Анализ творчества В. С. Юркевича Одаренные дети, 4 направления работы с родителями

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выполнила студентка группы 1343

Бокова Е.А.

Эта книга психолога, много лет посвятившего работе с одаренными детьми, книга может помочь родителям и учителям решить многие проблемы, связанные с этими необычными детьми. Опираясь на собственный опыт, автор рассказывает об общих и специальных способностях, подробно анализирует наиболее благоприятные периоды их развития, описывает случаи подавления познавательных способностей ребенка родителями и учителями.

«Мотором» способностей по мнению автора является умственная активность. Она объединяет и резко отличает одаренных детей от обыкновенных детей. Юркевич В.С. приводит случай из своей практике. С каждым годом учения детей с яркой познавательной потребностью все меньше. И это тревожит. Родители также играют большую роль в формировании у ребенка одаренности. Мама должна быть очень внимательна к своему ребенку, проявлять большую любовь: чем больше, тем лучше. Ребенок, которому не хватает любви, имеет не так много шансов вырасти полноценным, нормальным, а значит, одаренным. Климат в семье - принципиальная основа для развития познавательной потребности. Автор давно обратила внимание на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов.

Причем на фоне позитивных эмоций способности ребенка развиваются легко и быстро, а при отсутствии таковых на это требуется долгое время умственной работы.

Воспитание одаренного ребенка дело совсем не простое, некоторые мамы и папы просто не могут и не хотят огромное время уделять познавательной способности ребенка. Их раздражает, если он лезет в неположенное место, лень лишний раз почитать книгу, ответить на множество детских «почему».

Поэтому учителя предлагают 4 направления работы с родителями:

  1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка;( В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. )

  2. информационная среда для родителей;(Большим подспорьем для развития кругозора родителей стал электронный дневник «Дневник.ru». В рамках «Дневника» созданы специальные группы «Учись учиться» и «Юные исследователи».Для участников группы «Учись учиться» подобраны специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков. Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка.)

  3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;(Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. )

  4. поддержка и поощрение родителей на уровне школы.(Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой.)


Разная одаренность - разная личность.Одаренные дети - группа риска. Одаренность - это один из факторов риска для развития ребенка. Важный момент когда говорят об одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая одаренность, гораздо более трудная и для учителей, и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. Особенно трудно с такими детьми учителям. В такой ситуации тем более трудно не только заметить нестандартного ребенка - трудно его оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности. У творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем у нормальных детей, из-за чего у него нередки трудности в общении. Нужна особая психологическая подготовка, чтобы уметь работать с такими детьми. Дальше приводится эксперимент на способности творческих и интеллектуальных (с учителями и читателями книги). Интеллектуальная способность - это способность к обучению. Творческая способность определяется как креативность («творческость»). Творчески одаренные люди и интеллектуально одаренные - это разные типы личности, разные типы одаренности. Бельгийский психолог Ж. Нюттен описывает эксперимент, проведенный с группой детей 4-5 лет в комнате, заполненной разнообразными непонятными машинами и устройствами. Оказавшись в такой комнате, все дети проявляли большой интерес, но по - разному. Одни, хватая экспериментатора за рукав, просили объяснить, как с этим играть. Другие же дети - их было меньше, чем первых - сами, ничего не спрашивая, начинали крутить ручки у непонятных игрушек, пробовали завести непонятные машинки. Наверное, не у всех самостоятельных малышей проявятся потом творческие способности, но конечно, в этой группе их будет больше, чем в первой. За различиями в одаренности стоят различия в познавательной потребности.

Первооснова одаренности. Обычные дети. Они из 1-го класса идут во 2-й класс, иностранный язык изучают только в школе и часто с неохотой, а стихи начинают сочинять не раньше переходного возраста. Ученые пришли к выводу, что все дети любят умственный труд, у них у всех ярко выражена потребность в познавательной деятельности. Наблюдения за одаренными детьми и сравнение их с обычными показывают, что различие заключается главным образом в гармонии потребностей: ребенку хочется и сказку послушать, и посмотреть мультфильм. Обычные дети любят кататься на велосипеде, любят цирк и мороженое и т.д. И все любят задавать вопросы. У одаренных же детей нередко наблюдается определенная диспропорция потребностей. Одна потребность - умственная - вырастает чрезмерно, подавляя все остальное. Многие одаренные дети отстают в физическом развитии. Они с трудом овладевают физическими навыками - в основном потому, что не чувствуют к этому большой склонности. Из этого можно сделать 2 вывода. 1. Потребность в познавательной деятельности - это потребность в работе ума, радость от умственного труда. 2. Познавательная потребность присуща всем здоровым людям - взрослым и детям. Что такое познавательная потребность? Это самостоятельная независимая наука индивида. Убеждены психологи говоря о познавательной потребности. Познавательная потребность стоит на «3 китах»: активности, потребности в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда. В предпоследней главе речь идет об интенсивности познавательной потребности, ее уровнях и формах. Выделяют 3 уровня познавательной потребности.

  • 1 уровень - уровень потребности во впечатлениях. Это начальный уровень, фундамент познавательной потребности.

  • 2 уровень - любознательность.

  • 3 уровень - уровень целенаправленной познавательной деятельности. Это высший уровень.

Лень - болезнь эмоций. Первая причина умственной лени детей, искажения нормальной познавательной потребности - в неправильных представлениях об умственном труде. Представлениях родителей, учителей, а потом и детей. Лень - результат неумения учиться. Целый ряд психологических исследований показывает, что развитие внимания детей часто отстает от других психических функций. Внимание - только одна составная часть, причем очень важная умения учиться. Познание осуществляется целостной личностью. Поэтому не приходится удивляться, что при сравнении детей с высокой и низкой познавательной потребностью были обнаружены значительные различия во многих чертах личности. Главное различие между этими детьми было в самооценке, т.е. в том, как они оценивали и воспринимали себя, свои способности, возможности, результаты деятельности. Повышенная тревожность ведет к торможению познавательной потребности. Бывают и случаи лени в результате физической болезни ребенка, точнее - неполного здоровья. По наблюдениям многих психологов, весьма яркие интеллектуальные достижения возникали нередко именно вследствие некоторой физической неполноценности ребенка, как бы в качестве компенсации.


© 2010-2022