Классный час Что значит быть культурным - начальные классы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Учимся быть культурными» для учащихся начальных классов.

Цели: Усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,

Овладеть навыками культурного поведения, учить детей быть воспитанными, культурными людьми, уважать окружающих.

Оборудование: презентация, вопросы на листочках, лотерея, предметы для сценки.

Ход классного часа.

  1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от садовой? (ответы детей).

-Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

(ответы детей).

- Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? (ответы детей).

- Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? (ответы детей).

-Если мы привьём человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет? (ответы детей).

- Что значит быть культурным человеком? (ответы детей).

2. Сообщение темы классного часа.

- Сегодня мы проведём классный час «Учимся быть культурными», на котором поговорим о правилах и нормах поведения.

3. Что такое этикет?

- Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка». Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с 16. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха. В России первый свод правил гражданина был изложен в 17 веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»…Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

При Петре 1 для молодых дворян была издана книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «В платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри , как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству 18 века и выдержала три издания.

4. Работа в группах. Проблемные вопросы.

Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все они сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь соблюдать этот принцип, никогда не ошибёшься. В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Давайте на них ответим.

(Весь класс разделён на группы, каждой группе даётся по 2 вопроса. Вопросы написаны на бумаге, ребята обсуждают их, затем отвечают).

1.Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?

2.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

3.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

4.Почему некультурно мусорить на улицах?

5.Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, с распущенными волосами, в шортах и майках?

6.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

5. Разбор и оценка проблемных ситуаций.

- Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».

«В последнее время вокруг Димы стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на неё во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошёл мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5 класса. Он буквально сверлил её глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

- А как вы считаете, почему с Димкой никто не здоровался?

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми ещё раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колёсиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжёлую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему ещё предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжёлый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!» Но учитель торопливо отвёл руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ёжиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошёл к 5 классу, чтобы хоть Ленке подарить своё крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».

- Как вы думаете, ребята, о чём ему рассказала Лена?

(ответы детей)

- Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

6. Сценки и школьной жизни.

- Сейчас ребята разыграют перед вами сценки из нашей школьной жизни, а все остальные будут внимательно смотреть, а потом скажут, какие ошибки сделали ребята.

Сценка «Мы пришли в гости».

В дверях появляются мальчики в шапках, никто не здоровается. Из-за них выглядывают девочки. Всех гостей пригласили сесть. Они бегут к стульям, начинается возня, стул падает, девочка ушиблась.

(Обсуждается поведение детей).

1 ученик. Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок - это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

Сценка «На уроке».

На перемене в классе шум. Звенит звонок. В класс входит учитель, но никто его не замечает. Он несколько раз приветствует учеников. Только с третьего раза они его слышат и садятся за парты. Все занять своим делом. Учитель вызывает к доске ученицу. Та кривляется у доски и ждёт подсказки. Все шумно подсказывают. Звенит звонок.

(Обсуждается поведение детей).

2 ученик.. Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

С другом на уроке ты болтать не будешь.

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

Сценка « За столом».

На приглашение к столу, гости устремляются к нему, забыв вымыть руки. Садятся за стол, толкаясь, мешая, друг другу. Начинают болтать ногами, стучат ложками по блюдцам, громко разговаривают. Ссорятся, кричат друг на друга. Встают из-за стола и убегают, спешно дожёвывая на ходу.

(Обсуждается поведение детей).

3 ученик. Не забудь закон простой: руки мой перед едой.

Не толкайся, не дерись, сесть за стол не торопись.

К месту подойди спокойно и веди себя достойно.

На соседа не кричи, ложкой, вилкой не стучи.

Это правило знакомо: уважай хозяев дома.

Выходя из-за стола, не забудьте детвора,

От хозяев не бежать, а спасибо им сказать.

- Ребята, вы увидели, что часто мы с вами поступаем неправильно, некультурно. А от этого страдают не только окружающие нас люди, но и мы сами.

7. Игра «Беспроигрышная лотерея»

Ребята, а что такое лотерея? Сейчас мы проведём с вами беспроигрышную лотерею.

Каждый из вас вытянет лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете в награду - аплодисменты.

  1. Выйти с Васякиной Полиной за дверь.

  2. Пригласить Кристину на танец.

  3. Помочь Диане надеть куртку.

  4. Вы чихнули. Ваши действия.

  5. Вы опоздали на урок. Ваши действия.

  6. Поздравьте своего друга с днём рождения и пожелайте чего-нибудь хорошего.

  7. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них который час.

  8. Позвоните по телефону Рае, узнайте, что задали по математике. Если её нет дома. Поговорите с её мамой.

  9. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.

  10. Вы идёте по улице. Впереди старушка с тяжёлой сумкой. Предложите ей свою помощь.

  11. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.

  12. Скажите всем девочкам: «Доброе утро, девочки!»

- Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее? (ответы детей)

8. Подведение итогов.

- Мы с вами живём в 21 веке. Некоторые правила этикета нам кажутся смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

(ответы детей)

- Мне хочется обратиться к словам В.А.Сухомлинского, нашего русского педагога, и к словам немецкого писателя И.Гёте. ( на доске читаем слова). Что общего в этих двух высказываниях. (ответы детей).

- У нас в классе на стене висят правила поведения в общественных местах, пожалуйста, ребята, как можно чаще обращайте к ним, тогда наша жизнь и жизнь людей, которые нас окружают станет намного лучше.

9. Рефлексия

- Ребята, понравился ли вам наш час общения? У вас на столах лежат смайлики, но они дорисованы. Дорисуйте их, в зависимости от того понравилось ли вам наше мероприятие и прикрепите их на доску.















ЛОТЕРЕЯ



1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

1.Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?

2.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

3.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

4.Почему некультурно мусорить на улицах?

5.Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, с распущенными волосами, в шортах и майках?

6.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?











© 2010-2022