилиями учителей и учеников школы. Экспонаты для него собираются с 1996 года.

Скоморох: Проходите, гости, к нам. Очень рады будем вам.

Все хорошее покажем. Всяку всячину расскажем.

2-ой ведущий: Внутреннее убранство домов богатством не отличалось. Крестьяне довольствовались небольшой избой с простой обстановкой. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. На пол стелили солому и спали. Даже когда в домах стали ставить кровати, на них стелили матрац, набитый соломой, а сверху кровати заправляли лоскутными одеялами. Наволочки на подушки шили из полотна и красили натуральными красителями, например, свеклой. Позже наволочки стали вышивать или выбивать.

1-ый ведущий: Мебели в доме почти не было: стол с перекрещенными ножками, длинные скамьи да сундуки. На стол стелили скатерть: полотно сшивали и посередине пропускали кружево. Скатерти в наш музей были переданы ученицей Дудкиной А., которые принадлежали ее прабабушке, а сундук - учителем начальных классов Золотых Л.В.

Бабушка:

Как из белых мхов
Из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели
Да из долгого льна
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную.

Ванечка: Ой, вы точно моя бабушка - так же интересно рассказываете. Но вот она мне говорила, что без специальной волшебной палочки и не спрядешь ничего.

Бабушка: Это ты, наверное, Ванечка, про веретено говоришь?

Ванечка: Точно, точно.

Бабушка: Веретено, Ванечка, главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.

Ванечка: Знаю, знаю. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром приговаривали: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал».

Бабушка: Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать.

2-ой ведущий: И не только без веретена, но и без прялки. В крестьянском обиходе на протяжении многих столетий дерево служило основным материалом, из которого делали орудия труда и предметы повседневного быта. Из них лучше всего сохранились прялки и это не удивительно. Прялка сопровождала крестьянскую женщину на протяжении всей жизни - от юности до глубокой старости. Прялку бережно передавали из поколения в поколение. Мастера, делавшие прялки, вкладывали в них все свое умение и сноровку. Существует множество разновидностей прялки - ведь не только в каждой области или районе, но порой и в каждой деревне они отличались своими неповторимыми чертами и особенностями. Эту прялку нам в музей подарила Михирева В.Н.

1-ый ведущий: Полотно изготавливали сами из конопли или льна. Коноплю и лен осенью дергали, сушили и на специальном верстачке ломали. Кострица (солома) выпадала, остальное продолжали мять босиком и выминали кострицу до конца; затем оставшееся одевали на гребень, подаренный нам Анакиной Т.М. и чесали. Получалась шерсть, наподобие овечьей. Затем пряли пряжу, а из нее ткали полотно.

2-ой ведущий: Изо льна полотно получалось мягкое, а из конопли - грубое. Это полотно расстилали на солнце, сушили, затем мочили и так повторяли несколько раз. Затем полотно помещали в «жлук» - деревянную бочку без дна, которую ставили на деревянную лохань, добавляли древесную золу и заливали кипяченой водой. Так полотно замачивали и отбеливали, после чего скатывали в тюки. Тонкое полотно называлось «рядно», его сшивали, как простыни, а «рядюга» - толстое полотно, им укрывались и застилали кровати.

Чтец:

Подарил мне батюшка
Чудо-веретенышко
Серебряное донышко.
Нитка белая бежит,
Веретенышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка,
Дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко.
Я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу.

Бабушка: Замечательные стихи. Действительно, работали раньше день-деньской и даже вечером, когда на улице уже темно. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Печь, Ванечка, в доме занимала большое место. Она и грела, и лечила, и кормила. На ней спали старики, в ней мылись, если не было бани. В ней и еду готовили (показывает, как с помощью ухвата ставили чугуны в печь, а «чаплей»-сковороду). Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали, а позже и лампу. В нашем музее хранится керосиновая лампа, которой пользовались в 50-60-х гг. прошлого столетия. А макет этой печи был изготовлен родителями 10 класса.

Ванечка: Помню я лучину, и лампу помню. Да, работы было в то время много. Вот только забыл, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались? Работу ведь нельзя было бросить?

Бабушка: А работу и не бросали. Девушки брали с собой прялки, донца, веретенца и собирались вечером в одной избе. Рассаживались на лавки и принимались за рукоделие. Такие вечера назывались посиделками.

Входят девушки.

Бабушка: Ну, проходите к огню, усаживайтесь, да за работу принимайтесь. Поди работы-то матери всем надавали с собой немало.

Девушки усаживаются на лавки.

Ванечка: Бабушка, а что же на таких посиделках только девушки бывали? А парни как же?

Бабушка: И парни тоже приходили.

Входят парни:

А мы идем, идем,
Земля колых, колых.
А девки хитрые,
А мы хитрее их

Каждая девушка подходит с частушкой к парню и усаживает его на стул.

1-ая девушка:

Не стой, милый, на порожке,
Не большая тебе честь.
Иди, сядь ко мне на лавку,
Для тебя местечко есть.

2-ая девушка:

Не стой, милый, у порога,
Проходи на лавочку.
Не спесивься, пододвинь
Мою точену прялочку.

3-я девушка:

Дайте, дайте, дайте лен,
Дайте сорок веретен.
Буду прясть-попрядывать
Да на дружка поглядывать.

4-я девушка:

Сяду прясть-попрядывать,
На дружка поглядывать.
Нитки рвутся - не вяжу,
На милого все гляжу.

Все усаживаются на лавку.

Бабушка: Парни тоже работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках иногда парни даже варежки вязали, а девушки вышивали.

1-ый ведущий: В конце 50-х годов 20 века по воспоминаниям старожилов стали продавать нитки для вязания и вышивания. Вышивали много: от уголков для этажерок до настоящих картин. (Знакомит с помещенными в уголке вышитыми изделиями - полотенца, подзоры, скатерти и т.д.).

2-ой ведущий: Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры как символы жизненной силы, счастья, люди верили, что они принесут в дом благополучие.

Ванечка: Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках?

Бабушка: Песни пели, игры играли. Парни, девушкам прясть надо, а вы попели бы пока.

Парни исполняют русскую народную песню «Лапти мои».

Бабушка: Но не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали, быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая, да ровная, значит девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.

Чтец:

Возьмет девушка шерсть да веретенце,
Сядет подле светлого оконца.
Вертится веретено,
Крепкими руками сделано оно.
Не похоже на бочку веретенышко,
Не имеет ни стенок, ни донышка.
Ах, как тонок стан веретенный,
Ведь не тоньше нитки сплетенной.
Льется нитка вокруг веретена
И прочна, и мягка, и гладка она.

1-ый ведущий: Гончарное ремесло также издавна развивалось на Руси. Понятие «керамика» включает все виды изделий, выполняемых из белой и красной глины. Изделия из обожженной глины - очень древний вид народного художественного ремесла. Это кувшины, миски, чашки. Наши предки пользовались в основном деревянной и глиняной посудой. (Знакомит с представленными в уголке изделиями из глины).

2-ой ведущий показывает, как пользовались рубелем, представляет утюги.

Заключение.

Учитель: Трудно перечислить все виды народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные, эстетические начала, целесообразность и красота. Сегодня что-то из этих предметов прочно вошло в наш быт как необходимое, что-то вы видите впервые. Но все это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

Рефлексия. Ведущий проводит блиц-опрос.

  1. Что такое лен? (Растение).

  2. Почему лен - универсальное растение? (Лен и кормит и одевает).

  3. Из какой части льна получают волокно? (Из стебля льна).

  4. Как наши предки убирали лен? (Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями).

  5. Какие инструменты служат для прядения волокна? (Прялка, веретено).

  6. При помощи какого ручного инструмента создавалось домотканое полотно? (При помощи ручного ткацкого станка).

  7. Как называется узор на домотканой одежде? (Орнамент).

  8. Что такое рубель и скалка? (Это деревянные гладильные инструменты)

Библиографический список.

  1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений.- Белгород, 2002.

  2. Белгородская губерния. Сборник документов и материалов.- Белгород, 1997.

  3. Загоровский В.П. Белгородская черта.- Воронеж, 1969.

  4. Крупенков А.Н. Старый Белгород.- Белгород, 1992.

  5. Никулов А.П. Старый Оскол.- Курск, 1997.

  6. Осыков Б.И. Белгородский алфавит.- Воронеж, 1990.

  7. Осыков Б.И. Села белгородские.- Белгород, 2001.

  8. Очерки краеведения Белгородчины: Учебное пособие.- Белгород, 2000.

  9. Пархоменко И.Г. Белгородская губерния (социально-экономический и историко-культурологический очерк).- Белгород, 2001 /2-е издание: Белгород, 2002/.

  10. Тройно Ф.П. Очерк социально-экономического развития Белгородчины (конец XVIII века - 1917 год).- Белгород, 1993.

  11. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие - М.,1988.

  12. Туманов В.Е. Школьный музей. - М.,2003.



Приложение



Фото, копия. Прялка и гребень.



Фото, копия. Макет печи.



Фото, копия. Рушник.



Фото, копия. Веретено, гребень и лампа.



Фото, копия. Сундук.



Фото, копия. Предметы быта.

© 2010-2022