Родительское собрание О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов

Ставропольского края, г.Кисловодск







Конспект родительского собрания в 5 классе

«О значении домашнего задания в учебной деятельнос­ти школьника»








Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Зубахина Елена Алексеевна










г.Кисловодск

Собрание 5

Тема собрания: О значении домашнего задания в учебной деятельнос­ти школьника.

Занятие в школе может только доставить ограни­ченному рассудку и как бы вдолбить в него все прави­ла, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домаш­ний самостоятельный труд.

И. Кант

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значение учебной домашней работы школь­ника.

  2. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Форма проведения собрания: встреча с учителями-предметниками.

Вопросы для обсуждения:

  1. Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника.

  2. Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника.

  3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа к собранию

  1. Диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и ро­дителей по теме собрания.

  2. Подготовка с учащимися плаката-коллажа «Я учу уроки».

  3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних за­даний по разным предметам.

  4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних за­даний.

  5. Газетные статьи по проблеме собрания.

Анкетирование учащихся

Уважаемый пятиклассник!

Подумай и ответь на вопросы анкеты:

  1. Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

  2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?

  3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?

  4. Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых?

  5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?

  6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

  7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?

  8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?

  9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?

  10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой ро­дительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравни­тельного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению до­машних заданий в пятом классе по сравнению с начальной шко­лой?

  1. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку до­машних заданий?

  2. Какие предметы требуют больших затрат времени?

  3. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выпол­няя домашнее задание?

  4. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее зада­ние?

  5. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

  6. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за вы­полненную домашнюю работу?

  7. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному пред­мету?

  8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?

  9. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Анкетирование учителей-предметников

На вопросы анкеты отвечают все учителя, по предметам которых за­даются ученикам домашние задания.

  1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?

  2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при до­зировке домашнего задания?

  3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, раз­ноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учени­ком?

  4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?

  5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют до­машнее задание по вашему предмету всегда хорошо?

  6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют зада­ние плохо или вовсе не выполняют?

  7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выпол­нил домашнее задание?

  8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее за­дание?

  9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домаш­них заданий вы используете?

  10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию). Они фиксируют каждый день количество затраченного времени на под­готовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята выводят среднюю цифру по каждому предмету и оформляют в виде плаката.

Творческим заданием учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу уроки». Ребята должны показать свое настроение и эмо­циональное состояние при подготовке домашних заданий, а также пред­ставить в коллаже модели поведения родителей в этот момент.

Учителя-предметники готовят памятки по своему предмету. Эти па­мятки нужно раздать родителям, чтобы ребенок мог ими пользоваться дома.

Полезная информация

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружа­ющих. Причины плохой учебы часто связаны с начальной школой. Во- первых, это слабая учебная подготовка в первых классах; во-вторых, неу­мение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-треть­их, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая воля.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

  1. Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали труд­ного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объяс­няя свои действия.

  2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы трениро­вать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссвор­ды, головоломки, шарады.

  3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

  4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять до­машнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка «Как готовить домашние задания»:

    1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

    2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

    3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

    4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

    5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

    6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

    7. 7 Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

    8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и однок­лассникам.

    9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

    10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

    11. На письменном столе должно лежать только то, что необходи­мо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выпол­нения задания по следующему предмету.

    12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.

    13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже по­том запомнить.

    14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.

    15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

    16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

    17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

    18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномер­но распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

    19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и исполь­зовать их при подготовке устных уроков.

    20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов

Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова - сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важ­ных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной пос­ледовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо со­единить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мне­нию, метод «5П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изуча­емом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.

  • 1П - просмотри текст (бегло);

  • 2П - придумай к нему вопросы;

  • ЗП - пометь карандашом самые важные места;

  • - перескажи текст (используя ключевые слова);

  • - просмотри текст повторно.

Ход собрания

Статистика собрания. Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних зада­ний.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству - домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы прочитали результаты исследо­ваний психологов, касающиеся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников, возможно, уже полис­тали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке до­машних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он стол­кнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.

Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с од­ним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится го­раздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: уче­ник иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становят­ся гораздо хуже.

В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравне­нию с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (уме­ние писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее зада­ние направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке - неблаго­дарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышле­ния - этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и со­вершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культу­ры эпохи.

Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторе­ние пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и са­мостоятельности;

  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различ­ных способах учебной работы;

  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

  • формирование исследовательских умений ученика (сопос­тавление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме собрания

Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результата­ми полученных исследований. Обсуждение полученных результатов. Консультация учителей-предметников.

Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

  • Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении до­машнего задания;

  • Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и инте­ресы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

  • Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

  • Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.



На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее зада­ние, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положи­тельной отметкой;

  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качест­венного выполнения домашних заданий;

  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих заня­тий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних за­даний.

Итог собрания

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания поданной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по этой проблеме.

В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предме­там.


© 2010-2022