Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных учащихся в классе

“Трудные” дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье – родителям, в детском саду – воспитателям, в школе – учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает? Может быть, нелишне взглянуть на ситуацию глазами ребенка? И ему взрослые могут представляться несправедливым...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система воспитательной работы классного руководителя по профилактике трудных учащихся в классе.

В соответствии со сложившейся ситуацией и рекомендациями правительства РФ необходимо повсеместно проводить усиление взаимодействий ведомств, организаций и учреждений, которые должны принимать участие в мероприятиях по профилактике детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений.

Основным посредником в работе с семьей являются классные руководители и социальный педагог школы.

В нашей стране, около 29 миллионов - это дети, которые еще не достигли 16 лет, то есть чуть больше 20% населения страны, что не так много. При этом почти у 2 млн детей есть серьезные проблемы, и они нуждаются в социальной поддержке. Это дети-инвалиды, дети, потерявшие родителей, которые становятся сиротами при живых родителях…

Аналитическая справка по школе:

Всего учащихся - * ( мальчиков - *, девочек -* )

Количество классов-комплектов - *( обучается в 1 смену -* , во вторую смену - *)

Количество полных семей - *

Количество неполных семей - *

Количество многодетных семей - *

Количество малообеспеченных семей - *

Количество семей социального риска - *

Дети под опекой - *

Дети с ограниченными возможностями - *

Дети обучающиеся по ВСП - *

Дети -сироты- *

Учащиеся состоящие на ВШ учете - *, ОДН - *

Семьи состоящие на ВШ учете - *, ОДН - *

Социальный состав семей: рабочие- *,служащие - *, предприниматели- *, пенсионеры -*, безработные- *.

Образование родителей: высшее- *, средне-специальное-*, средне-техническое-*, среднее-*, без образования- *.

Количество семей, имеющих: 1 ребенка-*, 2 детей-*, 3 детей- *, 4 детей и более - *.

"Трудные" дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье - родителям, в детском саду - воспитателям, в школе - учителям. Но справедливо ли смотреть на проблему лишь с позиции воспитателя, которому и самые нормальные дети представляются, «трудными», если на его воспитательные усилия они реагируют совсем не так, как он ожидает?

Может быть, нелишне взглянуть на ситуацию глазами ребенка? И ему взрослые могут представляться несправедливыми, невнимательными, непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, творящими «суд скорый и неправый». В самом деле, каждый ли ребенок, не оправдывающий наших ожиданий, действительно трудновоспитуемый?

По отношению к детям термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, - сначала "трудные" дети и школьники, а затем - взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

"Трудные" дети и "трудные" семьи - понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие детям, имеют корни в семье.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" учащихся, можно выделить следующие:

- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

- незнание их интересов и потребностей;

- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

- усиление влияния псевдокультуры;

- неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

- "эпидемия" разводов;

- потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Категории семей, находящихся в зоне социального и психолого-педагогического риска.

Категории семей

Причины и признаки социального неблагополучия в семье

1. Семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости.

2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами)

Низкая адаптация в среде сверстников

3. Семьи с родителями-инвалидами

Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое социальное пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение

4. Неполные семьи

Семья испытывает финансовые затруднения. В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка.

5. Многодетные семьи

Низкое материальное положение семьи. Недостаточное обеспечение питанием, одеждой и т.д

6. Малообеспеченные семьи:

- с низким уровнем дохода

- с безработными родителями

Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия

7. Неблагополучные семьи:

- педагогически несостоятельные

- нравственно неблагополучные

- зависимые от психоактивных веществ

- практикующие жестокое обращение с детьми

Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребенок. Нарушаются права и интересы детей. Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие.

8. Семьи беженцев

Отсутствие знаний о правах и социальных льготах

Педагогическая неграмотность

9. Семьи участников военных действий

Эмоциональное напряженная атмосфера в семье

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых « трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.

Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его будущее;

Пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Объяснить родителям о пагубном влиянии на ребенка того образа жизни, который они ведут.

Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

Включить ребенка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителя.

Повышение педагогической грамотности родителей через индивидуальные консультации, родительские собрания, совместные круглые столы.

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

При встречах с родителями дома и в школе, использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы, развитие внутреннего мира.

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

Доказать родителям, что с ребенком надо общаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

Доказать , что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании.

Кроме описанных типов семей выделяют также:

дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать - несовершеннолетняя);

семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.

По типу запущенности:

- педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):

- социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);

- правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

- отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

- с нарушениями в сфере общения;

- с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

- с односторонним умственным развитием;

- с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

- не удовлетворенные своим положением в детском коллективе;

- не удовлетворенные своим положением в семье;

- с преобладанием связей с дезорганизаторами;

- с надломленной психикой;

- с избыточной энергией, не нашедшей применения.

Прежде всего, классному руководителю совместно с социальным педагогом школы следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

- ознакомиться с положением ребенка в семье;

- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;

- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.

В младшем школьном возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель в работе с « трудными детьми» должен обратить на них особое внимание:

- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

- учить уважать товарищей и взрослых;

- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Организация помощи педагогически запущенным детям строится по 4 основным направлениям:

1)Организация педагогической помощи:

- отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;

- снятие «синдрома неудачника»;

- формирование положительной «Я-концепции»;

- организация педагогической помощи детям из неблагополучных детей.

2) Организация медицинской помощи (фельдшер)

3)Организация психологической помощи (педагог-психолог)

4) Организация свободного времени

- вовлечение детей в кружки, секции, детские общественные организации, общественно полезную деятельность;

Конечно « трудных» детей порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.

Но есть и еще одна истина, которая доказана « Дети - зеркало образа жизни отцов и матерей».

«Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.Я.Сухомлинский

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, которая определяет эффективность всего образовательного процесса. Наиболее распространенными проблемами в отношениях семья и школы на сегодня, по мнению педагогов являются:

  • Чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей,

  • Недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах,

  • Низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию,

  • Невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей зачастую повторяющийся у их детей.

  • Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье.

В статье 18 Закона "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Современные родители испытывают трудности в воспитании своих детей. Среди многих причин можно выделить следующие:

1. Однодетность или малодетность семьи. В таких семьях дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами.

2. Молодые семьи живут отдельно от своих родителей, что снижает влияние старшего поколения на детей, а внуки лишаются сказок, влияния бабушек, дедушек.

З. Возрастающие социальные и экономические трудности снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроения.

4. Большую часть свободного времени как родители, так и дети проводят за телевизором или за компьютером, не оставляя свободного времени на общение друг с другом.

Причин, мешающих хорошему взаимоотношению детей и родителей, очень много. И на сегодня, к сожалению, можно с уверенностью говорить о том, что во многих семьях обстановка неблагополучная, независимо от их материального положения.

На формирование личности ребенка сильное влияние оказывает весь образ жизни. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка.

В современных семьях можно выделить следующие ошибки родителей:

1) неприятие своего ребенка;

2) несогласованность между взрослыми, родителями, бабушками, дедушками в вопросах воспитания;

3) несоответствие требований родителей возможностям детей;

4) негибкость поведения родителей по отношению к детям;

5) непонимание своеобразия личности ребенка;

6) если в семьях имеет место инверсия супружеских отношений; в результате чего происходит смешение идеалов, утрачивается влияние родителей на детей, а как следствие - у ребенка возникает внутриличностный конфликт.









© 2010-2022