Личность учителя в современной школе

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире.От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из- за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс.Без сомнения, общество не получит учителей, подготов...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире.От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей.Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из- за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс.Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.Понятие профессиональной компетентности педагога ,поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. «…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд.Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом,энтузиазма в соединении с благородной скромностью,- тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человескому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов».

В настоящее время ученые , педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например , «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным,так как,естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит,меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю- педагогу в связи с требованием «нового» времени.Так, например, всего 10-15 лет назад владение компютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ : «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное ,этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»

Интересно узнать, каково представление современного школьника об учителе, для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника».Ученика была представлена анкета, содержащая 3 вопроса: 1)Какой учитель хороший и почему? 2)Какой учитель плохой и почему? 3)Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему? Анализируя полученные результаты, были сделаны следующие выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя,как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся».Можно сделать вывод,что ученикам важна и внешняя ,эстетическая сторона восприятия учителя. Любопытно также, что в 10 кл. 21% учеников предложили вместо учителя компьютер, в то время как 5-классники и 11- классники наоборот, наоборот, не хотят видеть вместо учителя компьтер.Интересы детей в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий.Важно, что именно младшие школьники и будущие выпускники школы настаивают на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой.

Следовательно,можно сделать вывод,что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс обучения и научения, и не менее важно ученикам, чтобы и их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, ибо особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель.Таким образом, обобщив выше сказанное, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств , которые являются отрицательными для учителя. Вот качества учителя, успешно решающие свои задачи:

Учитель понимает своего ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать

Заинтересовывает своим предметом,хорошо его знает и преподает

Любит детей,добрый,доброжелательный,гуманный

Общительный , хороший друг, открытый,открытый, искренний

Изобретательный, творческий, находчивый,сообразительный

Владеет собой,умеет сдерживать эмоции

Тактичен

Всесторонне развит,умный,умеет говорить

Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетство.

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе: 1.Агрессивен, груб,оскорбляет ученика, применяет физическую силу, бестактен,использует свою власть над учеником. 2.Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу. 3.Необьективен,несправедлив,имеет любимчиков,оценивает не знания, а поведение. 4.Аморален,эгоистичен,корыстолюбив,берет взятки,вымогает.5.Не умеет выслушать ученика, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика. 6 .Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы. 7.Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором. 8.Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя. 9.Не творчески работает. 10.Педантичен, формалист.

Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии.

Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интелегентным, красивым,хорошим психологом.Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет , и уже подавляющему большенству учеников не стоит труда этой информацией обладать,к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования.Уже в наше время,тем более в будущем, главной задачей учителя не просто научить, а научить учиться, т.е. показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня.Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.



© 2010-2022